Условия и методы эффективного развития индивидуальных способностей дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Условия и методы эффективного развития индивидуальных способностей дошкольников
Автор: Семенова Оксана Юрьевна

Слайд 1.Условия и методы эффективного развития индивидуальных способностей дошкольниковСлайд 2.У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте.Для начала определим, что же такое способности:
  • Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
  • Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.
  • Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.Слайд3.Назовем эти общие способности так:Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;Обучаемость — способность приобретать новые знания.Интересные факты об интеллекте:Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее- эмоциональная поддержка ребенка.У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараютсяисправить то, что сделал ребенок.Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка, Через требование, взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще — поддерживайте у ребенка высокую самооценку.Папы! Оказывается, ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:
  • Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
  • Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
  • Предъявите систему запретов. Запреты— это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
  • Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.
  • Креативность — умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей. По-настоящему креативный ребенок — всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка?Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй— примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.Для развития обучаемости:
  • Чаще задавайте ребенку вопросы;
  • Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
  • На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
  • Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
  • Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.
  • Чтобы воспитать и научить ребенка, зажечь в нем искру добра и любви к окружающему миру, мы должны быть услышаны им, ребенок должен не только понять нас, но и принять всем сердцем. Утвердиться в обществе детей, стать своим человеком может только педагог, умеющий непринужденно и искренне общаться.Слайд 4.Условия для развития способностей у дошкольников
  • Развивающая среда (материальная база).
  • Компетентность педагога.
  • Программно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий).
  • Диагностика.
  • Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ЧДОУ.
  • Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта.
  • Система работы с семьей.
  • Дифференцированный подход к работе с одаренными детьми.
  • Эмоционально-психологический комфорт, адаптивная образовательная среда.
  • Право выбора вида деятельности для ребенка.
  • Передовой педагогический опыт по проблеме.
  • Ранее выявление детских способностей и их развитие.
  • Система стимулирования педагогической деятельности.
  • Слайд5. Методы диагностики способностей и развития ребенкаПервичная диагностика- Анкетирование родителей, педагогов.- Беседа с родителями и педагогами.- Наблюдения (в детском саду и дома)Специальная диагностика- Психологическое тестирование.- Игровые ситуации.- Творческие задания (в том числе домашние).- Игры – упражнения в различных видах деятельности.- Тренинги.- Экспертное оценивание продуктов деятельности.Слайд6. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям; метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей; метод синектики (автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50-е годы). — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;( Например, давая детям знания о свойствах дерева, воспитатель может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле не было деревьев?». Дети предлагают варианты своих суждений. Затем спросить: «Чем полезно дерево?». Цепочка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, если из него можно сделать столько вещей. Зачем человеку другие предметы? Какие свойства дерева не нравились человеку? Зачем люди выращивают лес и создают парки? Чем могут отличаться деревья? Какие предметы из дерева можно назвать?» и т.д. Затем проводятся опыты, во время которых выясняются свойства дерева: тонет или не тонет в воде; горит, не горит; пропускает воду или нет; окрашивается или нет и др.) Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз? Что думает звездочка, когда увидит, что ночью где – то не спит ребенок? Почему он не спит? Как его успокоить? и т.д. Также широко используем приемы ТРИЗа и РТВ (например, прием наоборот) для проведения творческих игр со словами: «Скажи наоборот» - подбор антонимов, «Скажи по – другому» - подбор синонимов, «что еще значит это слово» - подбор омонимов.метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса» — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения; метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта; метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.); - метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.Методы развития креативностиМетод придумывания - метод реализуется при помощи следующих приемов:а) замещение качеств одного объекта качествами другого для создания нового;б) отыскание свойств объекта в иной среде;в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.Метод «Если бы...»Предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д.Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: 1) придумать самое длинное слово, 2) самое малое число;3) изобразить инопланетян с большими головами или малыми ногами; 4) приготовить самый сладкий чай или очень соленый огурец.Метод агглютинации. Предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить:1) нарисовать горячий снег, 2) вершину пропасти, 3) объем пустоты, 4) сладкую соль, 5) черный свет, 6) силу слабости,7) бегающее дерево,8) летающего медведя,9) мяукающую собаку.Метод инверсии или метод обращенийКогда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение – изготовление полого изделия. Или, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.Слайд 7. Формы работы с детьми- Творческие мастерские;- кружки по интересам;- конкурсы;- интеллектуальный марафон («Умники и умницы»);- участие в олимпиадах;- работа по индивидуальным планам.Слайд 8. По мнению некоторых исследователей, педагоги, работающие над развитием способностей детей, должны:- уметь разрабатывать гибкие, индивидуальные программы;- создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе;- предоставлять воспитанникам обратную связь;- использовать различные стратегии обучения;- уважать личность ребенка;- способствовать формированию положительной самооценки детей;- поощрять творчество и работу воображения;- уважать и стимулировать индивидуальность каждого ребенка.Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, которые поддерживают смышленого и любознательного малыша и создают условия для развития способностей, дарованных природой, помогают успешно подготовить ребенка не только к школе, но и в дальнейшем к жизни.