Предметная неделя биологии, как условие мотивации учащихся.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Предметная неделя биологии, как условие мотивации учащихся.
Автор: Саввина Светлана Ивановна

Предметная неделя биологии, как условие мотивации учащихся.Согласно стандарту второго поколения результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы. Одной из основных задач учебно-воспитательной деятельности сельской школы является формирование у подрастающего поколения понимания своего органичного единства с окружающей средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения среды обитания. Окружающая среда становится важнейшим педагогическим средством воспитания индивида, а экологическая работа - одним из путей развития сельской школы в современных условиях. Овладение умением общения и взаимодействия с окружающим миром способствует развитию свободной личности, способной к самовыражению и самореализации. Одним из путей решения этой проблемы является создание в школе детской организации или клубов по интересам. В Туора-Кюельской СОШ Таттинского улуса генерализованным условием непрерывного экологического образования является профильное обучение, обеспечивающее поэтапное развитие учащихся в системе « Профильное обучение в школе - Школьный клуб « Ача»- Научно-экологический лагерь « Ача». В марте 1999 года Постановлением 1 улусной экологической научно практической конференции было принято решение об организации детской общественной экологической организации. Согласно по этому постановлению в школе создан экологический клуб «Ача» для реализации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Название клуба выбрали учащиеся - члены клуба. По-якутски "Ача" - это маленькое молодое растение - основа всего живого, имеет свои способности роста и развития. Соответственно названию своего объединения, члены экоклуба занимаются формированием и саморазвитием склонностей, способностей и намерениями в отношении продолжения образования по выбранным профессиональным интересам, которые нужны в сельских условиях. За 14 лет работы экоклуб имеет 6 выпуска. Первые выпускники уже специалисты по естественному профилю – это врачи, экологи, технологи, биологи, химики. В период существования клуб систематически работал над проектами « Организация научно-исследовательской деятельности учащихся», « Клубная деятельность как фактор формирования экологически грамотной личности», « Путь к успеху», сетевой проект « Алаас». Все работы проводились в рамках этих проектов. Опыт работы экологического клуба достаточно распространен на муниципальном, региональном и республиканском уровне. Одним из традиционных работ экологического клуба « Ача» является организация предметной недели- недели биологии, химии и географии.В нашей школе предметные недели получили широкое распространение и проводятся по всем изученным предметам. Успех проведение предметной недели в большей степени связан с ее содержанием и организацией. Она должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. Формирование познавательных интересов учащихся в недели - это целостный, сложный, многогранный и длительный процесс, усложняющийся на каждом этапе деятельности школьников. Организация предметной недели в школе как один из видов внеклассной работы Б. З. Вульфов и М. М. Поташник считают, что основные особенности организации этой работы должны заключаться в следующем:
  • Организация предметной недели заключается в том, что она не связана рамками обязательных программ. Ее содержание и формы зависят главным образом от интересов и запросов учащихся, от местных условий.
  • Предметная неделя охватывает учащихся различного возраста. Разновозрастной состав не может служить препятствием в организации и проведении внеклассной работы. Напротив, объединяя учащихся из различных классов, внеклассные занятия способствуют сплочению общешкольного коллектива, создаются благоприятные условия для шефства старших над младшими, для развития товарищеской помощи.
  • Во внеклассной работе преобладают самостоятельные занятия. Безусловно, самостоятельную работу учащихся необходимо направлять педагогу, но в отличие от учебных занятий, организуют ее в основном сами школьники. Чем старше учащиеся, тем полнее и многостороннее проявляются их инициатива и самостоятельность. Они выступают не только в роли участников разнообразных кружков, объединений клубного типа, но и в роли активных организаторов внеурочных занятий.
  • Особенность внеклассной работы в современных условиях заключается в том, что сейчас она приобретает большую общественно полезную направленность. В результате она выступает как очень важное и действенное средство профессиональной ориентации школьников, особенно в старших классах.
  • Многообразие форм и методов. Очень трудно и, пожалуй, невозможно перечислить все формы и методы внеклассных занятий. Более разнообразными стали формы организации общественно-полезной деятельности, повышения культурного кругозора школьников.
