Наиболее полное удовлетворение индивидуальных, интеллектуально - творческих потребностей субъектов ОП в условиях внедрения углубленного изучения отдельных предметов
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наиболее полное удовлетворение индивидуальных, интеллектуально - творческих потребностей субъектов ОП в условиях внедрения углубленного изучения отдельных предметов
Автор: Хаптагаева Октябрина Ивановна
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальный район Таттинский улус
Муниципальная бюджетная образовательная организация
Туора-Кюельская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Кочнева
Доклад
Наиболее полное удовлетворение индивидуальных, интеллектуально - творческих потребностей субъектов ОП в условиях внедрения углубленного изучения
отдельных предметов
Выполнила: Хаптагаева Октябрина Ивановна-заместитель директора по инновационной работе. Отличник образования РС (Я)
с. Туора-Кюель, 2018 г.
Содержание
1.Паспорт проекта.....................................................................................................................4
2.Анализ социокультурной ситуации....................................................................................4
2.1.Общая характеристика села..............................................................................................5
2.2.Современый социокукльтурный фон........................................................................7
3. Проблематика проекта..........................................................................................................7
4. Философские основания проекта.......................................................................................11
4.1.Основная идея проекта.......................................................................................11
4.2.Образовательные цели проекта....................................................................................12
4.3. Задачи проекта..................................................................................................................12
5. Психологическая концепция.............................................................................................13
5.1.Описание школьного уклада...........................................................................................17
6. Содержание образования....................................................................................................19
6.1. Описание способа (механизма) реализации проекта………………………………19
6.2.Описание структуры предлагаемой системы..............................................................19
7. Этапы реализации проекта ……………………………………………….......................27
8. Дорожная карта реализации инновационного проекта............................................27
9. Критерии оценки предполагаемых результатов……………………………………...30
10. Кадровое обеспечение проекта…………………………………………………………30
11. Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное)…………………………………………………………………32
Введение
МБОО Туора- Кюельская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Кочнева является духовным и культурным центром Жулейского наслега. Школа умело сочетает в своей деятельности духовно- нравственные традиции прошлого с современными образовательными технологиями. Сохранение мудрости предков и постижение ценностей нового мира- вот философское кредо педагогического коллектива школы. Жулейский наслег известен как родина прославленных олонхосутов. Именно поэтому якутский язык во всей его образности и красоте, предстающий в творениях талантливых сказителей, является благотворной питательной средой для сельских школьников.
Образовательная программа школы нацелена на воспитание нового поколения аграриев-людей, образованных, обладающих прочных духовно- нравственным стержнем, с развитой доминантой самосовершенствования, нацеленных на построение здоровой, успешной благополучной жизни в сельской среде. Происходит перестройка сознания в социуме. Сельскохозяйственный труд уже не воспринимается как удел неудачников, не сумевших поступить в высшие учебные заведения. Сельскохозяйственный труд сейчас школьники считают ступенями к жизненному успеху, благополучию.
Участники образовательного процесса Туора- Кюельской средней школы – уникальный союз единомышленников, людей с прочной духовной связью. В этом кроются истоки успехов школы. Основу коллектива составляют уроженцы села. Учителя из других улусов обычно быстро становятся неотъемлемой частью коллектива, часто остаются в селе. Политика школы направлена на подготовку и воспитание истинных педагогов- людей, обладающих высокой культурой, профессионализмом, стремлением к самосовершенствованию. В школе создается обстановка постоянного духовного, творческого, интеллектуального роста для учащихся и учителей.
Безусловно, необходимым звеном успешности является научно обоснованный контроль за качеством образования. Ведется мониторинг всех сторон деятельности школы, отслеживаются уровни интеллектуального, духовного и физического развития школьников. В этом, несомненно , заслуга администрации школы. В школе успешно внедряется ФГОС.
В течение последних двух лет школа реализует программу
Наиболее полное удовлетворение индивидуальных, интеллектуально - творческих потребностей субъектов ОП .
Родители осознали свою ответственность в качестве гражданского заказчика. Они вооружают школьный коллектив жизненно обоснованными идеями. Эти идее затем в результате совместного труда превращаются в интересные проекты и программы. Родители – полноправные участники образовательного процесса. Этих успехов коллектив достиг благодаря научно продуманному анализу социокультурной ситуации. Данный анализ выявил актуальные проблемы села. На основе анализа была разработана система деятельности.
Коллектив Туора- Кюельской средней школы использует огромные воспитательные возможности социума, народных традиций и успешно внедряет современные инновационные технологии.
Социокультурный фон с. Туора-Кюель.
Тип социокультурной ситуации определяется комбинацией двух основных параметров: локальной культурно-исторической традиции (КИТ) и уровня развития современного социокультурного фона (СКФ).
Из четырех четыре основных типов социокультурных ситуаций в конкретной сельской местности МБОО Туора- Кюельская СОШ имени П.П. Кочнева относится к первому.
КИТ(+), СКФ(+) - сохранились культурно-исторические традиции, относительно высок уровень современного социокультурного фона (ситуация сельская школа в культурном центре).
Как показывает практика, данная типология помогает не только диагностировать типичные ситуации, в которых находятся школы, но разрабатывать и реализовывать наиболее целесообразные вариативные образовательные стратегии и модели их развития.
1. Ситуация школа в культурном центре. Суть ситуации состоит в том, что основные социокультурные функции выполняет среда. Школа опирается на нее в своих образовательных программах, но у нее нет необходимости самой становиться центром. Однако появляется возможность более углубленного решения собственно школьных задач - общего образования, индивидуального обучения, выявления и развития способностей детей.
