«Преодоление тревожности» с использованием сенсорной комнаты» «Я - самый смелый»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Преодоление тревожности» с использованием сенсорной комнаты» «Я - самый смелый»
Автор: Иванова Анастасия Александровна
Муниципальное образованиеКоррекционно-развивающее занятие с детьми ОВЗ «Преодоление страхов»с использованием сенсорной комнаты»«Я - самый смелый»Подготовила: педагог-психолог Иванова Анастасия Александровна.Ханты-Мансийск 2013г«Я - самый смелый»Цель:Преодоление страхов у детей ОВЗЗадачи:Ориентация ребёнка на собственные возможности в преодолении страхов.Коррекция страхов путём проигрывания ситуаций взаимодействия с предметом страха.Снятие напряжения, повышение уверенности в себе.Освоение коммуникативных умений.Интеграция:Музыка (звуковой фон, успокаивающая и восстанавливающая музыка.Способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание). Коммуникация (овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими). Познание (развитие познавательных интересов, сенсорное развитие). Чтение художественной литературы (формирование интереса и потребности в чтении). Художественное творчество (удовлетворение потребности детей в самовыражении).Виды деятельности:ИгроваяТворческаяОборудование:Музыкальный центрСветильник «Фонтан света»«Сухой душ»Сенсорная дорожкаМатериалы:АльбомыКарандашиДиск с музыкойМячМетоды:Игровая терапия (коррекция страха перед сказочными или реальными образами, освобождение от ранее подавленных в связи со страхом эмоций).Рисуночная терапия (снятие напряжения).Релаксация (снятие психического напряжения, сосредоточение на себе, своих переживаниях и ощущениях).Куклотерапия(повышение уверенности в себе, самопринятие).Танцевальная терапия(умение выражать сильные эмоции, расслабляться).Телесная терапия (снятие заблокированных эмоций радости, хорошего настроения, удовольствия).Приёмы:Переживание положительных эмоций за счёт возможности творческой само регуляции.Переживание безопасности за счёт создания условной ситуации.Предполагаемый результат:Формирование навыков общения, самостоятельности и независимости, снятие мышечных зажимов, преодоление страхов.Конспект коррекционно-развивающего занятия:«Я - самый смелый»Цель: Знакомство участников с психологом и участниками группы, с комнатой психологической разгрузки, определение целей встреч.Ход мероприятия:Психолог: Здравствуйте ребята, как я рада всех вас видеть! Проходите по волшебному мостику (сенсорная дорожка) в нашу волшебную комнату (экскурсия). Давайте сядем с вами в круг и познакомимся, у меня в руках мячик который мы будем передавать, друг другу при этом говоря своё имя. Ну, вот мы и познакомились, и теперь,можем обсудить для чего мы здесь собрались и что будем делать все вместе. А сейчас давайте немного порисуем.Раздаётся шум. Психолог: Ой, ребята я забыла вам сказать, в нашей волшебной комнате живёт маленький домовёнок, где же он прячется? Дети находят домовёнка.Домовёнок выходит к ним.Домовёнок:Я вас боюсь, вы кто такие? Вы не будете меня кусать, царапаться, драться и пугать?Психолог:Ребята давайте познакомимся с домовёнком и скажем ему, что мы добрые и его не обидим.Дети подходят к домовёнку, знакомятся.Домовёнок:Ребята, меня зовут Кузя и я очень рад, что вы пришли в нашу волшебную комнату. Мне одному очень страшно. А чего боитесь вы? Психолог: Ребята, у Кузи тоже есть страхи, давайте пригласим его с нами поиграть, порисовать и вместе попробуем справиться с нашими страхами.Упражнение « Нарисуй свой страх»Дети, Кузя и психолог рассаживаются за стол,им предлагается нарисоватьрисунок под названием «Мой страх». После того как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить, чего боится каждый ребёнок.Психолог: Ребята, Кузя, предлагаю немного поиграть.Подвижная игра «Птицелов»Цель: развитие внимание, закрепление знакомства детей.Психолог: Каждый из васвыберет, какой он хочет быть птицей. Это может быть:ворона, филин, утка, гусь, кукушка, воробей и т.