"Мой мир"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мой мир"
Автор: Полушкова Елена Александровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8муниципального образования Кавказский район Утверждено решением педсовета протокол № от ____августа 2012 г. председатель педсовета ________________В.И.Пеплова Рабочая программа внеурочной деятельностиориентированные на достижения результатов определенного уровня(тип программы: ориентированные на достижения результатов определенного уровня/по конкретным видам внеурочной деятельности)кружок по духовно-нравственному направлению(кружок, факультатив, научное объединение и др.)«Мой мир»(наименование)Четыре года(срок реализации программы)7-11 лет(возраст обучающихся)Учитель: Полушкова Елена Александровна(ФИО учителя, составителя)Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Мой мир» Хоровининой Н.И., Блудовой Л.И., г.Новокузнецк, 2010 Пояснительная записка. Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение. Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного учащегося собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта учащимися образовательного учреждения. Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития учащихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия учащихся друг с другом, учителями и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мой мир». При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовались положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.) идеи Л.С. Выгодского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера. Учитывались возрастные интересы. В основу программы взяты научные положения Л.С. Выгодского, Е.С. Скреблевой, В.В. Воронковой, использованы идеи Е.Д. Худенко, НМЦ « Развитие и коррекция» (г. Москва). В основу программы «Мой мир» положены следующие принципы: - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения учащегося;- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач; - принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет), занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий 30 минут для учащихся 1 класса и 40 минут для учащихся 2-4 классов. Данная программа состоит из 2 модулей:Искусство общения (1-4 класс) - 48 часовПознай себя (1-4 класс) - 48 часовЦель программыФормирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность. ЗадачиФормировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения.Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других. Формы и методы работыФормы воспитательной работы: познавательная беседа;этическая беседа;профилактическая беседа;игры: ролевые, ситуационные; занятия с использованием художественных средств выразительности;упражнения;тренинги; экскурсии;тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях. Методы воспитания:методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.Предполагаемые результаты реализации программы:На I уровне учащийся имеет представление:о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках; о конфликтах и способах их разрешения;об основных моделях коммуникативного поведения;о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;На II уровне соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;умеет анализировать поступки свои и других людей;способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях; адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д. На III уровне имеет опыт: использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьмиМОДУЛЬ I «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ» 48 ЧАСОВМОДУЛЬ I «ПОЗНАЙ СЕБЯ» 48 ЧАСОВ МОДУЛЬ I «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ» 48 ЧАСОВ Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Особые трудности испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.МОДУЛЬ II «ПОЗНАЙ СЕБЯ» 48 ЧАСОВ Приобретение детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали становится наиболее актуальным в период реформирования общества, смены ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей. Именно в период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание. У детей в этом возрасте развивается децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Все это позволяет целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др. В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые.Однако у наших детей это получается не всегда, и порой наблюдается разрыв в сознании и поведении ребенка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями, поэтому появляются негативные нравственные образования. Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека, осознать значение труда для будущей самостоятельной жизни. В содержание занятий включен теоретический материал и перечень практических заданий, направленных на закрепление предлагаемого компонента знаний, формирование значимых поведенческих умений и навыков. При проведении занятий в рамках данного модуля предусматривается использовать такие методы и приемы, как: -беседы на нравственную тему; -чтение художественных произведений с последующим анализом; -анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; -продолжение тематического рассказа; -учебно-игровые упражнения (творческого и подражательного характера); -разыгрывание и анализ ситуации; -игры; -мини-конкурсы; -совместная разработка правил поведения. Методика работы с детьми строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия, при проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек. МОДУЛЬ I “ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ» 1 класс2 класс3 класс4 классКритерии оценки успешности развития социально-личностных качеств воспитанниковПо данным критериям систематически осуществляется мониторинг, позволяющий отслеживать результаты успешности развития младших воспитанников. Данные мониторинга заносятся в карту (таблица 1).Таблица -1 Карта результатов мониторинга успешности развития социально-личностных качеств воспитанниковДиагностический инструментарий оценки успешности реализации ПрограммыБогуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова. – М : ТЦ Сфера, 2004.Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 1994.Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М. : Просвещение, 1994.Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.Кащенко, В.В. Школа оптимизма : Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2008. – 160 с.Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с.Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития,1997. – 240 с.Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М. : Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.Обучение и воспитание во вспомогательной школе / под редакцией В.В. Воронковой. - М. : Просвещение, 1984.Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова. – М. : АРКТИ, 2006 . – 312 с.Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В.Макарычева. - М. : АРКТИ, 2010. – 80 с. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб. : Речь,2007. - 296с.Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб. : 2007. – 224 с.Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. / Л.М. Шипицина. - СПб. : Издательство « Союз», 2004. – 336 с.Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М. :1994. 107 с.Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М., 1998. – 130 с.Барто, А. Медвежонок-невежа / А. Барто. – Ленинград : Детская литература 1984 . – 5 с. Пушкин, А. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин – Москва : Детская литература 1998 г. – 23 с. Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. - М. : Детская литература . Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Сост.Э.И. Иванова. – М. : Просвещение, 1993.- 352с.: ил. Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.- 221 с. с ил. Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988. – 70 с. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб : Речь, 2007. -296 с.Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. – М. : Худож. лит, 2000.Родари Дж. Приключения Чиполлино / Дж. Родари. Мери Поппинс/ П. Треверс. Маленький принц/ А. де Сент-Экзюпери; Л.З. Лунгиной.- Мн.: Беларусь, 1986. – 431 с Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб. : 2007. – 224 с.Толстой, Л.Н. Ясная поляна / Л.Н. Толстой – М. : Детская литература. 1988. – 143 с Читаем детям. Книга для чтения: Пособие для воспитателя/ Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; под.ред.З.Г. Сахиповой. – Ил. Худож. А.М. Гусарова.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1987. – 239с.: ил. Календарно-тематическое планирование (33 недели, 33 часа – 1 час в неделю).