Ключевая проблема проекта.
В результате анализа СКС выявлен МБОУ Туора- Кюельская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов имени П.П. Кочнева выявил следующие проблемы:
1.36,3% выпускников не работают по полученной специальности. Низок процент вертикальной мобильности. Все это говорит о том, что молодые люди не могут адаптироваться к социальным условиям современного общества. Без должной ответственности подходят к выбору профессии. Они руководствуются лишь целью покинуть сельскую местность и получить любое высшее образование. Отсутствует перспективность мышления. По морально-нравственным качествам, интеллектуальному развитию многие из выпускников, не нашедшие своего места в жизни, достаточно высокого уровня: много читают, талантливы. Но они, по тем или иным причинам даже получив соответствующее образование, специальность, не смогли реализовать себя как личность. Анализ выявил высокий уровень межпоколенной мобильности. Но молодые люди, оторвавшись от своей среды, так и не примкнули к другой, не прошли адаптацию.
2.В социокультурном пространстве приходится отмечать такое явление как маргинальность. Составляющими состояния маргинальное у молодежи из сельской местности в условиях рыночной экономики являются: состояние дезадаптивности, переживание эмоционального дискомфорта, неприятие других, ощущение одиночества и переживание внутреннего конфликта. Маргинальность -это понятие, обозначающее пограничное, промежуточное духовное состояние личности между различными нормативно-ценностными системами и представляющими их социальными общностями.
Нами выявлены следующие виды маргинальности:
1) социальная маргинальность, возникающая в результате перемещений индивидов в социальном пространстве и связанная с изменением общественного статуса, с необходимостью освоения норм нового жизненного уклада;
2) возрастная маргинальность, свойственная молодым людям, находящимся в состоянии незавершенной социализации; ее особенностью является движение во времени и замедленная адаптация к социальным ролям, не поспевающая за физическим развитием;
3) культурная маргинальность, субъектами которой являются случайные индивиды, чьи культурные корни оказались оборваны в результате определенных социальных процессов. Они пребывают в состоянии насильственного отчуждения от традиционных для их предков этнических, национальных, религиозно-нравственных ценностей. Драматизм их положения в том, что они не в состоянии усвоить, ассимилировать ценности и дух окружающей их культуры, которая продолжает оставаться для них чужой
3.Анализ показал, что из числа выпускников последнего десятилетия несмотря полученный высокий уровень образовательной подготовки в ВУЗ-е, только три человека имеют научную степень и продолжают заниматься наукой в области естественных и гуманитарных наук. Данная проблема требует серьезного подхода.
4.В селе действует фактически 20 крестьянских хозяйств. Но они до сих пор не стали рентабельными самодостаточными предприятиями. Причина данного явления коренится в недостатке специализированных кадров в сельской местности- зоотехников, ветеринаров, агрономов, экономистов, селекционеров и т.д.. И это при том, что многие молодые люди проходят обучение в сельскохозяйственной академии или колледже. Но у них нет желания связывать свою жизнь с сельскохозяйственным трудом. Поэтому нужно повысить статус сельскохозяйственных профессий с вовлечением в науку молодых специалистов.
Для эффективного решения выявленных проблем необходимо разработать проект, при реализации которого обучающиеся могли бы пройти индивидуальный образовательный маршрут ( политехнические, гуманитарные и естественные науки), осознанно выбирая траекторию своего развития с самореализацией в разных областях человеческой жизни в специально для этого созданных условиях.
Он основан на выборе учебных программ, включаемых в образовательный маршрут с обязательной программой (инвариантная часть образования), программой по выбору ученика (обязательный вариативный модуль), а также с выбором внеурочных занятий. (дополнительно).
4.Философские основания проекта.
Основная идея проекта.
Проект предполагает создание системы выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, к занятиям физической культурой и спортом, интересующихся научной (научно-исследовательской) деятельностью
Этому будет способствовать уклад жизни, ориентированный на интеллектуальное и личностное развитие учащегося, его самоопределение. Тьюторское сопровождение, индивидуальный учебный план, в который входят как обязательные предметы, так и предметы по выбору, элективные курсы и система дополнительного образовательного компонента, создают условия для выстраивания индивидуального образовательного маршрута школьника, проживания им ситуации успеха, стимулируют его дальнейший личностный рост.
Обоснование актуальности темы проекта определяется следующими задачами государственной политики в сфере образования:
– Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ори-
ентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы
дополнительного образования (Концепция 2020)
– В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая
формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора
(Наша новая школа)
– создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи (Концепция 2020)
– Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе (Наша новая школа)
– Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки
талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей (Послание Президента Федеральному
Собранию 30 ноября 2010 года)
– К 2020 году: предоставление возможностей всем обучающимся старших классов
осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное
обучение и профессиональную подготовку (Концепция 2020)
- В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования. (Статья 7. Закона об образовании 2013 г.)
4.1.Образовательные цели и задачи проекта (создание условий для реализации).
4.2.Цель проекта
Создание системы развития и поддержки проявивших выдающиеся способности в определенных областях школьного образования детей, в условиях внедрения углубленного изучения отдельных предметов
4.3.Задачи, на решение которых направлен проект:
1.Создание образовательного пространства для выявления и развития интеллектуально-творческой, физически и духовно здоровой личности, способной к успешной социализации
2. Поддержание и развитие уклада жизни ОУ, ), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений
3.Создание условий для выстраивания индивидуального образовательного маршрута школьника для удовлетворения образовательных потребностей субъектов ОП на основе индивидуальных учебных планов.
