Доклад с кратким описанием собственного опыта педагогической деятельности, основанного на совершенствовании и развитии методов и средств обучения и воспитания


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад с кратким описанием собственного опыта педагогической деятельности, основанного на совершенствовании и развитии методов и средств обучения и воспитания
Автор: Гусевская Ольга Игоревна

Гусевская Ольга Игоревна,Учитель русского языка и литературыМАОУ СОШ № 66 Имени Евгения Дороша, г. КраснодарДоклад с кратким описанием собственного опыта педагогической деятельности, основанного на совершенствовании и развитии методов и средств обучения и воспитания Модернизация педагогического образования поставила перед каждым задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра методов и средств обучения и воспитания, использования средств, которые формируют универсальные учебные действия. Реализация системно-деятельностного подхода, положенная в основу нового стандарта, направленная на развитие УУД, меняет представление педагогов о том, каким должно быть содержание образования и его результат, а значит, меняет урок и позицию учителя на уроках.Федеральный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Это означает, что учитель должен отойти от передачи готовых знаний от учителя ученику. Своей задачей на уроке считаю включение каждого ученика в учебную деятельность, организацию процесса самостоятельного овладения учащимися новым знанием, а также использование приобретённых знаний в решении жизненных, познавательных, практических проблем. Чтобы правильно организовать деятельность учащихся на уроке, я изучила соответствующую литературу, описание опыта других школ и взяла за основу предложенные рекомендации. Оптимальной формой проектирования урока, соответствующего требованиям времени, является технологическая карта. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.Сравнивая традиционный урок и новый урок с позиций основных дидактических требований, я уяснила следующие моменты. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя становится главным деятелем. Главной методической целью урока становится создание условий для проявления познавательной активности учеников. Пути достижения этой цели:
  • Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
  • Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
  • Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
  • Л. С. Выготский отмечал, что формирование умений, способностей, личностных качеств возможно только в деятельности. Формирование любых умений (сюда отнесём и универсальные учебные действия) включает в себя следующие этапы.
  • Формирование первичного опыта выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению.
  • Используя полученный опыт, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения УУД.
  • Включение нового УУД в практику учения на предметном содержании любых учебных дисциплин. На этом же этапе — организация самоконтроля и коррекция выполнения УУД.
  • Контроль уровня сформированности УУД и включение его в уроки и во внеурочную деятельность.
  • Приведу пример формирования УУД - постановка цели урока. Сначала данное УУД формируется с помощью вопросов учителя на всех учебных дисциплинах. Далее даётся общее понятие о цели деятельности и выстраивается алгоритм целеполагания. В результате учащиеся начинают применять изученный способ действия, то есть самостоятельно ставят цель своей деятельности на уроке и его этапах. Уровень сформированности данного УУД контролирует учитель.Подробнее остановлюсь на подготовке и проведении урока «открытия новых знаний». Данный урок имеет следующую структуру.1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения;
  • этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
  • Этап мотивации является важной составляющей современного урока. Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. На этом этапе учителю необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности и установить тематические рамки учебной деятельности. Многие учителя сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Решением этого вопроса является использование активных средств формирования УУД. Использую их на всех этапах урока «открытия новых знаний». Кроме этого можно использовать такой приём. Предлагаю стихотворение: Побывал я однажды в стране,Где исчезла частица НЕ.Посмотрел я вокруг с ДОУМЕНИЕМЧто за ЛЕПОЕ положение!И погода стояла НАСТНАЯ,И гуляла собака СЧАСТНАЯИ, виляя хвостом, УКЛЮЖЕПробегала пролазные лужи.А из школы, взявшись за ручки,Чинным шагом вышли ДОУЧКИ.И навстречу им утром раноУлыбалась царевна СМЕЯНА.После прочтения стихотворения задаю вопросы:- Что вызывает улыбку? Почему?- Какова тема урока? Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовить мышление, осознать внутреннюю потребность к построению УД, зафиксировать затруднение в пробном действии. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию УУД является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности: ребёнок получает знание не в готовом виде, а сам «добывает» его. К каждой новой теме я разрабатываю проблемные ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса. Приведу примеры проблемных ситуаций, которые я использую на уроках. а) На доске два глагола: НАПИШЕТЕ, НАПИШИТЕ- Почему глаголы так записаны? (дети высказывают предположение, что одно написание неверное)- Как определить выбор верного написания окончания глагола?- Почему же во втором случае — ите?- Какой же будет тема урока? (Повелительное наклонение глагола)- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку: измените форму числа повелительного наклонения глагола) б) При изучении темы «И — Ы после Ц» предлагаю набор слов с пропущенной буквой-орфограммой и предлагаю их сгруппировать. В ходе наблюдений учащиеся распределяют слова в зависимости от того, в какой морфеме находится орфограмма и самостоятельно формулируют правило. в) При изучении темы «О — Ё после шипящих в корне слова» предлагаю вставить в слова пропущенные буквы, соответственно возникает затруднение. Предлагаю подобрать к словам однокоренные и выявить закономерность. г) Тема «Приставки на З — С». Предлагаю слова со знакомыми приставками, среди которых также встречается новая орфограмма. Возникает затруднение, как записать новые слова. д) Можно просто записать слово в таком виде НЕ? ВЫУЧЕННЫЕ стихи и предложить учащимся порассуждать. е) Предлагаю группы слов с приставками ПРЕ — ПРИ и побуждаю ответить на вопрос: «По какому принципу слова распределены в группы?». Учащиеся в ходе решения проблемы приходят к выводу о значении указанных приставок. ё) При изучении пунктуации сложного предложения предлагаются для сравнения сложное предложение, части которого связаны союзом И, и простое предложение с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И. В ходе наблюдений учащиеся делают вывод о постановке запятой в указанных синтаксических конструкциях. Этап выявления места и причины затруднения. Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения. Состоит из следующих моментов: проанализировать с опорой на знаковую запись и проговорить вслух, что и как делали; зафиксировать шаг, на котором возникло затруднение; соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировать, какого знания или умения недостаёт для решения исходной задачи. Например, в словах бес/здельник, бес/зпорядок, бес/зконечный зафиксировали затруднение в написании приставки и определили, что недостаёт знаний при написании указанных слов. Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. Необходимо сформулировать конкретную цель учебных действий, предложить и согласовать тему урока; выбрать способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); выбрать средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи. Например, после того как зафиксировали затруднение в написании слов бес/здельник, бес/зпорядок, бес/зконечный,задаём вопрос: «С какой проблемой вы столкнулись? Почему? Сформулируйте тему урока». Ребята отвечают, что тема урока «Буквы З — С на конце приставок». Далее задаются вопросы: «Что мы уже знаем о написании приставок? Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?», и составляем план решения проблемы:1. Выбираем соответствующий языковой ситуации материал. Зачем?2. Сопоставляем, сравниваем, анализируем.3. Делаем вывод (ПРАВИЛО сформулировано).4. Решение проблемы (схема, алгоритм и т.п.)5. Применение новых знаний.6. Нужны ли нам НОВЫЕ знания? Самый важный момент на этом этапе — собственно решение проблемы. Например, в словах бес/здельник, бес/зпорядок, бес/зконечный нужно найти некую закономерность выбора буквы или попросить определить звонкий или глухой звук произносится после приставки. Приведу примеры построения проблемных ситуаций на уроках русского языка. а) Тема урока «Написание НЕ — НИ с отрицательными местоимениями». На доске запись:- (Не) известный друг плох для добрых услуг.- Учись доброму, худое на ум (не) пойдёт.- (Н_) которые добру научают, а другие на зло наставляют. - Худо тому, кто (не) делает добра (н_) кому.- Плохо тому, кому пойти (н_) (к) кому.- Раскройте скобки и запишите предложения. При записи каких слов у вас не возникло затруднений? Почему? Почему возникло затруднение при написании этих слов? Какие это части речи? Сформулируйте тему урока. Определите цель урока. Выпишите слова, при написании которых возникло затруднение. Поставьте в них ударение. Какую закономерность заметили? Сформулируйте правило. Проверьте себя по учебнику.