Совместная деятельность с детьми до 3 лет при чтении художественной литературы.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Совместная деятельность с детьми до 3 лет при чтении художественной литературы.
Автор: Колесниченко Светлана Викторовна

Совместная деятельность с детьми до 3 лет при чтении художественной литературы.Характер совместной деятельности определяется не только наличием совместных действий, но и внешним проявлением активности детей. Важным является положение о том, что взаимодействие в ходе совместной деятельности, организованной по типу сотрудничества, не исключает, а, наоборот, предполагает ведущую роль взрослого (В.В.Горшкова, Н.Ф.Родионова). Взрослый создает условия для личностного развития дошкольников, проявления ими самостоятельности, элементарной творческой активности, приобретения опыта сотрудничества. Основной функцией взрослого становится не трансляция информации, а организация совместной деятельности по ее освоению, решению различных задач.Современные исследователи предлагают различные способы организации на практике совместной деятельности взрослого с детьми. В частности, Надежда Александровна Короткова раскрывает такие способы, как тематическое планирование видов детской деятельности и мотивация с использованием детской художественной литературы.По её мнению, партнерское взаимодействие строится на базе следующих видов детской деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, познавательно - исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.Так как же читать с малышами? Как научить детей слушать произведения художественной литературы?Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, взрослый широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом, в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему взрослый о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой… К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно. Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.Детям надо читать книги – бесспорно. Только делать это можно по-разному и, соответственно, результат тоже будет разный. До 3 лет. Вы, конечно, можете читать книги и грудничку до года, но в это время он еще не воспринимает информацию в полном объеме. А вот ближе к году, малыш уже понимает ваши слова, начинает говорить и интересоваться всем на свете. Как раз в это время и можно целенаправленно начинать читать уже детские книги. Думаю, что Драгунского или Носова таким малышам читать никто не будет, а вот короткие и динамичные стихи А.Барто, К.Чуковского, С.Маршака, В.Степанова дети слушают с удовольствием. Ритмичные стихи лучше воспринимаются малышами, чем проза, и запоминаются намного быстрее. В этом возрасте надо обратить особое внимание на качество книги. Для малышей не стоит покупать большие и толстые книги, гораздо лучше приобрести небольшую, тонкую книжку, чтобы малыш мог самостоятельно держать ее в руках, листать, а Вы не переживали за сохранность книги.Сейчас есть много книг для малышей: картонные, и в виде пазлов, непромокаемые, которые можно намочить и облизать. Может, это и хорошо в некоторых случаях, но все-таки ребенка надо с самого начала приучать к правильному и аккуратному обращению с книгой. И если родители покупают книги, которые можно мять и пачкать, то потом ребенка не стоит ругать, когда он уже хорошие книги начнет так же портить. Поэтому, даже специальные книжки-малышки надо читать аккуратно и учить этому малыша.В этом возрасте надо не просто читать, а еще и обыгрывать текст, чтобы ребенок лучше его понял, прочувствовал эмоции. Прочитав стихотворение, можно закрепить его, поработав по рисунку. Если Вы прочитали «Мячик» А. Барто, то попросите показать, где на картинке Таня, спросите, Что Таня делает? Как она плачет? Почему плачет? Таким образом, Вы побуждаете ребенка говорить, заставляете его думать, сопереживать героям, решать нравственную задачу «Как помочь?»При чтении книги желательно, чтобы малыш сидел с Вами и рассматривал картинки в тексте, показывал, что он там видит. Можно читать и когда ребенок лежит в кроватке, т.е. тогда, когда он не занят другими делами.Одной из разновидностей художественных текстов является загадка.Педагоги-психологи установили, что обучение ребенка разгадыванию загадок можно начинать с трех лет. Однако вспомним, что загадка есть не что иное, как вопрос. Поэтому уже с самого маленького возраста можно загадывать детям загадки. Первыми загадками становятся вопросы типа: где у зайки носик? кто спрятался под платочком? как кричит петушок?А вот для более взрослых малышей и задачки будут «повзрослее». Для детей трех–четырех лет нужны загадки, которые обращают его внимание на простые, хорошо знакомые им с детства предметы: на любимые игрушки, домашних животных, еду или вещи, которыми они пользуются ежедневно:Мохнатенькая, усатенькая, Молочко пьет, песенки поет. (Кошка)Старайтесь выбирать загадки, где называются цвет, форма, размер, повадки. Самые простые загадки содержат наиболее яркий опознавательный признак. Так, в загадках о животных – это голос животного:На заборе сидит, «Ку-ка-ре-ку!» – кричит. (Петух)Предложите малышу загадку, где отгадка рифмуется с текстом:С волосами я дружу Их в порядок привожу. Благодарна мне прическа, А зовут меня... (Расческа)Или загадку о предмете с ярким внешним признаком:Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь. (Свинья)Чтобы помочь детям отгадать загадку разложите на столе картинки, среди которых находится карточка-отгадка. Для ребенка шести–семи лет задачу можно усложнить: загадайте ему загадку, в которой присутствуют сравнения, исключения, сопоставления. А темой станут природные явления, средства связи, человек, труд, время и так далее:Сильнее солнца, Слабее ветра, Ног нет, а идет, Глаз нет, а плачет. (Туча) Итак, чтение у младших дошкольников занимает существенное место для их развития. Игровые ситуации – основной прием для привлечения внимания к книге, а также персонажи, звучащие книги, яркие подвижные картинки, аудиозаписи.