4.Организация тьюторского сопровождения обучающихся.
5.Психолого-педагогические основания предлагаемой системы
В каждом человеке есть своя душевная нота.
И велика ценность тех, кто способен услышать ее звучание,
помочь обрести ей нужную тональность.
Л.Н.Толстой
В каждом из нас скрыта бездна талантов и способностей, реализовать которые нам мешает даже не общество и отсутствие средств. А именно неверие в свои силы. Поэтому мы взрослые: учителя, родители должны стремиться помочь ребенку раскрыться. Реализоваться в этой жизни. Ведь только самораскрытие и самореализация способны открыть человеку смысл жизни и подарить ему счастье.
Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребѐнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Для этого очень важно создать в школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.
Цель психолого-педагогического сопровождения (ППС) проекта– создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребенка.
Процесс выявления детей с выдающимися способностями в различных областях достаточно долгий и сложный. Яркие таланты встречаются довольно редко. Используются различные методы выявления способностей, позволяющие установить количественные и качественные характеристики. Необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех способностей. Соответственно, их изучение требует специфических исследований специально предназначенными методиками.
Для развития способностей детям необходимо:
-научиться находить решения в нестандартных ситуациях;
-развивать оригинальность мыслительной деятельности;
-научиться анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
-развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной дальнейшей работы.
Ученые выделяют следующие качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:
Определенный уровень интеллектуальных способностей;
Аналитические умения;
Быстрота реакции и легкость ассоциирования;
Нестандартность мышления;
Творческое воображение;
Развитие интуиции;
Развитие самостоятельности и потребности самоактуализации и расширения своих социальных возможностей.
В МБОО Туора-Кюельская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Кочнева создана система тестов, которая позволяет всесторонне изучить способности и склонности обучающихся, выявлять различные виды
Методики, используемые для диагностики одаренности
1.Творческая одаренность
Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника). Предназначена для изучения вербальной креативности, быстроты построения, оригинальности словесных ассоциаций. Задания рассчитаны на возраст 12-14 лет.
Тест для изучения творческого мышления Торренса (модифицирован Е. Туник). Направлен на изучение беглости, гибкости, оригинальности творческого мышления. Предназначен для возрастной группы 5-17 лет.
2.Интеллектуальная одаренность Тест Прогрессивные матрицы Дж. Равенна. Предназначен для изучения вербального интеллекта, общего уровня интеллекта. Рассчитан на подростков и взрослых.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Тест диагностирует вербальный, счетно-математический, пространственный, мнемический компоненты интеллекта. Предназначен для взрослых и детей.
Краткий отборочный интеллектуальный тест (В.Н. Бузин). Направлен на определение интегрального показателя общих способностей, гибкости, переключаемости мышления, эмоциональных компонентов мышления. Предназначен для взрослых и подростков.
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). Предназначен для оценки умственного развития учащихся 10-12 лет и определения причин неуспеваемости.
3.Математическая одаренность
Тест на математические способности Г. Айзенка. Предназначен для подростков и взрослых.
4.Лингвистическая одаренность
Тесты для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя). Предназначен для изучения кратковременной вербальной памяти, способностей к обобщению, установления языковых правил. Ориентированы на подростков. Тест на вербальные способности Г. Айзенка. Предназначен для подростков и взрослых.
Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника). Направлена на изучение вербальной креативности, быстроты построения, оригинальности словесных ассоциаций. Задания рассчитаны на возраст 12-14 лет.
5.Музыкальная, художественная одаренность.
Методика Карта одаренности. Предназначена для использования учителями музыки и изобразительных искусства.
Психолого-педагогическая диагностика проведена по следующим направлениям:
1. Исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению.
2. Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р. Даймонд).
3. Диагностика структуры интеллекта (тест структуры интеллекта Амтхауэра).
Развитие интеллектуальных и творческих способностей поможет школьникам в дальнейшем сделать свою жизнь интересной и многогранной; избавиться от стрессов, стать интересным и полезным для окружающих человеком, стать успешным во всех сферах своей жизни.
Главным моментом в этом является собственное творчество учителя. Невозможно чему–то научить ребѐнка, если не умеешь делать это сам. Оценка эффективности работы с интеллектуально- творческим детьми:
1. Оценка динамики достижения учащихся общеобразовательного учреждения
через создание и наполнение портфолио.
2. Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания учащихся в школе ,
удовлетворенности учащихся, родителей, общественности образовательным процессом.
3. Рейтинги общеобразовательного учреждения в городе и области по итогам
участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
Ожидаемые результаты:
Создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего возраста и до выпуска из общеобразовательного учреждения.
Создание образовательной среды, способствующей успешности ученика через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
Увеличение количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня. Развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и сопровождения интеллектуально- творческих детей ОУ.
Формами выявления выдающихся способностей детей в разных областях школьного образования детей являются:
1. Психолого-педагогическое наблюдение;
2.Общение с родителями;
3.Работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
4.Подготовка и участие в предметных олимпиадах различного уровня;
5. Подготовка и участие в конкурсах, соревнованиях, научно-практических конференциях различного уровня.
