Проект "Забайкалье - край родной"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Забайкалье - край родной"
Автор: Ефимова Юлия Леонидовна

Вид проекта: практико-ориентированный.Продолжительность проекта: краткосрочный (2 месяца).Участники проекта: воспитатели, родители, дети. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТАОсновой работы над созданием проекта для меня явились следующие вопросы: Как развить у ребенка представления об окружающем мире? Как научить детей ориентироваться в мире природы?Судя по моим наблюдениям, дети в наше время недостаточно знакомы со средой обитания птиц, животных, обитающих в нашем крае. О том, какие условия нужно создавать, чтобы сберечь их. Недостаточно широко знают многие растения, о том, как используются они человеком. Дети судят о ценности природных объектов по степени их внешней привлекательности, возможности интересной совместной деятельности с ними и практической полезности. Дети не всегда выполняют правила поведения на природе, они часто подражают взрослым, которые не задумываются о своем поведении в природе и как это повлияет на развитие личности их детей. У детей не достаточно развит эмоционально – ценностный опыт отношения к природе и труду людей, работа которых связана с охраной и защитой природного богатства. Не достаточно развиты представления о явлениях и тайнах природы. Не устойчиво познавательное отношение. Не достаточно сформированы предпосылки нравственно– патриотических чувств.Моя работа по теме проекта “Забайкалье- край родной” предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Данный проект будет способствовать формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению и любви к природе, традициям родного края. Ведь дошкольный возраст - это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Необходимо научить детей любить природу, его прошлое и будущее. Проблема в том, что взрослые люди показывают пример детям, и, следовательно, необходимо работать не только с детьми, но и со взрослыми. Нужно сделать так, чтобы взрослые (через детей) поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕЦель проекта: формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе Забайкальского края у детей дошкольного возрастаЗадачи: Образовательные:
  • Обогатить представления детей о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира лесов Забайкальского края;
  • Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения;
  • Учить, доказательно строить суждения, используя для обобщения схематические модели (мнемосхемы)
  • Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу.
  • Дать понятие, что такое « красная книга» и для чего она существует.
  • Развивающие:
  • Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников;
  • Развивать умение связно и последовательно составлять рассказ, обогащать словарный запас;
  • Развивать интерес к экспериментально – исследовательской деятельности
  • Воспитательные:
  • Вызвать желание осознанно выполнять правила поведения в природе, понимать последствия “хорошего” и ”плохого” отношения к ней;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, учить сотрудничать и взаимодействовать в группе.
  • ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАПри выстраивании педагогического процесса в рамках проекта осуществляется опора на следующие принципы:
  • Принцип дифференциации.
  • Принцип гуманизации.
  • Принцип доступности информации.
  • Принцип наглядности.
  • ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАМЕХАНИЗМ ОЦЕНКИКритериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей. Для выявления отношения родителей к теме проекта проводится тематическое анкетирование в начале работы по проекту и по его завершению.Для определения уровня знаний детей дошкольного возраста по теме проекта используется диагностика программы «Детство» и (опросник). ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Дети: Приобретут представления детей о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира лесов Забайкальского края. Научатся сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, будут делать обобщения. Путем доказательств подтверждать свои суждения, используя схематические модели (мнемосхемы) смогут составлять связный рассказ о мире природы. Запомнят и будут выполнять правила поведения в лесу. Смогут рассказать окружающим что такое « красная книга» и для чего она существует. Будут более тесно сотрудничать между собой в группе, решая поставленные перед ними задачи. Найдут в лице своих родителей главных помощников и советчиков. Педагоги: Через решение вопросов экологического воспитания дошкольников укрепят партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников. Приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повысят уровень профессионального мастерства в данном направлении. Пополнят методическую копилку материалом экологическое воспитание дошкольников. Родители: Повысится уровень родительской культуры в области воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Повысится компетентность родителей в вопросе экологического и патриотического воспитания детей. Будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей и станут активными партнерами не только педагога, но и своих детей. Появится желание служить примером для своего ребенка в сохранении природы родного края.ПРОДУКТ ПРОЕКТА
  • Красная книга Забайкалья
  • Картотека дидактических игр
  • Картотека словесных игр
  • Подборкой художественных произведений по теме
  • Видеофильмы о природе Забайкальского края
  • Поделки из природного материала, рисунки, аппликация.
  • Картотека игр-опытов и экспериментов для изучение природных явлений,
  • Картинки,
  • Тематические альбомы,
  • Мнемосхемы для составления рассказов.
  • Методические материалы для проведения образовательной деятельности с детьми
  • РИСКИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯВозможные риски:Родители на проводимых детским садом мероприятиях будут соблюдать правила поведения в природе, а в последующем, в повседневной жизни - как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.Пути преодоления возможных рисков.Вовлечение в совместную деятельность, создание триады «дети-родитель-педагог». Вовлечение родителей в создание Красной книги Забайкалья, в формировании дидактических игр, сборе информации. Организация совместной деятельности родителей и детей по изготовлению творческих работ.Разработка памяток, консультация для родителей. Индивидуальные беседы по теме проекта.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТАДальнейшая работа по изучению природы Забайкальского края, создание мини – музея в группе «Красоты Забайкальского края». Проведение экскурсий по ознакомления детей с природой Забайкальского края для других групп детского сада.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
  • Программа «Детство»
  • Научно – познавательная литература, серия «Огромный мир»,
  • Энциклопедия «Открой мир вокруг себя»,
  • Географический атлас «Мир и человек»
  • А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка»
  • Малахов, В. Кузбасс – Жемчужина Сибири [Текст] / В. Малахов. – М.: «Турист», 1985.
  • Мытарев, А.А. Наш край родной [Текст] /А.А. Мытаре, Л.М. Савельева, Л.П. Сафонова,
  • Солнцева, О.В. Особенности организации краеведческого образования дошкольников [Текст] / О.В.
  • Интернет- ресурсыПриложение