Обогащение словаря историческими терминами на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обогащение словаря историческими терминами на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Автор: Селезнева Татьяна Ивановна
Статья: «Обогащение словаря историческими терминами на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но особенно резко они проявляются в познавательной деятельности, в их мышлении и как следствие – в речевом развитие. Нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование активного и пассивного словаря. Для детей с нарушением интеллекта характерен скудный словарный запас. У детей наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительны, чем у детей в норме. Нарушения последовательности логического высказывания учащихся приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме, испытывают затруднения при восприятии исторического материала, при введении терминов в активный словарь. Учитывая, что нарушения внимания приводят к смешению фактов, их хронологической перестановки и, что у учащихся нарушены причинно-следственные связи, последовательность логических высказываний, учащиеся испытывают затруднения при восприятии исторического материала, при введении исторических терминов в активный словарь. Обогащение словаря исторических терминов у учащихся с нарушением интеллекта на уроках истории является одним из условий успешного обучения, повышения уровня информированности. Пополнение словаря – необходимое условие для успешного обучения. Цель в работе с учащимися - формирование активного словаря исторических терминов в ходе каждого этапа урока.Задачи: 1. Выявление уровня сформированности у учащихся активного словаря исторических терминов. 2. Система заданий направленных на обогащение активного словаря исторических терминов у учащихся. Особенности усвоения исторического материала учащимися так же обусловлено нарушениями пространственно-временных представлений, что приводит к трудностям запоминания хронологического материала (дат, историческая последовательность событий), ориентировки на исторической карте. На вопросы учащиеся отвечают односложно или кивком головы. Словесные инструкции воспринимают фрагментарно после неоднократного повторения. Сами говорят мало, неохотно, их речь крайне примитивна. В ходе работы использую методики Власовой Г.В., Чиркиной Г.В., Дмитриевой Л.И. Данные методики были мною переработаны для учащихся с нарушением интеллекта. Это такие методики как : «Объяснение значений слов», «Назови одним словом.», «Назови как называется.», «Твои ассоциации к слову». Для решения поставленных задач были разработаны и проведены специальные различные коррекционные упражнения, а так же игры направленные на решение выделенных нами коррекционных задач. Все упражнения, направленные на развитие активного исторического словаря применяются отдельными этапами в структуре уроков истории. 1.Упражнения способствующие развитию умения объяснять значения исторических терминов. Изучение нового материала по теме: «Новгородское вече»Деятельность учителя:Словарная работа: НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ ,ПОСАДНИК, ТЫСЯЦКИЙ, АРХИЕПИСКОПЗадание: рассмотрите систему управления и найдите в тексте учебника абзацы, рассказывающие о посаднике, тысяцком, архиепископе. Чем занимался посадник? Чем занимался тысяцкий? Чем занимался архиепископ? Деятельность учащихся: Участвуют в разборе новых слов. Записывают схему в тетрадь. Правители Новгорода Посадник Архиепископ Тысяцкий Князя приглашали новгородцы как военного руководителяЗадание.Рассмотрите в учебнике схему управления и распределите обязанностидолжностных лиц Новгорода:посадник управление населением города, судомархиепископ надзор над летописаниямитысяцкий глава городского ополчениякнязь управление казной и внешними связями 2. Упражнения, направленные на формирование уровня понимания детьми лексических значений исторического словаря.Физ. пауза Тема: «Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов»Жили славяне:В лесу – древляне ( руки вверх),В болотистых местах – дреговичи (руки вниз),В поле – поляне (руки в стороны),Севернее - северяне (руки вперед)Это наши предки – восточные славяне (руки скрещиваются на груди). 3. Повторение пройденного материала по теме: «Обычаи восточных славян»Деятельность учителя: На карточках заполните пропущенные слова, словами ,подходящими по смыслу.Деятельность учащихся: Выполняют задания на карточках.Каждая женщина умела ………….. пряжу,……………. одежду.Мужчины…………….сети для рыбной ловли,………….земледельческие инструменты,…………посуду из дерева.Самыми уважаемыми мастерами были…………….и……………… . Повторение пройденного материала.Задание:Учитель показывает на карточках начало слова, а учащиеся – карточку с его продолжением. Побеждает ученик, который быстрее других поднимет карточку с правильным ответом. Возможна работа с карточками и в подгруппах. Исто - рия Боро - наМу - зей Паш - ня Кур - ган Рога - тинаАрхео -логи Жат - ва ( и т. д.)3.Упражнения способствующие развитию умения называть обобщенные исторические понятия. Домашнее задание по теме: «Роды и племена восточных славян и их старейшины»Деятельность учителя: Сообщение домашнего задания.Найдите правильный ответ и подчеркните. 1.Что такое род?- коллектив родственников, вышедших из одной семьи;- народное собрание;- несколько племен.2. Что такое племя?- несколько родственников, живущих вместе;- несколько родов, живущих на одной территории, говорящих на одном языке;- княжеское войско.3. Что такое вече?- торговая площадь;- княжеское войско;- народное собрание.Этап урока: Обобщение по теме «Верования восточных славян».Игра с терминами и словами. 1-й вариант.На доске написаны в два столбика слова, в которых пропущены буквы, трудные для запоминания . Каждое слово закрыто отдельным листом бумаги.Число слов соответствует числу игроков. В игре участвуют две команды.Побеждает тот: 1.Кто быстрее выполнит задание. 2.У кого больше житонов.Задание: 1.Вставить пропущенную букву. 2. Объяснить значение слова. Р – лигия – вера в Бога. Хр - стиане - люди, верующие в Иисуса Христа. Кр – щение - обряд принятия Христианства. Св – щенник - человек, который служит Богу. М – литва - слова, обращённые к Богу. ( и другие) 2-й вариант. Игра с терминами и понятиями.По пройденной теме как можно больше написать слов- терминов, которые ученик запомнил. Учащиеся записывают слова в тетради. Затем поочередно зачитывают по одному слову. Если названное слово есть у кого-то, тот говорит «Есть!» и все вычёркивают это слово. Выигрывает тот, кто имеет больше не зачёркнутых слов. Задание: Написать как можно больше слов по теме.Тризна - прощальный пир.Оберег - предмет, обладающий чудодейственной силой.Духи - невидимые существа.Язычество - вера во многих богов.Идол - деревянное изображение Бога.( и другие)4. Упражнения, способствующие развитию умения, правильно и точно употреблять исторические термины, понятия. Этап урока: Повторение пройденного материала по теме «Исторические памятники.»Деятельность учителя: - Соотнесите виды исторических памятников с предметами, относящимися к ним. Соедините стрелками.Памятники ПредметыВещественные Рукописная книга, газета, закон, документПисьменные Легенды, сказки, пословицыУстные Одежда, посуда, остатки жилищаДеятельность учителя:Задание : Составьте кроссворд на тему: «Инструменты археолога».Ключевое слово – инструмент.Деятельность учащихся:Составляют кроссворд в тетради. Ученики называют инструменты, которые поместили в кроссворд. Л О К П К И АИ Н С Т Р У М Е Н ТС О О К АТ Ж В АО ОЧ ККА Целенаправленная коррекционная работа с использованием разработанной системы упражнений дидактических игр и методических рекомендаций даёт положительные результаты.