Мониторинг диагностической работы позволяет выявлять способности обучающихся, способствует формированию и дальнейшей корректировке индивидуальной траектории и школьного уклада. Таким образом по результатам каждого учебного года систематически подводится итог на Слете лучших, пополняется банк данных достижений и портфолио обучающихся как результат диагностической работы.
Результаты 2014-2015 учебного года в МБОО
Туора-Кюельская СОШ им.П.П.Кочнева:
Психологическая работа с самим ребенком включает два направления:
психокоррекция, направленная на решение внутренних психологических конфликтов, снятие тревожности, страхов, агрессии;
расширение имеющегося у ребенка репертуара поведения, помощь в построении им своей системы отношений с миром сквозь призму своих особенностей и возможностей.
Несомненно, личность учителя играет важную роль в раскрытии способностей ученика. Именно от его личностно-профессиональных качеств зависит, проявят ли учащиеся свои задатки, данные им природой. Одному учителю достаточно иногда просто интуитивного умения понимать ребенка, другой ― зажигает своим энтузиазмом, энергией, стремлением к познанию, а третий притягивает к себе глубиной знаний и настойчивостью в овладении новым, неизвестным. Работа с одаренными детьми трудна, но она полна множеством развивающих идей и возможностями проявить свои таланты и для ученика, и для учителя. Важно, чтобы наши педагоги хотели этого, знали, как это сделать, и могли заниматься такой работой в условиях учебно-воспитательного процесса.
4.2.Описание школьного уклада.
Метапредметной технологией, пронизывающей всю жизнедеятельность образовательного процесса является технология саморазвития личности, главной целью которой является создание системы выявления и развития и поддержки детей, особо выдающихся в различных областях, формирование самосовершенствующейся личности ученика (опираясь на этнокультурный ресурс– мотивации, ориентации, установки личности на реализацию той или иной деятельности, являющейся ее мощным активатором).На общепедагогическом уровне это три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы: теория (даются теоретические знания о своей психологии), деятельность (предоставляются условия для удовлетворения потребностей и упражнения способностей в позитивной деятельности), уклад (создается адекватный морально-психологический климат (уклад) всей жизнедеятельности, в том числе и учебной).Наибольшую роль в создании уклада личности играют сферы жизнедеятельности: семья со своими традициями, школа (работа), СМИ, открытая уличная среда со своим стилем общения. По данным педагогической печати, влияние школьной среды на развитие ребенка в настоящее время составляет 20-30% от всех воздействующих на него средств. В результате успешной работы данного проекта этот показатель возрастает до 60%, что достигается с помощью создания в учебно-воспитательном пространстве специального уклада, способствующего наиболее полному удовлетворению индивидуальных интеллектуально творческих потребностей обучающихся.Поэтому для разработки проекта Наиболее полное удовлетворение индивидуальных, интеллектуально- творческих субъектов образовательного процесса в условиях внедрения углубленного изучения отдельных предметов была проведена большая пропедевтическая работа: теоретические обоснования на уровне обучающихся и родителей, диагностика, которая выявила склонности обучающихся и их родителей к решению поставленных задач, готовность педагогического коллектива к работе данного проекта.
Схема введения индивидуального образовательного маршрута обучащающихся МБОУ Туора-Кюельская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов им.П.П.Кочнева
6.Основное содержание образования
Изучение результатов прошедшего этапа выявил потребность к созданию условий для выявления и поддержки обучающихся , проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях.
Для этого разработан следующий механизм реализации данного проекта основанный на технологию формирования единого образовательного пространства по спирали:
Технология формирования единого образовательного пространства по спирали:
1.Организация группы по анализу социокультурной ситуации села Данные группы формируются из руководителей учреждений, представителей родительского сообщества, лидеров ученикческого самоправления. Каждая группа имеет свою исследовательскую программу. Подготовка осуществляется следующим образом.
Первый этап. На административном совещании у директора предварительно определяются группы, которые могут наилучшим образом подготовить материалы к анализу на основе проведенных исследований.
Второй этап Заместитель директора по инновационной работе проводит предварительные встречи с каждым предполагаемым участником творческих групп, договариваясь об их участии в работе по подготовке коллективного анализа.
Третий этап. На общем собрании творческих групп директор школы в общем виде формулирует задачи исследования. Тем самым группы получают определенный статус. Затем на оперативном совещании при директоре всему педагогическому коллективу объявляетя состав групп по подготовке к анализу, его тема, цель, процессы подготовки.
Четвертый этап. Группы знакомятся с программами иследования, методами их проведения, правилами оформления справки и способами подачи материала.
Получив общую картину ситуации и выяснив причины социально- культурных проблем, группа готовит справку и предложения, представляющие собой систему мер по улучшению социокультурной ситуации в селе.
Подготовленная справка обсуждается с директором школы и его заместителем по инновационной работе. На этом работа групп заканчивается.
Далее, после окончания работы творческих групп, заместитель директора школы по инновационнолй работе, имея результаты проведенных исследований , приступает к непосредственно социально- пеадгогическому анализу социокультурной ситуации в селе.
Таким образом, анализ завершается синтезированием , позволяющим познать целое, в результате чего формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными.
2.Анализ социакультурной ситуации села на основе предыдущего проекта.
3. Оформление гражданского заказа для нового проекта.
