Основные условия формирования речи в норме.1.Здоровьеизрелостьнервнойсистемы,головногомозга.Тольковэтомслучаепридостиженииребёнкомопределённоговозрастаклеткиречевыхзонприусловииналичиясоциальныхстимуловсмогутстроитьсвязидругсдругомисклеткамидругихзонголовногомозга,образуяречевыерефлексы.2.Социальныестимулы.Чтобыречьразвивалась,необходимо,чтобыребёнокнаходилсявокружениилюдей,воспринимаязвучащуюречь.3.Сформированностьпсихологическихмеханизмов,необходимыхдляразвитияречи:умениевступатьвсовместнуюдеятельностьсовзрослымиразвитиеподражания,сначаланеречевого,азатемречевого.Как происходит развитие речи в норме?•Внорме,приналичиивышеперечисленныхусловий,развитиеречипроисходитавтоматически:впроцессесовместнойдеятельностисовзрослымнаосновеподражания.Взрослыенеобучаютспециальноребенка(внорме).Онсамделаетэтонаосновеподражания.Этоважнейшийбиологическиймеханизм,наосновекоторогопроисходитобучение.Сначалауребенкаразвиваетсянеречевоеподражание,затемформируетсяречевоеподражание.•Основные причины нарушений речевого развития в детском возрасте.•1.Внешниеповреждающиевоздействиявпериодбеременности:инфекции,вирусныеихроническиезаболеванияматери;токсикозы,несовместимостьматерииплодапорезус-фактору,преждевременнаяотслойкаплацентыит.п.•2.Повреждающеевоздействиявпериодродов:затяжныеилистремительныероды,преждевременноеотхождениевод,обвитиепуповины,акушерскиеманипуляцииит.д.•3.Воздействиенеблагоприятныхфактороввпервыегодыжизниребенка:травмымозга,нейроинфекции,длительныехроническиезаболевания,нарушенияпитания.•Вмладенческомвозрастеосновнымусловиемполноценногопсихическогоразвитияявляетсяэмоциональноеобщениесовзрослым,котороеоказываетположительноевлияниенаформированиеречи(детипринимаютэмоциональныесловесныевоздействиявзрослогоиприответеиспользуютпредречевыевокализации.•1месяц.•Здоровыймладенецужереагируетнаобщениесним:перестаетплакать,сосредотачиваетсянавзрослом.•2месяц.•Характеризуетсяулыбкойприобщении.•3месяца.•Наблюдаетсякомплексоживленияприобщениисовзрослым,гукание.Такиезвукивозникаюткакреакциянаулыбкуиразговорвзрослогосребенком,преобладаютгласныезвуки,атакжесогласныеГ,К,Н.•4месяца.•Появляетсяпервыйсмех-повизгиваниевответнаэмоциональноеобщениесовзрослым.•5месяцев.•Ребенокреагируютнанаправлениезвука,«поет»,меняяинтонациюголоса.•6 месяцев.•К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог БА и МА. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.•7 месяцев.•Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.•8 месяцев.•В это время один из важнейших показателей нормального развития речи –лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-паи т.п.•10 месяцев.•На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 лепетныхслова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.•11 месяцев.•Использует уже как минимум 3 «лепетныхслова».•1год.•Кэтомусрокунормальноразвивающийсяребенокупотребляет3-4лепетныхслова».Понимаетотдельныеслова,соотноситсловасконкретнымипредметами.Понимаетпростыеинструкции,сопровождаемыежестами(«дайручку»,«гдепапа?»,«нельзя»).•1год3месяца.•Словарныйзапасувеличиваетсядо6слов,ребенокпонимаетпростуюинструкциюбезжеста,знакомыесловапоказываетнакартинке.•1год9месяцев.•Используетфразуиздвухслов.Словарныйзапас20слов.•2года.•Имеетсловарныйзапасминимум50слов.Понимаетиправильновыполняетдвухэтапнуюинструкцию(«пойдивкухнюипринесичашку»).Предложениястроитиздвухслов.•От2до3летребенокпрактическиусваиваетграмматическийстройязыка.Онсклоняетсуществительные,согласовываетснимиприлагательныеучитсяправильноупотреблятьглаголы,местоимения,наречияидругиечастиречи.•От4до5летдетиовладеваютумениемсвязнорассказывать:ониповторяютуслышаннуюсказку,пересказываютсодержаниелюбимогомультика.