"Формирование мотивации к обучению через использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование мотивации к обучению через использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка".
Автор: Волгина Елена Александровна

Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
город окружного значения Нижневартовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов
Педагогический проект по теме:
Формирование мотивации к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
Автор:
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 9 с УИОП
Волгина Елена Александровна
г. Нижневартовск, 2016 г.
Оглавление
1.Краткая аннотация проекта 3
2.Обоснование необходимости проекта 4
3.Цели и задачи проекта 5
4.Основное содержание проекта6
4.1. Теоретические подходы к формированию мотивации к обучению младших школьников…………………………………………………………….6
4.2. Приемы формирования мотивации к обучению у младших школьников ………………………………………………………………………8
4.3.Формирование мотивации к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка ……………………………………………………………………………..10
4.4. Опыт формирования мотивации к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка ………………………………………………………………………….15
4.5. Диагностика уровня формирования мотивации к обучению младших школьников …………………………………………………………………..19-21
4.6.Методические рекомендации для педагогов-практиков ………………21
5. Ресурсы
6.Партнеры………………………………………………………………… 22
7.Целевая установка……………………………………………………… 22
8.План реализации проекта ……… ……………………………………..23
9.Ожидаемые результаты и социальный эффект…………………………23
10.Перспектива дальнейшего развития проекта …………………………. 24
11.Список литературы ………………………………………………………25
1. Краткая аннотация проекта
Педагогический проект посвящен применению информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка с целью формирования мотивации к обучению. Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению развития действий контроля и самоконтроля обучающихся. Основная часть работы посвящена описанию методов и средств реализации педагогического опыта. В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата – презентация в форме мастер-класса практико-ориентированного проекта. В заключении содержатся результаты образовательной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования названных средств обучения являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в конкурсах, интеллектуальных соревнованиях. Данная работа содержит приложение педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе. В моей педагогической практике используются информационно-коммуникационные технологии в виде презентаций, интерактивных тестов, обучающих программ на дисках, сети Интернет (сайты bymath, proforientator и др., базовые федеральные образовательные порталы ФИПИ, Российское образование и др.), интерактивной доски Smart, печатных и аудиоустройств применяются на уроках в классах всех уровней, в работе классного руководителя, научно-исследовательской деятельности учащихся.
2. Актуальность темы
Каждый родитель, учитель, каждая школа желает видеть своего выпускника современным молодым человеком, умеющего самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, т.е. чувствовать себя комфортно в постиндустриальном обществе. А как это сделать, если в целом, в начальную школу дети поступают с разной подготовкой, с разной мотивацией к учению? Как представить целостность картины мира? Как развивать познавательные процессы ребенка в полном объеме? По результатам исследования у детей, идущих в 1 класс, мотивации к учению составляет 42% - 63%. Перед учителем встаёт задача – поддерживать и продолжать формировать учебную мотивацию на основе активной деятельности обучающихся, развивать познавательный интерес. Понятно, что в этих условиях традиционный урок не может оставаться неизменным. Он нуждается в модернизации. Одним из аспектов в калейдоскопе преобразований может быть применение современных информационных коммуникационных технологий и компьютерных средств обучения. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой жизни, предпочтение школьниками уроков, проводимых с новыми средствами наглядности, с применением компьютерных технологий предопределили потребность в данном проекте. Реальное противоречие между установками традиционной системы развития способностей детей и педагогическими факторами, обусловливающими необходимость развития потенциала личности в соответствии с требованиями нового стандарта образования и потребностями общества, показали необходимость в развитии и ранней социализации обучающихся, способствовали формированию данного проекта. Данный проект становится актуальным в период внедрения ФГОС. Национальная образовательная инициатива Наша новая школа определяет важнейшие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, поэтому и сейчас этот опыт не теряет своей актуальности. Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и обучающегося. Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению мультимедийных технологий. Включение информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) - в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся – его мотивы, цели, психологические особенности. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся. На сегодняшний день в государстве существует целостная национальная политика в области внедрения информационно-коммуникационных технологий и сервисов в деятельность образовательных учреждений. Использование информационных ресурсов нового поколения дает возможность достигнуть высокого качества обучения через формирование ключевых компетенций, сформировать внутреннюю мотивацию, индивидуализировать процесс обучения, изменить роль педагога по отношению к ученику Учитель - модератор. Поиск и внедрения в практику наиболее эффективных средств обучения, обеспечивающих развитие учебной мотивации, остается актуальным. Всё вышесказанное, позволило определить тему работы Развитие учебной мотивации на уроках русского языка через использование информационно-коммуникационных технологий. Решение вопросов внедрения ИКТ в школьное образование является приоритетным условием повышения качества обучения в школе. В современных условиях учебный процесс, осуществляемый в основном, лишь традиционными средствами обучения, является недостаточно эффективным. Из данной проблемы вытекает ряд педагогических противоречий: между необходимостью использования информационных технологий в работе учителя и отсутствием методик применения компьютерных программ в работе по развитию учебной мотивации; между доказанной оптимизацией и высокой эффективностью образовательного процесса на основе ИКТ и результатами исследований доказывающими отрицательное влияние безграмотного применения мультимедийных продуктов на динамику развития обучающихся. Рассмотрение данных противоречий обнаруживает проблему исследования в работе, которая состоит в поиске эффективных путей развития учебной мотивации через применение информационно - коммуникационных технологий. Итак, выбранная тема является актуальной и имеет большое значение для развития универсальных учебных действий.
