Здоровьесберегающий проект "Будьте здоровы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающий проект "Будьте здоровы"
Автор: Петрова Елена Валерьевна

ПРОЕКТБудьте здоровы!Автор проекта: заведующий детским садом.Паспорт проекта:1. Тема: «Будьте здоровы!»2. Вид проекта: познавательно-игровой:
  • по характеру координации: открытый;
  • по количеству участников: общесадовый;
  • 3. Участники проекта: дошкольники разного возраста, воспитатели групп, родители воспитанников.4. Срок проекта: долгосрочный – 1 (один) учебный год. Риски при реализации проекта минимальные, так как практически отсутствует зависимость от внешних факторов. Проект доступен в реализации, но требует привлечение специализированных кадров.Обоснование актуальности проекта.Наш детский сад находится в одном из тихих и экологически чистых районов поселка, поэтому одним из основных направлений работы в образовательном учреждении - это создание и развитие здоровьесберегающей среды.Все чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.Аннотация к проектуОснова проекта была взята из интернет - ресурса для апробирования и реализации с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни.В течение учебного года с детьми в группах детского сада будут проводится тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т. д.Во время ознакомления с художественной литературой будет обращаться внимание детей на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни, «здоровый дух». На музыкальных занятиях музыкальные руководители и воспитатели познакомятся и разучат народные песенки и прибаутки о здоровье человека.В непосредственной образовательной деятельности детям будут предложены подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.В течение реализации проекта(летний период) будет проводиться работа по закаливанию ребят: умывание контрастной водой, хождение босиком по коврикам - массажёрам, полоскание рта водой комнатной температуры, проведение подвижных игр на свежем воздухе.Совместно с родителями планируются организовать выставки детских рисунков, аппликаций, творческих работ. Кроме этого, для родителей будут проводиться специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей старшего возраста, мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования, будет оформлен наглядный материал в родительских уголках о значении режима и здорового питания для детей, будет проводиться спортивные праздники и развлечения в соответствии с сезонными явлениями природы. Воспитательная ценность проекта: у всех участников проекта значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.Познавательная ценность проекта: У всех участников проекта повысились знания о значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях. Проявилось творчество и фантазия при изготовлении нестандартного оборудования.Перспектива проектной деятельности в данном направлении: с целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с педагогами, дошкольниками и родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.1 этап. Разработка проекта.Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, способствовать формированию сознательного отношения к здоровью, как к главной ценности у всех участников проекта.Задачи проекта:
  • повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
  • продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
  • способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
  • повышать педагогическую компетентность родителей по вопросусохранения и укрепления здоровья ребенка;
  • привитие интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;
  • организация совместной культурно- досуговой деятельности (педагоги, дети, родители);
  • мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;
  • воспитание нравственного поведения;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.;
  • организация здоровьесберегающей среды для благотворного физического развития детей.
  • Что такое здоровьесберегающая образовательная среда? Компоненты ЗОС.
  • Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
  • Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
  • Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
  • Совершенствование системы физического воспитания.
  • Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
  • Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
  • Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
  • Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
  • Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
  • Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
  • Проведение мониторинга здоровья.
  • Предполагаемые результаты проекта:
  • Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
  • Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
  • Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;
  • Использование разнообразных форм взаимодействия с родителямис целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления исохранения здоровья детей.
  • План работы над проектом:
  • Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
  • Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».
  • Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем воздухе, полоскание горла, умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по коврикам-массажерам с использованием нестандартного оборудования.
  • Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок « Играя – закаляемся!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей.
  • Работа с родителями: выставка познавательной литературы по физическомуразвитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации по темам «Семейные виды спорта», «О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по утрам», «Для чего нужны коврики-массажеры», оформление презентации «Здоровый образ жизни», изготовление нестандартного оборудования.
  • 2 этап. Перспективное планирование, реализация проекта.Поставленные задачи реализуются через применение здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как:
  • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
  • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
  • Тематические беседы с детьми:
  • «Как можно заботиться о своем здоровье».
  • «Чистота и здоровье».
  • «Полезно – не полезно».
  • «Как надо закаляться».
  • «Личная гигиена».
  • «О здоровой пище».
  • Ознакомление с литературой:
  • К. Чуковский «Доктор Айболит»
  • Стихотворения о здоровье
  • А. Барто «Девочка чумазая»
  • К. Чуковский «Мойдодыр»
  • Александрова «Купание»
  • Г. Зайцев «Дружи с водой»
  • Загадки и пословицы о здоровом образе жизни
  • Интегрированная образовательная деятельность:Тема 1. «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»Цель: дать знания о значимости зарядки для здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением упражнений, вызвать положительные эмоции.Тема 2. «Добрый доктор Айболит в гостях у детей»Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно делать, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах.Тема 3. «Кукла купается!»Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни.Тема 4. «Дружим с водой»Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и здоровья.Игровая деятельность:
  • Подвижная игра «Солнышко и дождик»
  • Цель: развивать двигательную активность детей.
  • «Озорной мяч»
  • Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
  • «Воробышки и автомобиль»
  • Цель: закрепление бега в разных направлениях.
  • Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
  • Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
  • «Кошки - мышки»
  • Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.
  • Подвижная игра «Кошечка»
  • Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.
  • «Быстрые ножки бегут по дорожке»
  • Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
  • «Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
  • Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.
  • «Развитие движения у детей старшего возраста»
  • Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.
  • «В стране здоровья»
  • Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:
  • Рисование карандашами, фломастерами, мелками.
  • Творческая работа в нетрадиционных техниках.
  • Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.
  • Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по коврикам - массажерам;
  • Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
  • Наблюдения, экскурсии:
  • Наблюдение за играми других детей на прогулке.
  • Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
  • Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по физическому воспитанию, знакомство со спортивныминвентарем и тренажерами.
  • Здоровьсберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:
  • Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
  • Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  • Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  • Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  • Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
  • Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стоп.
  • Формы организации здоровьесберегающей работы:
  • физкультурные занятия;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • подвижные игры;
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки;
  • физические упражнения после дневного сна;
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
  • физкультурные прогулки (в лес);
  • физкультурные досуги;
  • спортивные праздники;
  • оздоровительные процедуры и т.д.
  • Ожидаемые результаты:
  • Обустройство территории ДОУ спортивными объектами.
  • Систематизация взаимодействия ДОУ со спортивно-оздоровительными организациями города.
  • Разработка и публикация комплекса закаливающих мероприятий.
  • Создание и публикация брошюр по распространению результатов проекта.
  • Рост процент занятости воспитанников в спортивных секциях, участие в конкурсах разного уровня и мероприятиях спортивно-оздоровительного направления.
  • Рост индекса здоровья воспитанников.
  • Увеличение процента вакцинации среди участников проекта против гриппа, туляремии и клещевого энцефалита.
  • Диссеминация педагогического опыта.
  • 3 этап. Подведение итогов проекта.Проведение итогового собрания с родителями:Проведение итогового собрания с родителями по теме «Что дал проект «Будьте здоровы» моему ребенку». Форма круглый стол.Ознакомить родителей с методами реализации проекта, с трудностями и достижениями в ходе реализации проекта.Презентация (видео - фильм) «Здоровые дети» с использованием фотографий детей в разных режимных моментах. В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены следующие результаты:
  • У детей подготовительной группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
  • Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по коврикам - массажерам, самостоятельно овладели методикой полоскания рта, охотно использую тренажеры изготовленные родителями, испытывая при этом удовольствие, умывают руки по локоть, полощут рот, играют с водой.
  • Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
  • Снизились показатели заболеваемости детей.