Образовательные потребности учащихся и их родителей начинают выявляться в начале обучения в 1 классе (выбор курсов в рамках внеурочной деятельности) посредством анкетирования родителей. Затем образовательные потребности учащихся и их родителей выявляются при переходе учащихся в 5 класс (распределение часов вариативной части учебного плана и часов внеурочной деятельности), в конце 6-ого класса (предварительный выбор дальнейшего профиля обучения) для организации спецкурсов в 7 классах (групповые занятия по какой-либо узкой проблеме), в конце 7-ого класса (выбор профиля обучения), в конце 9-ого класса (корректировка профиля обучения в старшей школе).
Удовлетворенность образовательным процессом в начальной школе, изменение образовательных потребностей семей анализируется ежегодно в апреле. Полученные данные влияют на изменения, вносимые в основную образовательную программу, в части формируемой образовательным учреждением.
Родительское сообщество поняло истинную суть гражданского заказа. Если в предыдущий период гражданский заказ воспринимался социумом как обозначение каких- то внешних показателей успеха учащегося( успешная сдача ЕГЭ, поступление в ВУЗ-ы, ССУЗ-ы и т.д.) , то за последний этап общественность начала формулировать заказ, учитывающий развитие необходимых, жизненно важных компетенций обучающегося, качества образования.Таким образом, в качестве результата образования рассматривается уже не сумма усвоенной информации, а способность учащихся действовать и использовать свои ЗУН на практике в различных жизненных ситуациях. Следовательно, социум уже считает компетентным того, у кого хватает знаний , умений и опыта применения их в различных ситуациях, кто готов к тому, чему его не научили в ситуациях неопределенности. Исходя из этого , можно сказать , что гражданский заказ сформулирован следующим образом: создание сферы самоорганизации, самообучения, самовоспитания, самоусовершенствования учащихся на основе их личных склонностей, способностей, потребностей, ценностных ориентаций в жизни. Согласно требованиям сельского социума, школа должна учить детей полагаться на свою самостоятельность , формировать жизненный опыт у них на деятельностной основе, вводя его в рамки учебного процесса, добиваясь основного результата обучения; осмысленный опыт деятельности в сферах самостоятельной , познавательной , гражданско- общественной , социально- трудовой, бытовой( включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и др.), культурно досуговой , коммуникативной , информационной и огранизационной.
4.Организация и проведение ярмарки проектов, и внеурочной деятельности который проводится в виде конкурса предлагаемых образовательных, социально-педагогических проектов. Целью данной ярмарки является подготовка к эффективному введению комплексного проекта модернизации образования. Задачами являются:
1.Поддержка гражданских инициатив через инвестирование проектов;
2.Участие гражданских институтов в экспертизе механизме оценки качества образования;
Проекты оцениваются школьным управляющим советом по критериям:
1.Востребованность проекта;
1.1.Наличие четко формулированной проблемы, описания целевой группы проекта;
1.2.Заинтеросованность целевой группы в реализации проекта;
2.Инновационный характер проекта;
Выполнимость проекта;
Соответствие предложенных возможностей участников проекта в планируемой деятельности;
Финансовые и организационные возможности проекта;
Измеримость и конкретность ожидаемых результатов;
3.Устойчивость проекта;
Наличие поддержки проекта на местном уровне;
Возможность продолжения деятельности и дальнейшего развития проекта с опорой на местные ресурс.
5.Разработка образовательной программы ОУ с учетом индивидуального образовательного маршрута школьника для удовлетворения образовательных потребностей субъектов ОП на основе индивидуальных учебных планов.
Основным содержанием , которого являются проекты, авторские программы победители ярмарки.Образовательная программа школы дает функциональный срез жизнедеятельности учреждения , процесса функционирования его образовательной системы. Образовательная программа отражает содержательную сторону деятельности учреждения, его возможности, подкрепленные характеристикой условий его существования. Она констатирует достигнутый уровень развития школы, давая представление о ней как о целостной системе , работающей во взаимосвязи всех ее структурных компонентов. Важной сферой формирования компетентности в усваиваемых знаниях в школьном образовании является сфера разработка и реализации социально- образовательных проектов на основе ИОМ. Они нацелены на усиление личностной направленности образования , расширению возможности выбора у учащихся на основе своих склонностей, задатков, способностей и эмоционально- ценностных ориентаций в жизни. При этом в разработке и реализации социально- образовательных проектов, направленных на овладение детьми компетентностями привлекаются сами учащиеся, их родители, лица, заинтересованные в личностном росте , развитии, и внешние , независимые от органов образвоания , группы и органы государственно- общественного управления школой. Социально – образовательные проекты устанавливают процедуру контроля открытой для учащихся, родителей, общественности, оценивают уровень способности ученика применять получаемые знания в различных жизненных ситуациях, способствуя повышению мотивации и интереса к обучению. Образовательная программа ОУ разрабатывается с учетом индивидуального образовательного маршрута школьника для удовлетворения образовательных потребностей субъектов ОП на основе индивидуальных учебных планов.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе.
Структура ИОМ МБОУ Туора-Кюельская СОШ
Она основана на выборе учебных программ, включаемых в образовательный маршрут.
1. Фиксируются обязательные программы (инвариантная часть образования).2.Программа по выбору ученика (обязательный вариативный модуль).3. Выбор внеурочных занятий. (дополнительно).
Модель индивидуального образовательного маршрута:
1.Диагностика уровня развития способностей ученика и его индивидуальных особенностей или одаренности .
2.Определение целей и задач, которые должны быть достигнуты воспитанником по окончании прохождения ИОМ (образовательные компетенции).