3. Цель проекта: выявление влияния ИКТ на повышение мотивации к изучению русского языка.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования учебной мотивации учащихся в педагогической теории и практике;
2. Определить содержание базовых понятий работы в педагогических трудах;
3.Подобрать, систематизировать, разработать и включить в учебный процесс электронный ресурс, направленный на развитие учебной мотивации к урокам русского языка;
4.Провести мониторинговые исследования, проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
5.Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию учебной мотивации с использованием ИКТ, разработать серию уроков русского языка, методические рекомендации для педагогов по теме проекта, факультативный курс Хочу все знать.
Объект исследования – процесс формирования мотивации.
Предмет исследования – информационно-коммуникационная технология.
Гипотеза: использование ИКТ технологии в системе на разных этапах урока русскому языку обеспечит формирование положительной мотивации к обучению.
Новизна проекта заключается в определении эффективных путей по формированию мотивации к учению младших школьников на уроках русского языка: целенаправленной работе по формированию мотивации через использование информационно-коммуникационных технологий; через изменение роли ученика в процессе обучения, через разработку факультативного курса Хочу все знать в условиях информационно-технологической среды школы. Проект предусматривает два направления работы: первое помогает школьникам усваивать важнейшие умения учебной деятельности, регулирующие процесс учения через ИКТ; второе направление позволяет освоить основные формы, методы, приёмы и правила использования данной технологии для формирования мотивации на уроке. Для реализации поставленных задач использовала комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (изучение научной педагогической, психологической литературы; образовательных стандартов, программ, нормативной методической документации РФ об образовании); эмпирические (наблюдение за ходом образовательного процесса); социальные (беседы, опросы); творческие (работа в сотрудничестве по составлению памяток, планов, терминологических словариков для обучающихся); диагностические (анкетирование учащихся общеобразовательного процесса; диагностика уровня учебной мотивации).
4. Основное содержание проекта.
4.1. Теоретические подходы к формированию мотивации к обучению младших школьников.
Общей методологической базой проекта явились основные положения, раскрывающие сущность, содержание, структуру основных аспектов по проблеме теории мотивации (А.А.Реан, Н.А. Бордовская); психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев); психологической теории учебной деятельности (А.К.Маркова), а также идеи, сформулированные в частных методиках; научные работы по информационно-коммуникационным технологиям: С.А.Зайцева, А.И.Гусева, А.Г.Ковалёва, А.А.Андреева.
