Классный час "Уважай старших"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час "Уважай старших"
Автор: Кузнецова Галина Михайловна
Классный час: «Уважай старших» Класс: 1а Воспитатель: Кузнецова Галина МихайловнаЦели: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.Задачи:- дать понятие о том, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать;- разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.Оборудование: мультфильм серия 42 «Невежи» из сериала «ЛУНТИК», компьютер, раздаточный материал, аудиозапись В. Осеевой «Печенье».УУДКоммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиПознавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.Личностные: анализ объектов с целью выделения признаков.Ход занятия:- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. А что – же такое уважение? (Уважение — это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств).Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь в чем-либо и т. д.).- Ребята, а как вы назовете человека, который уважает старших, знает и правильно употребляет вежливые слова?- Вежливый.- А человека, который не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны? Посмотрите мультфильм «Лунтик» и вы узнаете, как называют людей, которые не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны-Как же называют человека, который не умеет себя вести в обществе? (Невежа)-Верно, человек-невежа не умеет вести себя в обществе. В своей речи невежа употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его отрицательные стороны.- А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас мы это узнаем.Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс?(Встать и поздороваться.)Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?Ответ. Поздороваться первым.Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»?(На «вы».)Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?(Добиться соответствующего ответа.)Вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?Ответ. Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших.ФизкультминуткаКогда тебя окружают вежливые люди, то и настроение радостное. Давайте улыбнемся друг - другу и выполним упражнение «Солнышко».Солнце выглянуло рано.Улыбнитесь, встаньте прямо,Раз – хлопок и два – хлопок!А теперь присядь, дружок!И на месте покружись!Руки к солнцу протяни и на месте замри! Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту любовь к добру они выражали в пословицах и поговорках.- Давайте прочитаем одну из них постараемся объяснить её смысл.Вся семья вместе, так и душа на месте. - Мы знаем, что в казачьей семье было принято заботиться друг о друге, помогать, утешать и радоваться вместе. Если в семье спокойствие, мир и лад, то такая семья очень крепкая.- Семья - это опора любого человека в жизни, это настоящие друзья, которые придут всегда тебе на помощь, это уют и тепло, это то место, куда мы всегда спешим, потому, что здесь нас любят и ждут.Самыми близкими людьми для вас являются папа и мама. Но признайтесь честно, кто больше всего проводит с вами времени в детстве? Скорее всего, это дедушка и бабушка.А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье» (АУДИОЗАПИСЬ)Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами две кучки.— Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она опустила голову.Вопросы для обсуждения:— Почему мама и бабушка расстроились?— Что мальчики сделали неправильно?Мальчики проявили равнодушие к маме и бабушке, и им стало обидно. А ведь это самые близкие люди, которые бескорыстно любят своих детей и внуков, заботятся о них.Почему нужно бережно относиться к бабушкам?Упражнение «Копилка добрых дел» Давайте поработаем в парах и постараемся собрать «копилку добрых дел».(На доске)( Работа в парах. У каждой пары на столе лежит листочек, на которых написаны выражения. Дети читают их и размышляют, в какую копилку необходимо поместить это выражение. Парами выходят и размещают.) (Вторая физминутка)Мы можем...Помочь бабушке или маме помыть посуду;Прочитать газету;Сказать ласковые слова;Просто поговорить...Уступить место в транспортеПри встрече здороватьсяНельзяОгорчать старшихОбижать девочку, девушку, мамуБездельничатьПререкаться с взрослыми Внуки должны уважать бабушек и заботиться о них, как в рассказе Л. Толстого «Бабушка и внучка».Чтение и обсуждение рассказа.У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.Вопросы для обсуждения:— Что мы можем сделать для наших бабушек?— Почему внучка работала на бабку?Подведение итоговКакой вывод мы можем сделать? (Старших надо уважать, заботиться о них. Их опыт и знания помогают в разных ситуациях.)- А сейчас я раздам вам памятки, которые помогут вам в жизни. ( Приложение)ПриложениеПравила почитания и уважения старшихНельзя:- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;- бездельничать, когда все вокруг трудятся, плохо предаваться праздности;- смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;- допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую конфету, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться; делать то, что запрещают старшие;- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;- обижать девочку, девушку, маму.Правила вежливости- Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.