3.Определение времени, которое должен затратить ученик на освоение программы, даты зачетных дней.
4.Разработка индивидуальной образовательной программы(почасового).
5.Определение содержания учебного плана (КИМ), формы занятий ( самостоятельное, групповое, экскурсия), приемов и методов, формы определения итогов. Все это педагог должен оформить в виде алгоритма деятельности ученика на бумаге и выдать учащемуся .
6.Интеграция с другими специалистами.
7.Определения способов оценки и самооценки успехов воспитанника на каждом этапе освоения маршрута (критерии оценки деятельности каждого вида деятельности).
8.Контролирующая структура ИОМ.
Входящий контроль в целях определения корректирующей программы обучения.
Текущий контроль( выдача учебных заданий, консультации и т.п.).
Контроль и оценка ЗУН ( зачетные уроки по учебным программам).
Итоговая аттестация достижений учащихся.
Механизм реализации ИОМ:
1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся по основаниям их учета при индивидуализации учебной работы.
При проведении психолого-педагогической диагностики учитываются особенности учащихся разных возрастных групп.
2. Выявление (формирование) групп обучающихся, имеющих сходные индивидуальные особенности и (или) образовательные потребности.
На основании изученных образовательных потребностей, психологических особенностей формируются группы учащихся.
3. Выявление обучающихся, имеющих высокий интеллектуальный и творческий, спортивный потенциал .
В результате индивидуального собеседования администрации школы, учителей-предметников, классных руководителей с отдельными учащимися и их родителями выявляются учащиеся, для которых будет составлен индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в какой-либо области.
Схема построения ИОМ:
1.Определение целей и задач, которые будут достигнуты учеником по окончанию ИОМ с учетом диагностики уровня развития его способностей.
2.Разработка индивидуального плана в рамках временного интервала.
Определения содержания индивидуальных программ.
Технологии организации обучения и развития.
Оценка достижений ученика на различных этапах освоения маршрута.
5.1.Деятельность социальных, детско-взрослых, сетевых проектов.
Комплекс ИОМ, реализуемый школой, направлен на улучшение качества содержания образования. Переход от обучения, ориентированного на передачу знаний, к развивающему обучению по предмету предполагаемых изменений предусматривает постановку качественно иных целей образования, требует изменений во всех компонентах образовательного процесса, определения ключевых компетенций учащихся.
В экспериментальную деятельность по проекту Полное удовлетворение индивидуальных, творческих потребностей субъектов ОП в условиях внедрения углубленного изучения отдельных предметовбудет вовлечен весь педагогический коллектив, родители и учащиеся. Будут разработаны детско-взрослые проекты, социальные проекты, авторские программы, подпрограммы по всем организационным подструктурам школы. ( Таблица №1)
5.2.Выбор учащимися предметов углубленного изучения.
Подход углубления эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной конкретной области знания или области деятельности. В нашей школе накоплен положительный опыт работы в классах углубленного изучения отдельных предметов: математики, физики, химии, биологии, истории. Практика обучения одаренных детей в классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п. В школе существует гибкая система, позволяющая переводить учащихся в класс с углубленным изучением того предмета, в котором он проявил наибольшие способности.
5.3.Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе углубленного изучения элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору учащегося (не менее 4) из компонента образовательного учреждения. Предлагаемый перечень элективных курсов учитывает, во-первых, необходимость дополнительной подготовки к ЕГЭ, во-вторых, специфику видов деятельности, ведущей в будущей профессиональной деятельности учащихся.
5.4. Социализация выпускника.
Построение инновационного процесса выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей позволит сформировать всесторонне развитую, одаренную личность.
Модель выпускника по проекту Полное удовлетворение индивидуальных, творческих потребностей субъектов ОП в условиях внедрения углубленного изучения отдельных предметов:
во – первых , это личность с адекватным осознанием своих способностей, возможностей и потребностей;
- во - вторых, это человек , развивающий многообразные плодотворные взаимоотношения с другими людьми на уровне семьи, общины, микросоциальных связей;
- в - третьих, это человек, постоянно приобретающий новые знания и умеющий правильно реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира;
- в - четвертых, это человек, высоко оценивающий культурную или творческую деятельность и пытающийся принимать в них непосильное участие;
- в - пятых, это квалифицированный работник, производящий продукцию или оказывающий сервисные услуги на уровне самых высоких требований;
- в - шестых, это хорошо информированный гражданин , интересующийся как нуждами своей общины , так и общенациональными и международными проблемами
6.Экспертиза ШУС, направлена на повышение качества образование в едином образовательном пространстве. ШУС в МОУ Туора- Кюельская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Кочнева изучает материалы анализа состояния образовательной деятельности школы глазами учащихся, глазами родителей учащихся школы, самочувствия педагогов в школе. Основные направления развитие личности, подлежащие измерению и экспертной оценке:
1. социально- нравственное
Усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе, об общечеловеческих ценностях, определяемых в соответствии с содержанием ратифицированной Россией Конвенцией ООН о правах ребенка и содержанием федеральных нормативных актов;
Сформированность основных элементов гражданско- патриотического сознания;
Усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;
Усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;
Усвоение основных понятий культуры социальных отношений , включая экономические и правовые.
Общеинтеллектуальное:
Усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико- синтетической деятельности;
Усвоение основных элементов общенаучных методов познания.