Преподавательский опыт, реализуемый педагогом, строится на учете личностно-ориентированных принципов, а именно: непрерывного общего развития каждого; целостности картины мира; учета индивидуальных возможностей и способностей школьников; прочности и наглядности; охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка. В основе построения системы работы учитывались следующие положения, влияющие на эффективность данной работы: возраст школьника; разный уровень его развития; разный; особенности мировосприятия школьника. Содержательную основу опыта составили основные ключевые понятия, термины: мотивация, мотив, учебная мотивация, информационно-коммуникационные технологии, цифровые образовательные технологии, цифровые образовательные ресурсы, учебная деятельность, средства ИКТ. Мотив (по психологическому словарю) - (от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением каких либо потребностей. Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность (И.А. Зимняя). Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме, наиболее общее понятие, относящееся к цифровому информационному объекту, предназначенному для использования в образовании. Таким объектом может быть цифровой видеофильм, редактор звуковых файлов, цифровое описание книги и т.д. Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике. Исследуя отношения школьников к учению, А.К. Маркова установила, что мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребность и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). При этом под мотивами учения отечественные психологи понимают внутреннюю позицию личности, то есть то, ради чего учится ученик, что побуждает его учиться. Вывод: существуют различные трактовки понятий мотивация, мотив; наблюдая отношение школьников к учению можно составить представление о преобладании тех или иных мотивов учения; для развития учебной мотивации используются различные методы и приемы. Был собран и систематизирован материал по формированию мотивации к учению через использование информационно-коммуникационных технологий; предложены методические рекомендации для педагогов-практиков по теме проекта; составлен банк уроков русского языка с использованием ИКТ; разработана и апробирована программа факультативного курса Хочу все знать.
4.2. Приемы формирования мотивации к обучению у младших школьников.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов, давно задумалась над этой проблемой и я. Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Проанализировав учебный процесс, пришла к следующим выводам:
1. Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.
2. Действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению: совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; выбор средств, адекватных цели; учет возрастных особенностей школьников; выбор действия в соответствии с возможностями ученика; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; нестандартная форма проведения уроков; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; эмоциональная речь учителя; использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; применение поощрения и порицания; вера учителя в возможности ученика; формирование адекватной самооценки учащихся; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
3. Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем, эмоциональные: поощрение; порицание; учебно-познавательные игры; стимулирующее оценивание; свободный выбор задания; создание ярких наглядно-образных представлений; удовлетворение желания быть значимой личностью, познавательные: активизация познавательных интересов; создание проблемных ситуаций; опора на жизненный опыт обучающегося; выполнение творческих заданий; побуждение к поиску альтернативных решений; использование метода мозгового штурма; использование сравнений, опытов, парадоксов; экскурс в историю; использование обучающей интеграции между обучающимися. Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитываться следующие факторы, влияющие на развитие учебной мотивации. Приложение 1.
При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть определённых успехов в формировании положительной мотивации учащихся к обучению, но проблема остаётся.
4.3. Формирование мотивации к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
Большими дидактическими возможностями в этом плане, по моему мнению, обладают информационно-коммуникационные технологии, которые осуществляют не только информационную поддержку образовательного процесса, но и адаптируют его к познавательным потребностям и мотивам учения. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. К числу источников информации можно отнести базы данных и информационно - справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажёры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети и Интернет. Как считает Левицкий С.П., возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Приложение 2.
Преимущества использования ИКТ на уроках русского языка:
построение открытой системы образования; индивидуализация учебного процесса; использование средств компьютерной графики и моделирования; рациональная организация познавательной деятельности школьников; формирование учебной мотивации, мышления учащихся; наглядное представление материала; эффективная проверка знаний; многообразие организационных форм. Компьютерные программы содержат: большое количество учебных текстов; иллюстрированный материал; анимацию рисунков, схем, графиков; видеоматериалы. Компьютерные программы позволяют: учителю сосредоточится на изложении материала; повторно рассмотреть фрагмент; осуществить обратную связь; организовать индивидуальный темп учащихся; организовать игровые формы работы. Работая над проектом, я определила, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении: при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); при закреплении изложенного материала (разнообразные обучающие программы); в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.); при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных, нетрадиционных уроков с применением технологии проектов. Применение ИТК - технологий позволяет выбрать такую стратегию обучения, которая позволит каждому обучающемуся учиться с максимальной нагрузкой. Увеличивает качество и количество призовых мест на конкурсах различного уровня и направленности, а значит, способствует повышению самооценки ученика, создаёт условия для развития внутренней мотивации. Для применения информационно-коммуникационных технологий в учебных кабинетах, в классе необходимы такие составляющие готовности: оснащение кабинета, программное обеспечение, подготовка учителя. Для применения ИКТ в учебном процессе учителю необходимо в совершенстве владеть новыми компьютерными технологиями, знать основы программирования, работать в таких программах, как: Power Point, Word, Excel, Publicher и др. (т.е. готовность учителя применять ИТ на уроке), подготовка обучающихся.