д. Птицелов стоит в центре комнаты с завязанными глазами, а птицы кружат вокруг и приговаривают:Во лесу, во лесочкеНа зелёном дубочкеПтички весело поют.Ай «Птицелов» идёт!Он в неволю нас возьмёт,Птицы улетайте!Птицы разбегаются. Птицелов хлопает в ладоши – они замирают, а птицелов начинает их искать (птицы не должны прятаться за какие либо предметы). Как только птицелов коснулся птицы, она издаёт характерный для неё крик (три раза). Птицелов должен отгадать название птицы и имя игрока. Если он угадал, узнанный становиться птицеловом, а если нет – игра проводится (4-5) раз. Упражнение «Солнечные зайчики» Звуковое сопровождение упражнения «Лесные звуки». Дети и Кузя ложатся на мягкое напольное покрытие. Психолог: Ложитесь удобно, так, чтобы ваши руки и ноги отдыхали и закройте глаза. Представьте, что мы с вами отдыхаем на лесной полянке. Мы лежим на мягкой теплой траве, а с неба нам улыбается солнышко. Оно посылает нам свое тепло и ласково касается лучиками. А вместе с лучиками к нам прилетели озорные солнечные зайчики. Один зайчик прыгнул нам прямо на носик, он дарит нам радость и улыбку. Давайте очень аккуратно погладим его, чтобы не испугать зайчика. С носика зайчик прыгнул на щечку и подарил нам тепло и спокойствие, погладьте его тихонечко. Зайчику нравятся наши прикосновения. Он посидел еще немного на щеке и прыгнул нам на животик. Вы понравились солнечному зайчику и он подарил нам свою ловкость и силу. Давайте поблагодарим зайчика и нежно погладим его. Пришло время прощаться с солнечными зайчиками, помашите им рукой, откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Домовёнок: Ребята, а я хочу прочитать вам стихотворение, которое я сочинил сам.Ха!Цель: снижение тревожности. Чтение стихотворения:Меня напугал так сильно страх. В потемках у ворот,Что я в испуге крикнул: Ах!Совсем наоборот:Я крикнул: ХА!И мигом страх забился под забор,Он струсил сам!И слово Ах я позабыл с тех пор! Психолог: Ребята, посмотрите какой Кузя молодец, даже стихи сам сочиняет, а вы когда чего-то боитесь, надо страху громко говорить ХА! – тогда он испугается вас. А делать это надо так: поднять вверх руки, глубоко вздохнуть, резко наклониться вперед, руки опустить и громко выдохнуть ХА!!!И всем вместе повторить это упражнение. Домовёнок:Я очень рад, что моё стихотворение вам понравилось, давайте маленько поиграем в игру, которая мне очень нравиться, надеюсь, и вам понравиться.«Смелые мыши» Выбирается кот. Кот спит в домике, мыши бегают и пищат. Кот просыпается и пытается догнать мышат. Мыши могут спрятаться в домике. Кого поймали, тот и становится котом.«Радуга»Психолог: Ребята и Кузя! Перед тем, как закончить наше знакомство, предлагаю вам зайти в нашу радугу («сухой душ» из цветных лент).«Смотрите, какая наша радуга яркая, красочная и веселая. Заходите в нее по одному и потрогайте ее цвета-лучики».Дети по одному (или вместе) заходят в сухой душ, перебирают цветные ленты; психолог просит назвать цвета лент, описать их поверхность (гладкие, шелковистые, теплые).Домовёнок: Ребята, мне так понравилось сегодня с вами играть, мне совсем не было страшно, вы и правда добрые, а давайте с вами что-нибудь нарисуем и подарим друг другу на память.Упражнение «Солнце в ладошке».Психолог,выключает свет, включает светильник (Фонтан света), зачитывает стихотворение, затем дети вместе с домовёнком рисуют рисунки и дарят их друг другу.Солнце в ладошке, тень на дорожке,Крик петушиный, мурлыканье кошки,Птица на ветке, цветок у тропинке, Пчела на цветке, муравей на травинке,И рядышком жук, весь покрытый загаром. И все это – мне, и все это – даром!Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,Любил этот мир и другим сохранил…Психолог: На этом наше знакомство закончилось, ребята мне тоже было очень интересно с вами сегодня, давайте попрощаемся с Кузей, мы обязательно к нему придём ещё в гости, а сейчас давайте дружно скажем Кузе: «До свидания!», и пройдём по волшебному мостику в свою группу, где вас ждет угощение.(Дети идут по сенсорной дорожке).Домовёнок: До свидания ребята! Я вас буду ждать.До свидания!