Общекультурное:
Усвоение основных общеэстетических понятий( культурологических, культурно- национальных и других понятий, связанных с художественно- образным способом познания);
Усвоение основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействтие человека с окружающей средой и его последствиями;усвоение основных понятий , определяющих управление собой(своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием)
Результаты деятельности проектов школы в целом оцениваются личностными показателями ключевых компетенций:
-развитие самостоятельной познавательной деятельности
-развитие гражданско-общественной деятельности
-развитие социально-трудовой деятельности
-развитие компетенции в бытовой сфере
-компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности
-развитие коммуникативных компетенций
7.Годовой публичный отчет директора ОУ о выполнении образовательной программы
8. Обозначение новой проблематики и выведение на следующий шаг.
Изучение результатов прлшедшего этапа выявил потребность социума в практико- ориентированных социально- образовательных проектах. Проекты, разработанные за прошедший этап, были недостаточно обусловленные практически. Механизмы реализации проекта были определены нечетко. Мы выяснили, что социально- образовательные проекты должны помогать определять общую стратегию позитивных изменений школы как целостной системы на конкретный период , фиксируя основные параметры нового, качественно более совершенного состояния данного учреждения , а также сроки и способы его достижения. Они должны отражать содержательную содержательную сторону деятельности учреждения, процесса функционирования его образовательной ситемы. Надо обязательно учитывать и тот факт, что мы имеем дело с реальной , а не идеальной школой , живой , а не придуманной. Здесь могут происходить разные события , потому что идет живой процесс обучения, воспитания , развития детей. Разрабатывая социально- образовательные проекты , автор должен всегда помнить об этом. Проекты должны быть направлены на эффективное решение жизненно важных проблем села. Они должны обеспечить культурно-образовательную поддержку и сопровождение деятельности всех участников системы образования: учащихся, семей, образовательных учреждений, профессиональных объединений, производств, работодателей, органов управления, общественных институтов и населения в целом. При разработке таких социокультурных проектов используется успешно апробированная в нашей школе методика анализа социокультурных ситуаций.
7.Этапы реализации проекта
Разработка программных мероприятий -2013-14 год
Реализация программных мероприятий– 2014-2017 год
Анализ результативности программы – 2018год
8.Дорожная карта реализации проекта.
Дорожная карта реализации проекта
Сроки
Ожидаемый результат
Нормативный документ
(при наличии)
Задача1.Создание образовательного пространства для выявления и развития интеллектуально-творческой, физически и духовно здоровой личности, способной к успешной социализации
Мероприятие 1. Под готовка: собеседование с обучающимися и их родителями, диагностирование.
сентябрь
2014
принятие решения о разработке проекта
приказ, согласование собрания
Мероприятие 2. Заседание Педагогического и Управляющего советов по теме Оптимальное удовлетворение индивидуально- творческих потребностей субъектов ОП в условиях внедрения углубленного изучения отдельных предметов.
октябрь 2014
модель ОП, учебный план
Утверждение на пед. совете и согласование с Управляющим советом
Мероприятие 3. Разработка положений, локальных актов, приказов и пр., регламентирующих данный вид деятельности.
ноябрь- декабрь 2014
разработанная нормативно-правовая база
пакет необходимых документов, договор
Мероприятие 4. Разработка образовательных программ и внеаудиторной деятельности.
январь 2015
рабочие образовательные программы по предметам и внеаудиторной деятельности
программы, утвержденные на НМС
Мероприятие 5. Разработка бизнес-плана: определение и утверждение списка учебников и учебно-методического комплекса.
февраль 2015
Утвержденный список
приказы, бизнес-план, заказ
Мероприятие 6. Корректировка образовательной программы и корректировка Программы развития на 2014-2018 гг.
март – апрель 2015
Программы к исполнению
Утверждение документов на пед. совете
Мероприятие 7. Методическая проба. Реализация инновационного проекта: приращение знаний в профессиональном образовании учителя
октябрь 2014январь 2015апрель 2015
повышение профессионального уровня
справка
Мероприятие 8. Постоянно действующий практико-ориентированный семинар Формирование у обучающихся УУД, предметных и метапредметных компетенций
2014-2018
повышение профессионального уровня педагогов, уровень развития у обучающихся УУД, предметных и метапредметных компетенций
справки
Задача 2 Поддержание и развитие уклада жизни ОУ, ориентированного на интеллектуальное, творческое и личностное развитие учащегося, его самоопределение
Мероприятие 1. Разработка дорожной карты
2014
план действий
проект
Мероприятие 2. Создание проектной группы
2014
продукт: коллективная мыследеятельность
разработанный проект
Мероприятие 3. Анкетирование учащихся, родителей, учителей
2014
готовность к участию в проекте
справка
Мероприятие 4. Планирование необходимых ресурсов.
2015
перспективное планирование
план
Мероприятие 5. Заключение договоров с социальными партнерами.
2015
социальное партнерство
договоры
Мероприятие 6. Разработка плана организационно-содержательной деятельности обучающихся.
2015
стратегическое планирование
план, приказ о зачислении
Мероприятие 7. Мониторинг результативности обученности
2014-2018
повышение уровня обученности
справка
Задача 3 Организация тьюторского сопровождения обучающихся.
Мероприятие 1. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников
2014-2018
стратегическое планирование
план, справки
Мероприятие 2. Разработка плана научно-методических семинаров
2015
тактическое планирование
план
Мероприятие 3. Обучение работе в информационно-насыщенной образовательной среде
2014-2018
приращение знаний у всех субъектов ОП
аналитические справки
Мероприятие 4. Изучение и разработка методического обеспечения к рабочим учебным образовательным программам.