Рассмотрим применение информационных технологий на разных этапах урока.
1. В организационном моменте, в актуализации знаний, постановке проблемы (целеполагании) на уроке с применением ИКТ по сравнению с традиционным обучением наблюдаются: быстрое включение детей в деятельность, выделение содержательной области; актуализация функциональной грамотности обучающихся, достаточной для открытия нового знания, а значит ясность в планировании своих действий или фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности; четкость, в переходах от одного этапа к другому; указание границ образовательного пространства, в которых будут работать; уточнение цели, темы урока находясь на любом его этапе, что позволяет сохранять на протяжении всего урока мотивационный компонент учебной деятельности.
Начало урока. Оно должно ориентировать учащихся на готовность включиться в учебную деятельность. Для этого необходимо актуализировать предыдущие достижения, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности и мотивы ориентации на предстоящую деятельность.
Если учителю необходимо повысить интенсивность, плотность урока, развивать у ученика познавательные процессы, самоконтроль, способность давать самооценку, например, при проверке домашнего задания, работая фронтально, можно предложить в программе Word ответы в устной форме или в программе Excel – предложить тесты.
Основная часть урока должна быть направлена на подкрепление и усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов учебной деятельности (легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использование активного поиска самими учащимися, включение учащихся в процесс оценки и самооценки.
Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать, раскрывать последовательно систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели - отдельные учебные действия. При объяснении нового материала учитель или ученик для сопровождения рассказа, лекции, беседы применяют презентации (созданные в программе Power Point), что по сравнению с традиционными методами использование новых форм наглядностей позволяет акцентировать внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала, наглядно представить материал, интенсифицировать процесс объяснения нового материала, регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации, развивать зрительную память, познавательную активность, а значит лучше и глубже представить целостность картины изучаемого материала. На завершающей стадии необходимо обеспечить выход с положительным опытом, с положительной установкой на учение. Это достигается за счет развернутой дифференцированной оценки педагогом деятельности учащегося. Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места.
Сейчас существует большое количество готовых разработанных ЦОР по разным предметам и классам, которые направлены на развитие и формирование учебной мотивации. Но не всегда в них можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и
учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с
ИКТ с учётом особенностей класса, программы. Электронный ресурс. Вызвать у детей интерес к изучению русского языка и сформировать положительную мотивацию учения достаточно проблематично, но возможно. Для этого часто в своей работе я использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point.
Программы MS Power Point способствуют глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; визуализации учебного материала; повышению учебной мотивации школьников и закреплению интереса к изучаемому предмету; позволяют мне разнообразить формы представления учебного материала. Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой. Использование интерактивной доски делает занятия интересными и развивающими мотивацию. Электронные материалы содержат более интересные дидактические упражнения, чем учебники: здесь и сортировка материала по группам, его сравнение, выделение, распознавание.
Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников, а именно при работе над сообщениями, проектами. Компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование даёт мне возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, работать над ошибками, что положительно влияет на учебную мотивацию. В своей работе я пользуюсь электронным учебным изданием по русскому языку Наставник, включающий материал со 2 по 4 класс. В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, значительно повышает качество обучения и повышает мотивацию учения; готовые программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе: Хочу всё знать, Семья Почемучек, Детская энциклопедия SHAPE MERGEFORMAT; энциклопедия Кирилл и Мефодий, Улица Сезам, Видеобукварь, Весёлая грамматика, Гарфилд. Лексика и орфография. Развиваем речь. Развиваем мышление. Особое внимание уделяю продуктам серии Уроки Кирилла и Мефодия. Работа с электронными энциклопедиями и словарями. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт мне возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Как показывает практика, мои учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы и тем самым происходит активизация внимания, мышления, воображения и формирование положительной учебной мотивации. Исходя из необходимости создания системы работы по формированию учебной мотивации младшего школьника мною была разработана программа Занимательная грамматика по русскому языку. Программа разработана на четыре учебных года и рассчитана на учащихся 1-4 классов. Она связана с основным курсом русского языка, разработана на основе развивающего обучения, технологии обучения в сотрудничестве и рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями, которые развивают речь, словесно-логическую память и творческое мышление. Этому способствуют специальные задания, ориентированные на выполнение разного вида работ с использованием ИКТ.