  • 6. Массовость. Она охватывает не только отдельных любителей природы, интересующих только данные предметы, а всех учащихся. Массовые ее формы дополняются групповыми и индивидуальными занятиями. Уже который год мы учителя биологии, химии и географии Туора-Кюельской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов им. П.П.Кочнева проводим предметную неделю вместе и каждый раз неделя проходит с большим интересом, на высшем уровне. О проведении недели химии, биологии и географии учащиеся были извещены заранее, подготовка велась заблаговременно ( за 1-2недели). О начале недели школьников извещает красочно оформленное объявление, в котором помещается план мероприятий.Все мероприятия проводятся по плану.Каждый день предметной недели был спланирован так, что он включал мероприятия и по химии, и по биологии, и по географии. План проведения недели биологии, химии и географии в 2014-15 уч. году.Понедельник: Проверка биологических, химических, географических знаний. Подготовка проектов по классам по теме « Здоровый образ жизни». В течение недели в 3 этапа проводится конкурс выявления « Лучшего естественника школы 2014 года» Вторник: Интеллектуальная игра « Умники и умницы». Подготовка проектов по классам по теме « Здоровый образ жизни».Среда: Круглый стол для членов экологического клуба с участием специалистов участковой больницы по теме « Здоровье наше богатство». Игра по станциям.Четверг: Защита проектов по классам.Пятница: Участие научно- практической конференции, посвященной 100-летию родной Татты. Заключительный вечер итога недели. Игра « ТОК» Первый день. На уроках 10-15 минут у учащихся дается термины из курса данных предметов, где учащиеся объясняют их. Из каждого класса определяется « Лучший биолог», «Лучший химик», « Лучший географ» класса.Учащиеся по классам с классным руководителем выбирают тему проектов и начинают составлять проекты.Второй день. Лучшие по классам, а их 6 человек вступают в конкурс « Умники и умницы». Конкурс проводится по упрощенной форме телевизионной передачи « Своя игра». При проведении мероприятий используется мультимедийные интерактивные средства в сочетании с аудиовизуальными при выводе изображения на большой экран, что существенным образом повысило наглядность обучения и мотивацию к нему. Игроки выбирают тему и стоимость вопроса, затем отвечают. Если игроки дали правильный ответ, на их счет поступает выигранное количество баллов, если отвечают неверно, соответствующее количество баллов вычитается. В конце конкурса выявляется 2 учащихся « Лучший естественник школы», который имеет право участвовать в заключительном вечере недели.Победитем стали ученики 7 класса Большаков Рома и 8 класса Иванов Эдик. В этот день продолжается подготовка проектов по классам.Третий день. Организуется игра по станциям (4 станции: биология, химия, география, экология). Вопросы для станций готовят учителя. Начиная с 6-го по11 класс составляются 5 команд разновозрастного состава. Победителем становится команда выбравшая наибольший балл. В этот день проводился Круглый стол со специалистами участковой больницы, где с членами экологического клуба обсуждали проблемы здоровья учащихся. В конце данного мероприятия был заключен договор совместной работы школы с участковой больницы.Четвертый день. Защита проектов по классам Проект 6 го класса «Национальная якутская кухня – залог здорового питания».Проект 7 класса «Витамины в нашей еде»Проект 8 класса « Вредной привычке- долой!»Проект 9 класса «»Проект 10 класса «»Проект 11 класса «Сохраним воду вместе». По итогам защиты проекты 8 и 10 класса получили право участвовать в научно-практической конференции « Родной Татте 100лет». Проект 8 класса стал лауреатом конференции, проект 10 класса получил поощрительный приз.Пятый день. Заключительный день итога недели. Проводился интеллектуальная игра ТОК по правилам республиканской телевизионной передачи ТОК «толкуйдаа, оонньоо, кыай» в переводе по русски « мысли,играй, победи». Соревновались 2 учащихся, победившие во втором этапе, те. в игре «Умники и умницы». « Лучшим естественником школы 2013 года» стал ученик 8 –го класса Иванов Эдик.С целью повышения мотивации учащихся всем победителям конкурсов, интеллектуальных игр,проектов вручены специальные призы, грамоты.Важно, что в эти дни дети ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них. В целом неделя прошла успешно. Поставленные цели были выполнены. Все мероприятия были направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Ученик мог проявить свою фантазию, артистизм, творчество и знания по данному предмету, а через игру у ребят воспитывался интерес к родному краю, к предмету. Содержание, формы и виды деятельности предметной недели в каждом году бывает разнообразными, увлекательными и хорошо продуманными.Таким образом, организуя такого рода мероприятия в школе я пришла к такому выводу: - играя, отвечая на вопросы ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и научатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запомнят названия растений и животных;-способствуют развитию интереса, творческих способностей и инициативы школьников; наблюдательности и самостоятельности и принятии решений; более широкому овладению интеллектуальных и практических умений и навыков; умений использовать полученные знания в вопросах сохранения природы; понимания значимости и ценности природы в жизни человека, что способствует формированию целостного мировоззрения; ответственного отношения к природе. Саввина Светлана Ивановна-учитель биологии МБОО «Туора-Кюельская СОШ им.П.П.Кочнева», обладатель гранта «Лучший учитель России», Учитель учителей РС (Я)