Словарныйзапасдостигает2000слов.Вречивсеменьшеошибокнасловоизменениеосновныхчастейречи•5 –6 лет.•Наблюдается качественный скачок в овладении связной речью: ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Значительно обогащается словарный запас. Грубых аграмматизмовв речи нет. Возможны ошибки при построении сложных предложений. Звукопроизношение полностью нормализуется.•6 –7 лет.•Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Произношение всех звуков правильное.•Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок. Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложения.Шкала оценки понимания речи.•3-6 месяцев: ребёнок реагирует на интонацию, начинает узнавать знакомые голоса.•6-10 месяцев: ребёнок начинает понимать отдельные просьбы и команды –нельзя, где мама, дай ручку и т.д.•С 10 месяцев: усвоение названия отдельных предметов, их изображений.•С 15-18 месяцев: начинает показывать части тела, понимание действий, понимает 2хступенчатые просьбы, значение предлогов (на чём ты сидишь?);•К 2 г: показывает 5 частей тела•С 2.6 начинает понимать короткие сказки.•К 4 г. ребёнок понимает сложноподчинённые предложения, предлоги вне ситуации.•Порядок усвоения звуков•В 2-3 года усваиваются:•гласные, Ы-И, Э-Е,•простые губные звуки: МПБ,•К может заменяться на Х, •Д,Т,Н,С,З смягчаются•ЛЬ заменяется на Й.•В 3-4 г. •Происходит укрепление мышц артикуляционного аппарата. Укрепление мышц спинки и кончика языка помогает произносить согласные без смягчения.•Ы,Э –приближаются к норме.•Свистящие начинают произноситься более чётко, но иногда заменяются на Г/З варианты.•Шипящие заменяются на Свистящие.•Р –ЛЬ,Й или отсутствует, Л –ЛЬ,Й.•Отмечается нарушение слоговой структуры.•В 4-5 лет:•-полностью исчезает смягчение звуков, •-усваиваются свистящие и шипящие, соноры(Л,Р).•Ребёнок может путать звуки С и Ш, Л и Р в речи.•Может произносить сложные и длинные слова.Уже первые слова ребёнка могут говорить о неблагополучии в развитии речи:•-ребёнок говорит МА вместо МАМА;•-длительное отсутствие слов;•-МАМА относит к нескольким лицам;•-отказ от речевого подражания;•-выраженное нарушение слоговой структуры: воспроизводит часть слова, сокращая слова до 1-2 слогов: КО, МАКО (молоко), СИНА (машина), ЯБА и т.п.•Речеваяфункцияявляетсясамойуязвимойичащевсегонарушаетсяиз-завоздействиясамыхразличныхвредностей.•Разнообразныеповреждающиевоздействия(гипоксические,токсические,инфекционные,механическиеит.д.)впренатальный,натальныйипостнатальныйпериодымогутприводитькзадержкесозреванияЦНСипроявлятьсявзадержкетемповречевогоразвитияивнарушенииречевогоразвития.•Сдругойстороны,различныевидынарушенийнервно-психическогоразвитияярчевсегопроявляютсявнарушенияхречевогоразвития.Вэтихслучаяхнарушенияречиявляютсясвоегорода«занавеской»дляболеесерьезныхнарушенийпсихическогоразвития.•Разные виды логопедического воздействия.Стимулированиеречи,вызываниеречи,«запуск»речи.Этивидылогопедическоговоздействияприменяютсянасамыхраннихэтапахвкоррекционнойработесдетьми,укоторыхнесформированыпсихологическиемеханизмыречи.Этаработассоблюдениемопределённыхправилпроводитсявпроцессесовместноговзаимодействиясребёнкомвзначимыхдлянеговидахдеятельности:игровой,манипулятивной,изобразительно-графическойит.д.Формированиеречи:происходитсобственнообучениеречивучебнойситуациичерезмногократноеповторениесиспользованиемигровыхприёмовивключениемвкоммуникативныеситуации.Коррекционнаяработапоисправлениюречи.•Используемая литература:•КосиноваЕ.М. «Система коррекционной работы с неговорящимидетьми»•КосиноавЕ.М. «Речевое развитие у детей с ОВЗ».•ЗибороваЕ.В. «Этапы формирования речи у ребенка с 0 до 3 лет».•Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.