Цель курса: углубление знаний, формирование практического опыта по русскому языку. Это увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения c применением ИКТ. 1.Комплекс заданий подбирался с учетом их направленности на соответствующие познавательные процессы и с точки зрения удобства для групповой, парной и индивидуальной работы в классе. С целью предотвращения снижения интереса учащихся к повторению однотипных заданий я стремилась обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней направленности. В ходе занятий реализовывался принцип "спирали", т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. На этапе закрепления, учитель может просто использовать наличие, возможности компьютера. Например, применяя Диагональную схему урока, когда класс делится на группы, одна из которых работает на компьютере 8-10 минут над материалами мультимедийного компакт-диска, остальные заняты другими формами работы, в т.ч. работой с учебниками, энциклопедиями, практическим раздаточным материалом и др.; Или на этом этапе учитель организует групповую работу, где несколько групп изучают различный материал мультимедийного учебника по заранее подготовленным инструкциям, а затем каждая группа готовит выступление по результатам проделанной работы. Вся этасовместная учебная работа помогает изменять характер взаимоотношений, как между школьниками, так имежду учениками иучителем. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении детей всовместную работу. Начав действовать сообща, учащиеся вдальнейшем сами регулируют взаимоотношения иобсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы всвободной дискуссии. При этом они осваивают тестороны учебной деятельности, которые обычно берет насебя учитель: целеполагание, планирование, контроль иучет работы ит.д.При этом изменяются традиционные функции учителя. Онстановится организатором учебной деятельности школьника, передает учащемуся свои функции управления учением, тем самым, обеспечивая переход отвнешнего квнутреннему контролю. Для расширения границ информационного поля путем применения новых средств обучения, для преобразование новой информации в мыслительный образ учащиеся используют на самостоятельной работе материалы мультимедийных компакт-дисков или вне урока сеть Интернет для творческой работы учащегося над докладом, рефератом. Материалы предоставляют в виде презентации или в текстовой редакции. Что позволит сократить время проверки знаний учащихся, повысить объективность оценки ответов, позволит осуществить индивидуальный подход к обучению.
Методика подготовки уроков с использованием компьютерных программ включает в себя следующие этапы: постановка задачи учителем (анализ данных по конкретному классу, определение методов и форм работы с классом в целом и отдельными учениками); самостоятельная работа учителя по разработке компьютерной программы или использованию готового цифрового образовательного ресурса; использование подготовленной программы на различных этапах урока; проведение тестового контроля (тематического, промежуточного, по итогам урока) с помощью тестовой оболочки; внедрение программы для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время; анализ урока с целью корректировки содержания следующего урока в этом классе.
Информационная карта образовательного модуля ИКТ на уроках русского языка Приложение 3.
Включив в структуру урока ИКТ, я выделила для себя ряд преимуществ. Теперь и учитель, организуя урок, и ученики, работая на уроке, более полно могут раскрыть свой творческий потенциал.
Структурная схема урока (примерная). Приложение 4-5.
Вывод: Таким образом ИКТ помогают сформировать интерес к учению, а значит - положительную (внутреннюю) мотивацию.
4.5.Диагностика уровня формирования мотивации к обучению младших школьников
Цель: выявление уровня развития учебной мотивации учащихся начальных классов. Задачи: 1. Определить критерии, показатели и уровни развития учебной мотивации учащихся начальных классов.2. Изучить состояние работы по планированию работы направленной на развитие учебной мотивации учащихся начальных классов с использованием ИКТ.
Для выявления уровня развития учебной мотивации учащихся начальных классов нами были выделены критерии и показатели. Приложение 6.
Данные показатели отслеживаются 2 раза в год. Инструментарий:
- 1-2 класс - Беседа о школе. Приложение 7.
- Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации.
- 3-4 класс- Мотивация учения и эмоционального отношения к учению.
Для выявления начального уровня мотивации учения была проведена диагностика в 1 классе (начало учебного года), и в последующих классах с помощью методики, предлагаемой Н.Г.Лускановой.
Результаты выявления уровней учебной мотивации. Приложение 8.
