Консультация "Роль игры в развитии речи детей"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация "Роль игры в развитии речи детей"
Автор: Жолобова Татьяна Васильевна
Роль игры в развитии речи детей подготовительной к школе группы «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Сухомлинский). Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. И как сложно вашим детям, ведь они - ваша надежда и гордость! Они должны получить очень хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Но нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Он не знает классификации игр, но ему важно, чтобы вы поиграли вместе с ним, дали возможность пообщаться с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство - чувство локтя, чувство коллективизма. Ребёнку хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища. Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями."Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.Приятель - друг - враг;Грусть - радость - печаль;Еда - очистки - пища;Труд - завод - работа;Танец - пляска - песня;Бежать - мчаться - идти;Думать - хотеть - размышлять;Шагать - сидеть - ступать;Слушать - глядеть - смотреть;Трусливый - тихий - пугливый;Старый - мудрый - умный;Бестолковый - маленький - глупый;Смешной - большой - огромный."Два приятеля"Цель: развитие словаря синонимов.Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый) и т.д."Семейная олимпиада"Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак."Два брата"Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище."Назови ласково"Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:Цветок красный, а цветочек красненький.Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).Ведро синее, а ведерко … (синенькое).Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).Дом низкий, а домик … (низенький).Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая)."Магазин посуды"Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно."Найди по цвету"Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:Красное - яблоко, кресло, платье.Желтая - репа, краска, сумка.Синий - василек, баклажан, карандаш."Выбери правильное слово"Цель: развитие мышления, речевого внимания.Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам)."Найди картинку"Цель: развитие анализа и синтеза.Цель: развитие анализа и синтеза.Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;шоссе, кондуктор, водитель, остановка;эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист."Скажи наоборот"Цель: расширение словаря антонимов.Для этой игры нам понадобится мяч.Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.ДРУГ … ВРАГДЕНЬ … НОЧЬРАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)ЖАРА … ХОЛОДЗЛО … ДОБРОПРАВДА … ЛОЖЬХОРОШО … ПЛОХОТЯЖЕЛО … ЛЕГКОВЫСОКО … НИЗКОМОЖНО … НЕЛЬЗЯТРУДНО … ЛЕГКОБЫСТРО … МЕДЛЕННОГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬБРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬПРЯТАТЬ … ИСКАТЬЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