б) Тема урока «Знаки препинания при обращении».- Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!- А мы с тобой брат из пехоты.- Приди ко мне любезный друг.- Что общего в строении данных предложений? Чем они различаются? (позиция обращения). Запишите предложения. Какое затруднение возникло? Почему? Прочитайте предложения, интонационно выделяя обращения. Как вы думаете, как в письменной речи нужно оформить обращения? Сформулируйте правило. Проверьте себя по учебнику.в) Тема «Понятие о причастии» На доске текст В. Солоухина: Река была особенный мир, с таинственной теню под кустами, нависшими над водой, с весёлым журчанием воды по камушкам, с луговыми цветами, смотрящимися в неё.- Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Назовите сначала предметы, составляющие мир реки, затем слова, характеризующие эти предметы. Какие части речи помогают писателю нарисовать выразительную, яркую картину? Почему вы затруднились в определении частей речи слов нависшими и смотрящимися? На какие части речи они похожи? На данных этапах происходит формирование следующих УУД. Личностные умения: самоопределение; смыслообразование (учащийся задаётся вопросом о том, какое значение имеет для него учение, и старается найти ответ на него). Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Этап реализации построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. Необходимо выдвинуть и обосновать гипотезы; использовать предметные действия с моделями, схемами и т.п.; применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщённом виде новый способ действий в речи и знаково; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. Например, анализируем языковой материал.Ι. НЕ с причастиями пишется…, если: 1) недоумевающий взгляд; 2) незакончившееся собрание.ΙΙ. НЕ с причастиями пишется…, если:1) Не законченное, а начатое собрание;2) не закончившееся вовремя собрание;3) собрание не закончено.В результате анализа составляем алгоритм «Не с причастиями»При изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» предлагаю для анализа следующие предложения.- Дважды два — четыре.- Лишнее говорить — делу вредить.- Дело науки — служить людям.- Чтение — вот лучшее учение.- Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Сделайте вывод, при каких условиях ставится тире между подлежащим и сказуемым. Составьте схему- опору. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Необходимо решить (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; проговаривать вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т. д. Например, в слове бесшумный приставка БЕС- стоит перед буквой Ш, которая обозначает глухой согласный звук. На конце приставки пишется С. На этапе первичного закрепления формируются следующие УУД. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Необходимо организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; создать ситуацию успеха для каждого; предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. Эталон может быть предложен учителем на доске, в слайдовой презентации, выведен на интерактивную доску. Кроме этого можно предложить задания электронного репетитора «Фраза» или задания единой коллекции ЦОР, где ребятам предлагается эталон решения. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания, использование его в системе изученных ранее знаний. Необходимо выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; довести его до уровня автоматизированного навыка; при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. После изучения на уроке темы «Выделение знаками препинания причастного оборота» предлагаю для анализа предложения и прошу найти такое, в котором неверно поставлены знаки препинания. 1.Тут обогнул он кусты невысокой калины, ронявшей ягоды в снег, и поглядел на рощу. 2. Вся белая от шелковистых каменных берёзок и молодого снега, она показалась ему вымыслом никогда не снившимся ему всегда окружённому лесом. 3. Каждая ветвь была резка, словно отчёркнута мелом, стволы как бы дымились, светлые искры пробегали по их коре. 4. И в этой серебряной роще, среди неподвижных деревьев, неподвижно стояла Таня и плакала. (Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»)Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Необходимо организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки. На данном этапе использую различные приёмы рефлексии.Особое внимание нужно обратить на контроль знаний. Для этого этапа лучше использовать электронные образовательные ресурсы. Например, создавать тесты в программе «Менеджер тестов», «ADSoft Tester», использовать готовые интерактивные задания в сети Интернет. Для контроля знаний применяю такие приёмы: цифровой диктант, буквенный диктант, распределительный диктант, выборочное письмо, задания на классификацию и другие.