Вывод: представленная гистограмма показывает, что большинство учащихся 3-го класса имели недостаточный уровень развития учебной мотивации. После проведённой работы произошли изменения: выросло число учащихся, имеющих высокий уровень развития познавательной мотивации, не стало детей, имеющих низкую учебную мотивацию и негативно относящихся к школе. Причинами изменения отношения к учебной деятельности можно назвать систематическое и планомерное применение в учебной, внеклассной и внеурочной деятельности информационно – коммуникационных технологий. Для выявления доминирующего мотива — интереса к мыслительной деятельности или к преодолению трудностей была проведена диагностика Зачем я учусь? по методике М.В.Матюхиной. Мы выяснили, что если в 1 классе социальный мотив был главным для детей, то к 4 классу главное место занимают уже учебные (познавательные) мотивы обучения.
Результаты выявления уровней мотивации учения Приложение 9.
Уровень развития познавательных и психических процессов учащихся так же показал положительную динамику благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий обучения. Приложение10.
Результаты диагностического обследования развития учебной мотивации у младших школьников на конец учебного года показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, апробированная нами система работы по развитию учебной мотивации с использованием ИКТ на уроках русского языка является эффективной.
4.6.Методические рекомендации для педагогов-практиков. Приложение 11.
5.Ресурсное обеспечение процесса формирования мотивации обучения русскому языку младших школьников через использование ИКТ, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации.
Программное обеспечение для проекта: используемая рабочая программа по русскому языку для 1 – 4 классов с применением ИКТ, разработанная в полном соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, учитывает возрастные особенности обучающихся, опирается на учебно-методические комплексы, допущенные Министерством образования и науки РФ.
Материально-технические ресурсы:
- кабинет начальных классов, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям;
- персональный компьютер (монитор, звуковые колонки, системный блок, компьютерная мышь), мультимедиапроектор, магнитно-маркерная доска, документ-камера, электронный микроскоп;
- для каждого класса имеются комплекты дидактических и раздаточных материалов (книги, схемы, настенные таблицы).
Кадровое обеспечение:
Уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта, считаю достаточным: высшее образование, филиал Тобольского государственного педагогического института, специальность учитель начальных классов, повышение квалификации: курсы Современные методики и технологии начального общего образования (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования), г. Ханты-Мансийск, 2013 год, удостоверение №115.
6. Партнёрами в реализации настоящего проекта являются учителя начальных классов первой и высшей квалификационной категории.
7. Целевой аудиторией являются учащиеся 1- 4 классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №9. В работе учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что во время объяснения учителя ученик не осознаёт излагаемого учителем материала. Осознание же информации происходит через активную познавательную деятельность. В основе формирования мотивации положена модель: внешний мотив-технология ИКТ - внутренний мотив. В младшем возрасте ребёнок должен почувствовать радость познания, приобрести умение учиться, уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
8.План реализации проекта
Сроки
Этапы
Вид деятельности
Исполнители
2009
Первый этап – поисковый
Изучалась и анализировалась методическая литература, в аспекте исследуемой проблемы с целью определения теоретико-методологической базы исследования, формулировки рабочей гипотезы, конкретизации целей и задач исследовательской работы. Анализировались образовательные программы, учебники и учебные пособия, изучался практический педагогический опыт в области экологического образования и краеведения.
Учителя начальных классов
2010 – 2012
Второй этап - практический
Заключался в построении учебного процесса на основе предлагаемого проекта:
Через реализацию его целей и задач, разработку общих дидактических основ э образования.
В определении состава и структуры рабочей программы по русскому языку УМК Школа России. Создан учебно- методический комплекс по развитию речи для 2 класса с мультимедийным обеспечением, банк уроков по теме проекта с учебно-дидактическим обеспечением, ЦОР Слова из словаря в ребусах 1-4 класс.
Учителя начальных классов, обучающиеся 1 – 4 классов, родители обучающихся.
2012 – 2013
Третий этап – обобщающий -аналитический
Проводилось теоретическое обобщение и практическая реализация проектно-исследовательской деятельности и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику.
Уточнялись и формулировались выводы, выявлялись перспективы последующего развития проекта.
Учителя начальных классов, обучающиеся 1 – 4 классов.