2014
нормативные документы
справка
Мероприятие 5. Организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности
2014-2018
самоопределение обучающихся;разработка, экспериментальная проверка и внедрение новых образовательных практик
публичный отчет
Задача 4 Создание условий для выстраивания индивидуального образовательного маршрута школьника для удовлетворения образовательных потребностей субъектов ОП на основе индивидуальных учебных планов ,
1.Организация группы по анализу социокультурной ситуации села
Результат анализа социокультурной ситуации села
2. Оформление гражданского заказа с учетом индивидуальных протребностей обучающихся
Гражданский заказ
5.Организация и проведение ярмарки проектов
Выбор проектов
6. Разработка индивидуального образовательного маршрута школьникаь для удовлетворения образовательных потребностей субъектов ОП на основе индивидуальных учебных планов.
6.1. Деятельность социальных, детско-взрослых, сетевых проектов.
6.2.Выбор учащимися предметов углубленного изучения.
индивидуальный образовательный маршрут школьника
7. Социализация выпускника.
Оптимальное удовлетворение субъектов
8.Экспертиза ШУС
Итоги экспертизы
Продукт
Вид продукта
Год
Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования по
теме: Проектирование образовательной программы
образовательные
программы
2013-2014
Программа психолого-педагогического сопровождения образования
образовательные
программы
2013-2014
Положение ОУ как инновационном образовательном учреждении
проекты нормативных актов
2013-2014
Положение о НОШ
проекты нормативных актов
2013-2014
Организация исследовательской деятельности учащихся
методические рекомендации
2014
Положение о многопрофильном летнем лагере
проекты нормативных актов
2014
Программы работы с одаренными детьми по
отдельным учебным дисциплинам
образовательные
программы
2014-2017
Программа развития и поддержки одаренных детей школьного образования
образовательные
программы
2013-2017
9.Критерии эффективности работы проекта.
1. Критерий:
Полнота разработанных нормативных правовых документов по проблеме проекта
Показатели:
1. Наличие нормативно-правовой базы по проблеме эксперимента: приказы, положения, договоры, локальные акты, инструктивные материалы.
2. Соответствие содержания нормативных правовых документов, предъявляемым к ним требованиям.
3. Унифицированность разработанных нормативно-правовых документов (возможность их использования в других образовательных учреждениях).
2. Критерий:
Степень разработанности учебно-методического и научно-методического обеспечения проекта в образовательном учреждении
Показатели:
Наличие учебно-методических материалов, разработанных и/или апробированных в ходе проекта: образовательные программы,учебные планы, современные образовательные технологии, направленные на развитие учащихся, современные воспитательные технологии, направленные на развитие учащихся, элективные курсы.
2. Соответствие учебно-методических материалов, разработанных в условиях проекта, государственным образовательным стандартам, действующим санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
3. Наличие, разработанных в результате деятельности проекта научно-методических материалов: методические пособия, методические рекомендации, практические пособия.
4. Наличие диагностического инструментария оценки качества образования в условиях проекта: пакет контрольно – диагностических методик обученности, пакет контрольно – диагностических методик воспитанности, пакет контрольно – диагностических методик, определяющих состояние здоровья учащихся, пакет контрольно – диагностических методик (социологических анкет) для выявления удовлетворенности субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях проекта.
5. Наличие системы мониторинга, оценивающего различные аспекты образовательно-воспитательного процесса в условиях проекта.
3. Критерий:
Влияние изменений, полученных в результате деятельности проекта, на качество образования обучающихся
Показатели:
1. Качество знаний.
2. Уровень обученности.
3. Уровень воспитанности.
4. Уровень состояния здоровья обучающихся.
5. Развитие индивидуальных способностей.
6. Удовлетворенность детей и их родителей образовательным процессом.
4. Критерий:
Влияние изменений, полученных в результате деятельности проекта, на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников
Показатели:
Степень вовлеченности педагогических и руководящих кадров образовательного учреждения в проект.
Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате проекта.
Повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников.
Повышение профессиональной активности педагогического состава образовательного учреждения: участие в конкурсах профессионального мастерства, участие в семинарах, участие в конференциях различного уровня.
Количество проведенных мероприятий на базе образовательного учреждения по теме проекта.
5. Критерий:
Информационное сопровождение работы проекта.
Показатели:
Наличие публикаций по теме проекта в научно-методических журналах
Наличие публикаций (репортажей) по теме проекта в СМИ
Отражение результатов деятельности проекта на сайте образовательного учреждения
Наличие аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований, выявляющих результативность (эффективность) работы проекта.
Критерий:
Социальная значимость работы проекта.
Показатель:
1. Удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях проекта.
10.Кадровое обеспечение проекта
Заказчиками, а затем экспертами проекта выступают родители, педагогическое сообщество, общественность.
Со-разработчиками проекта становятся управленцы (администрация школы),
реализаторы (педагоги), а также потенциальные потребители (учащиеся и выпускники).
Кадровый потенциал педагогов : 10 учителей с высшим УПД, 10 учителей с повышенной УПД, 3 педагога-победителя конкурса лучших учителей в рамках ПНПО и др. победители профессиональных конкурсов.
11.Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное)
− стимулирующие выплаты в рамках бюджетного (нормативно-подушевого
финансирования);
− внебюджетные средства,
− попечительские программы.
1