В заключении урока предлагаю домашнее задание. Оно обязательно должно быть разноуровневым, учащиеся должны иметь возможность выбирать задание из множества предложенных. При подготовке урока в соответствии С ФГОС ООО использую книгу Ахременковой Л. А. «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Представленная в ней нетрадиционная методика позволяет учащимся быстро усвоить и закрепить правила русской орфографии и и пунктуации. В современной педагогике есть интересная идея «Конструктор урока», которая принадлежит А. Гину, автору работы «Приемы педагогической техники». На основе этой идеи созданы цифровые, электронные конструкторы, которые помогают учителю быстро подобрать приемы и техники, соответствующие поставленным целям на определенных этапах проектирования урока. Мной также был разработан такой конструктор, который помогает строить уроки русского языка и литературы. (приложение к Портфолио № 32)Современный урок подразумевает обязательное использование новых образовательных технологий. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов и учащихся нашей школы. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда.Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. В ходе практической работы выделен ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую вместе с учащимися решаем в ходе работы над проектом. Причём проблема имеет личностно значимый для учащихся характер, мотивирует их на поиски решения. Я занимаюсь выпуском школьной газеты “Зеркало” Работа по выпуску школьной газеты осуществляется в основном во внеурочное время. Но и на уроках русского языка используются элементы работы над выпуском периодического издания. Основной метод, используемый при выпуске газеты, – проектный. Основная цель работы над выпуском школьной газеты заключается в следующем: сформировать у учащихся навыки составления текстов разных жанров. В уроки русского языка включаются элементы работы над созданием газеты. Составным элементом такого типа уроков является работа по обогащению активного словарного запаса учащихся. Вопросы и задания разрабатываются в соответствии с программой развития речи и с требованиями, предъявляемыми на ЕГЭ. В работе использую известную методику интерактивного обучения, методологической основой которой являются идеи И.Якиманской о личностно-ориентированном обучении, ведущие идеи Н.К. Винокурова и Ю.К. Бабанского, которые одной из главных задач обучения считают интенсивное развитие личности, её творческого потенциала. Успех обучения русскому языку зависит от оптимального выбора формы урока, соответствующей содержанию и цели. Считаю, что наиболее продуктивными являются следующие формы уроков: интерактивная лекция, создание проекта, деловая игра, презентация, заочная экскурсия, работа в парах, путешествие, мастерская, зачёт. Наряду с использованием таких привычных методов, как лекция, чтение, объяснение, опрос, активно практикуются интерактивные методы: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, моделирование, работа с документами, видео- и аудиоматериалами. На уроке наибольший эффект достигается при использовании сочетания коллективной, групповой и индивидуальной работы с учащимися. Одна из самых эффективных — работа в малых группах, которая даёт всем учащимся возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Школьник учится строить самого себя, анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела — всё то, что направлено на практическую деятельность, предполагает формирование у детей самостоятельности, свободы выбора, готовит к жизни. Подробнее остановлюсь на приёмах, используемых в технологии развития критического мышления. Необходимо умение не только владение информацией, но и умение критически её осмыслить, оценить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать её вдумчиво, критически, оценивать идеи с различных точек зрения, делать выводы относительно ценности и точности данной информации. На уроках использую эффективный приём «Чтение с остановками». Этот приём актуален при подготовке к написанию сочинения-рассуждения, так как надо «идти» вслед за автором, «видеть», как он создаёт текст и что хочет сказать читателю. Также использую приём «Пятиминутное эссе», который помогает подытожить знания в конце урока. Регулярно применяю интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления (ИНСЕРТ). Очень нравится учащимся приём «Толстые и тонкие вопросы». Его применяю при работе с научной статьей учебника, со статьей, которая содержит большой объём информации. Говоря о современном уроке, нельзя забывать об информационно-коммуникационных технологиях. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Кабинет, в котором я работаю, оснащён персональным компьютером, подключенным к сети Интернет, мультмедиа-проектором, также имеется копировальный аппарат и сканер. Поэтому я применяю компьютер и средства мультимедиа на всех уроках русского языка и литературы. Применение указанного оборудования позволяет решать следующие задачи: 1) Реализовывать содержание государственной программы по учебным дисциплинам; 2) Организовывать самостоятельную работу учащихся по формированию основополагающих знаний курса русский язык и литература. 3) Применение ИКТ позволяет реализовывать ключевые компетенции учащихся. На образовательном рынке имеется достаточно большое количество цифровых образовательных ресурсов. Это электронные пособия, ориентированные на конкретный учебник, и самостоятельные, не ориентированные на учебные издания. Я использую программные продукты, рекомендованные Министерством образования РФ. Прежде всего это электронные приложения к учебникам русского языка УМК В. В. Бабайцевой и к учебникам литературы УМК Г. С. Меркина. На уроках литературы в 10-11 классах пользуемся электронной версией учебника С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. На экран выводятся фотографии, иллюстрации, вопросы и задания, учебный материал. Всё это помогает лучшему пониманию и запоминанию изучаемого. Для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку используются электронные тренажёры. Учащиеся имеют возможность отрабатывать те или иные орфограммы и пунктограммы, их работа оценивается, проанализировав ошибки, можно вернуться к выполнению задания. Те же функции выполняют и электронные тесты. Также строю уроки на основе материалов электронных пособий: «Сборник упражнений и диктантов», «Поурочное планирование». Помогают учителю и электронные приложения к газетам «Литература», «Русский язык», в которых содержатся дополнительные текстовые материалы к урокам, презентации, разработки уроков, тесты, рекомендации, подборки музыкальных произведений и т.д. Кроме указанных электронных ресурсов в кабинете представлены художественные фильмы на дисках. Они подобраны в соответствии с государственной программой по литературе просмотр фрагментов является комментированием художественного произведения. Регулярно используются на уроках литературы аудио-книги, на которых представлены основные произведения, изучаемые в общеобразовательной школе. Современный урок невозможно представить без мультимедийных презентаций. На моих уроках они помогают повысить роль наглядности в учебном процессе, дают более полную, достоверную информацию, экономят учебное время, реализуют принцип привлекательности. Я использую презентации на любом этапе урока.Таким образом, применение современных образовательных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды, создаёт условия для развития учащихся и служит повышению качества образования. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит всё то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Поэтому учитываю гигиенические факторы, регламентированные САНПИНами, и использую в образовательном процессе здоровье сберегающие приёмы, формы, методы. Проводимые мной уроки организуются на основе принципов здоровье сбережения, на них используются здоровье сберегающие технологии. Чтобы предотвратить утомление учащихся, стараюсь предложить как можно больше видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание и т. д. Они должны чередоваться через 10 минут. Применяю метод свободного выбора (выбор способа действия, свободная беседа). Средства ИКТ используются в соответствии с САНПИНами. Плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, повышают вероятность наступления утомления. Главная цель двигательной перемены — дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать значение двигательной активности в жизни человека. В школе двигательные перемены проводят классные руководители дежурного класса, старшая вожатая, учителя физической культуры. Являясь классным руководителем 7 класса, организую проведение утренней гимнастики в классе, вместе с детьми участвую в школьных Днях здоровья. Контролирую питание школьников своего класса, охват горячим питанием составляет 100 %. Список использованной литературы1. Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий// Открытое и дистанционное образование.2003. № 2(10).с.5-8. 2. Клишова, О.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы/ О.Г. Клишова //Управление качеством образования. -2008.-№3.-С.С.22-28. 3. Развитие творческих способностей и личности учащихся/ Русский язык в школе. – 2001.-№ 6.с.21-25. 4. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. «Учитель». Волгоград, 2006