обобщение опыта социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: обобщение опыта социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Шишкина Светлана Ильдаровна
Тема: «Опыт социализации детей с ОВЗ и инвалидностью в обществе».Автор: Шишкина Светлана Ильдаровна.Проблемы обучения, социализации детей с отклонениями в развитии, с ОВЗ и инвалидностью являются в настоящее время одним из актуальных направлений деятельности Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. [1] В современной жизни потребность детей с ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению сталкивается, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; а так же с отсутствием условий для реального выхода ребенка в общество. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять активную социальную позицию [2].Социализация – это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами норм ценностей, установки, представления и стереотипы. Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями - важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно дети будут определять судьбу нашей страны в XXI веке. [1]В результате социализации детей с ОВЗ происходит усвоение определенных социальных норм, поведенческих стереотипов, традиций и обычаев; формируются системы ценностных ориентаций нравственных качеств личности, развиваются навыки социального взаимодействия.Стадии развития личности в процессе социализации. 1. Стадия адаптации. В период этой стадии ребенок выступает как объект общественных отношений, на который направлено огромное количество воздействий. На этой стадии происходит овладение знаковыми системами, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение основных видов деятельности. Человек обучается быть личностью. 2. Стадия индивидуализации (подростковый и юношеский возраст). Личность на этой стадии уже субъект общественных отношений. Проявляется индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем и проявляется личность ребенка.3. Стадия интеграции – период личностного и профессионального становления. 4. Трудовая стадия (период зрелости человека).5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст), основной задачей которой для личности выступает передача социального опыта новым поколениям. В процессе проектирования воспитательного процесса и социализации учащихся необходимо применять личностно-ориентированный подход, который предполагает создание условий для полноценного проявления личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Ценностная ориентации для педагога при взаимодействии с каждым ребенком в коллективе – личностный подход, который предполагает помощь ребенку в осознании себя личностью. Педагог должен помочь ребенку раскрыть его способности и возможности, тем самым способствовать самоопределению, самореализации и самоутверждения.Исследования И.П. Помещиковой, В.А. Друзя, А.И Клименко показали, что особенности психики и физиологии детей с особенностями развития могут привести к снижению способности к адаптации, таким образом усложняя возможности социализации и жизни в обществе. [5]. Личностное развитие индивида изначально не соответствует эталонам, установленным в обществе. По этим причинам многие дети с ограниченными возможностями здоровья адаптируются к особой среде, что препятствует их социальной интеграции в сфере образования, общественной жизни в целом. [6].Назарова Н.М. в своих трудах обозначает социализацию как «процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработки общепринятых стереотипов поведения, освоения ценностных ориентации, принятых в обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия» [4]. Автор полагает, что в нашем государстве имеет место «покровительская» позиция людей в отношении детей с какими-либо особенностями развития. Такого рода позиция меняет все нормальные отношения человека и внешней среды, вырабатывает потребительские паттерны поведения у людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день, теория социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, определяет предоставление для каждого индивидуума одинаковых возможностей полноценного участия в абсолютно любых сферах человеческой жизни. Жизнеобеспечение и самообслуживание, общение, отдых и социализацию, Назарова Н.М. определяет понятиями независимого образа жизни [4]. На практике существует проект «Наставничество» благотворительный «Наши дети». Данный проект призывает помочь показать ребенку жизнь за приделами детского дома. [8]Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Обобщение опыта социализации воспитанников ГБОУ Уфимская школа-интернат № 92 для обучающихся с ОВЗ.В процессе социализации детей большое значение мы придаем посещению общественных мероприятий. Такие организации, как: ГБУ РРЦ, АНО ЦСТ «Ломая барьеры» акция «Погуляй со мной», МБУ Централизованная система массовых библиотек городского округа город Уфа Республики Башкортостан Модельная библиотека №31, ГБПОУ УКСИВТ, Арт-класс Елены Любиенко, Благотворительный фонд «Развитие» проект «БлагоДарю!», проект «Наставничество» благотворительный «Наши дети». РОО «Республиканский центр иппотерапии» неоднократно организовывали мероприятия. Воспитанники с огромным желанием посещают и участвуют в мероприятиях. Такая забота дает детям радость, они не чувствуют себя лишними. На базе МБУ Централизованная система массовых библиотек городского округа город Уфа Республики Башкортостан Модельная библиотека №31 наши обучающиеся участвовали в эксперименте и адаптации Реабилитационных занятий «Читаем собакам». Кроме улучшения техники чтения, дети получили опыт общения с новыми людьми и животными, знания в области кинологии.[7]На протяжении каждого учебного года обучающиеся принимают активное участие в творческих конкурсах, проявляют свои хореографические и вокальные таланты; проявляют себя в роли художников и мастеров.Все мероприятия и конкурсы, проводимые для детей с ОВЗ и инвалидностью, раскрывают и раскрепощают детей. Дают им уверенность в своих силах.Посещая общественные мероприятия, в легкой и доступной форме ребята знакомятся с нормами поведения, правилами этикета. Наглядность поведения со стороны, лучше усваивается и закрепляется. Дети тянутся за сверстниками и взрослыми.Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342. – URL: .Липский И.А. Социальная педагогика: методологич. анализ: Учебное пособие. - М.: Сфера, 2010 (МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ )Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н.М.Назаровой // 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001.Друзь В. А., Клименко А. И., Помещикова И. П. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. Юлдашева О. Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: Автореф. дис. … канд. социол. наук. – Уфа, 2010. Сайт Общественной электронной газеты. www.nashideti.org