9.Ожидаемые результаты и социальный эффект:
-будет обеспечена положительная динамика качественных показателей сформированности мотивации к учению; будет создан банк уроков по теме проекта; будут разработаны методические рекомендации по формированию мотивации к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка,
- информация о проекте будет представлена на педагогических советах, заседаниях ГМО, на научно – практических конференциях, в материалах и публикациях печатных изданий.
Значимость использования ИКТ в учебный процессе на уроках русского языка для формирования мотивации подтверждают победы моих обучающихся на региональных, городских олимпиадах и конкурсах: в 2009, 2010 году мои ученики представляли школьное научное общество учащихся на городском слете детских научных обществ; за участие в городских конкурсах Грани познания –2008, 2009 и Открытие мира награждены дипломами лауреатов: Жванко Полина, Чупина Анна, Горинова Ольга, Косикина Анна, Шайхлисламова Татьяна. Ребята на протяжении 4 лет становились дипломантами всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся Портфолио; в 2009 год - диплом II степени на третьей Всероссийской детской конференции научно – исследовательских и творческих работ Первые шаги в науке, проходящей в Москве; в 2010 год - 1 место в высшей лиге в IX Международной Олимпиаде студентов и школьников Эрудиты планеты - 2010. В 2010 году шесть учеников моего класса принимали участие во Втором универсальном марафоне среди образовательных учреждений с участием лучших команд из 78 регионов России. В 2012, 2013 году - Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку Вот задачка.
Педагогический опыт распространён на школьном, городском и региональном уровне, выступление на школьных педагогических и методических советах: по теме Мотивация как основа успешного обучения представлен на окружной научно-практической конференции Перспективы и механизмы реализации национальной образовательной инициативы Наша новая школа в 2010 году; по теме Влияние мотивации на успешность обучения представлен на городском методическом объединении учителей начальных классов в 2013 году, на II Международных педагогических чтениях Новые стандарты. Новые идеи. Заняла 2 место в городском конкурсе Педагогические инициативы 2012 в номинации Лучшая коллекция ЦОР для начальной школы; соавтор электронного справочника по внедрению ФГОС в начальной школе. 2009 год - выступление на городском методическом объединении начальных классов по теме Использование ИКТ на уроках русского языка; 2010 год- представление опыта на городском семинаре Организация работы с одарёнными детьми по теме Учить словарные слова легко и интересно; в 2011 году приняла участие в городском семинаре Югра – наш дом, провела открытый нетрадиционный урок по русскому языку В мире слов; в 2012 году выступление на методическом объединении начальных классов Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами ИКТ; участие в III Всероссийской научно-практической конференции Современные подходы к повышению качества образования; участие в семинаре Реализация системно деятельностного подхода в современной начальной школе.
10.Перспектива дальнейшего развития проекта.
В дальнейшей работе предполагаю совместно с учителями школы разработать ЦОР к основным разделам русского языка для 3-4 класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все поставленные задачи выполнены в ходе реализации работы:
1. Изучено и проанализировано состояние проблемы формирования учебной мотивации учащихся в педагогической теории и практике.
2. Определено содержание базовых понятий работы в педагогических трудах;
3.Подобраны, систематизированы, разработаны и включены в учебный процесс электронные ресурсы, направленный на развитие положительной мотивации к обучению на уроках русского языка
4.Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию учебной мотивации с использованием ИКТ, разработать серию уроков русского языка, методические рекомендации для педагогов по теме проекта, факультативный курс Занимательная грамматика.
5. Проведены мониторинговые исследования, проанализированы полученные результаты и сделаны выводы.
Таким образом, полученные позитивные результаты свидетельствуют об эффективности предложенной теоретической основы формирования мотивации. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Список литературы
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2009. №3.
Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции Применение новых технологий в образовании. – Троицк: Фонд новых технологий в образовании Байтик. – 2003. – С. 68-70.
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. Начальная школа . №2 2009.
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. Начальная школа. №11 2008г.
Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Распоряжение Правительства РФ: от 29 декабря 2001 г. №1756-р Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Лямзин Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе // Материал из Letopisi.Ru — Время вернуться домой.
Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. Начальная школа №2 2007.
Татарников А.Н., Татарникова Л.А. Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации: Учеб. Пособие. - Изд. 2-е, перераб. - Томск, 2007. - 131 с.
Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников. Начальная школа. № 4 2010.
Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2011.
Интернет-ресурсы:
- .
-
-
-
- -
HYPER13PAGE HYPER15
15