Проектирование взаимодействия детского сада и семьи
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектирование взаимодействия детского сада и семьи
Автор: Брень Виктория Алексеевна
Портал «Завуч»СТАТЬЯ«Проектирование взаимодействия детского сада и семьи»Выполнила: Брень Виктория Алексеевна,педагог-психологМБДОУ Уктурского сельского поселения2018г.ОглавлениеI. Введение………………………………………………………………………………….…… 3II. Формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе реализации модели эффективного партнерства семьи и ДОУ…………………………………………………...…………………. 72.1. Познавательные формы взаимодействия с родителями……………………………….... 72.2. Досуговые формы взаимодействия с родителями………………………………….…... 102.3. Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями……………….… 102.4. Письменные формы взаимодействия с родителями……………………………….…… 122.5. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей……………………………… 13III. Заключение………………………………………………………………………………… 14IV. Список используемой литературы………………………………………………….……. 15I. ВведениеСовременная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять индивидуальные особенностей детей, развить их способности, формировать ценностные жизненные ориентиры, преодолевать негативные поступки. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.Одним из важных принципов реализации технологии взаимодействия с родителями в детском саду является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в общеобразовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Основную роль в работе с родителями играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию. Именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок - родитель - педагог», понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия является создание единого пространства «Семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы.1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2. Преемственность согласованных действий.Взаимопонимание семьи и детского сада — этого единого пространства, объективной реальности — состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т.е. Признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.4. Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.5. Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.6. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Проблему заявляют все те, кто входит в педагогическое пространство (родители, воспитатели, специалисты, и др.). Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. 7. Сотрудничество, а не наставничество. Эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.8. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое, мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. 9.Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.10. Поэтапность реализации. Содержание взаимодействия ДОУ и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. В соответствии с этим можно определить содержание каждого этапа, как обеспечивающее развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, практической, духовной. Условная технология проектирования взаимодействия ДОУ с семьейДиагностический этап.Диагностический этап направлен на изучение воспитателем особенностей семей и семейного воспитания дошкольников, интересов и потребностей родителей на основе методов психолого-педагогической диагностики.Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: анкетирование родителей на тему «Мой ребенок», беседу с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени.Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания в ходе предварительной диагностики целесообразно использовать и сравнительно новые методы, некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии.Мониторинг, проводимый после реализации отдельных этапов взаимодействия с семьей, позволяет оценить эффективность взаимодействия, удовлетворенность родителей совместной деятельностью.Мотивационно-образовательный этап (подготовительный).Включает в себя вовлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по воспитанию и обучению дошкольников, развитие у них интереса к особенностям своего ребенка и формированию его личности. На этом же этапе воспитатель помогает родителям разрешить трудности в семейном воспитании дошкольников, обогащает их педагогические знания и умения, организует психолого-педагогическое образование семьи.На этом этапе педагог помогает понять родителям, что именно их перспективное сотрудничество даст для развития ребенка. В зависимости от выбранного направления такое сотрудничество сможет расширить кругозор детей и решить их коммуникативно-речевые проблемы, или развить детскую любознательность и познавательную активность, или повысить уверенность ребенка.Проектировочный этап.Предполагает постановку педагогами и родителями целей и задач и определение содержания совместной деятельности по воспитанию и развитию дошкольников в семье и детском саду. Постепенно педагог подводит родителей к обсуждению актуальных задач развития дошкольников, которые им предстоит решать сообща.В ходе бесед, родительских собраний педагог не только информирует родителей об особенностях развития их детей, их достижениях и проблемах, но и предоставляет им свободу высказать свою точку зрения, предложить пути решения, поделиться идеями.На этом этапе воспитатель не только стремится установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родительского коллектива группы – возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми проводить свободное время.Содержательно-практический (основной) этап. Нацелен на реализацию оформленных задач. На этом этапе организуется совместная деятельность воспитателя и родителей, направленная на развитие ребенка с учетом общих целевых установок и своеобразия индивидуальных особенностей детей, их потребностей и интересов.Так, совместно решая задачи развития детской самостоятельности, инициативности, родители и педагоги поддерживают стремление малышей участвовать в элементарной трудовой деятельности (вместе с мамой испечь пирожки, помочь навести порядок в комнате, сделать полку вместе с папой). Общаясь с родителями, педагог подчеркивает, что взрослым очень важно поощрять самостоятельность детей, поддерживать попытки ее проявления, хвалить ребенка за помощь и заботу. На этом этапе воспитатель стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми: сюжетные и подвижные игры, совместное рисование, создание общих поделок. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком. Совместному общению взрослых и детей посвящен цикл игровых встреч с мамами «Вот она какая, мамочка родная», где мамы совместно с детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют, угощаются сладостями собственного приготовления, «Сильные, ловкие, смелые» (дети вместе с родителями играют в подвижные игры), «Мы рисуем Новый год» (дети вместе с близкими рисуют). Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов (например, «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души», «Вместе ходим в детский сад», «У нас в семье праздник»). Взаимодействуя с родителями, воспитатель подчеркивает, что именно в семье ребенок получает опыт коммуникации с другими людьми, учится понимать их чувства, настроения, сопереживать, проявлять внимание, заботу о своих близких. Поэтому успешно решить задачи по воспитанию у дошкольников гордости за свою семью, укоренению представлений об индивидуальном своеобразии семей, прививанию культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи. Для решения этой задачи воспитатель проводит такие игровые встречи детей и взрослых, как, например, «Посмотрите, это я, это вся моя семья» (вместе с гостями – разными членами семей – дети рассматривают фотографии, семейные альбомы, детские рисунки о семье, поют песни, танцуют). Видя рост достижений своего ребенка, сами родители более активно включаются в педагогический процесс, организуя совместную с детьми досуговую деятельность (детско-родительские праздники, развлечения, экскурсии и прогулки по городу).Оценочно-рефлексивный.На оценочно-рефлексивном этапе подводятся итоги взаимодействия, его результативности, вносятся коррективы в стратегию дальнейшего сотрудничества. Результаты детей становятся предметом обсуждения с родителями, в ходе которого важно уделить внимание педагогической рефлексии, что служит основой для определения перспектив дальнейшей правильной воспитательной работы. В процессе совместной с родителями деятельности воспитатель опирается на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результативности ребенка, умения замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка. Совместное подведение итогов, анализ качественных изменений, которые произошли в развитии дошкольников, становятся основой проектирования очередного шага.Последовательность выделенных этапов технологии взаимодействия родителей и ДОУ достаточно условна. В практике дошкольного образования в соответствии с выбранными задачами могут сосуществовать несколько этапов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.II. Формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе реализации модели эффективного партнерства семьи и ДОУ2.1. Познавательные формы взаимодействия с родителями:Общее родительское собрание ДОУ. Его цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.Родительская конференция – одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д.Тематические консультации. Их цель – ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна.Педагогический консилиум помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь. В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующего, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолога, учителя-логопеда, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.Групповые собрания родителей – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).«Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.).Существуют также индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:быть конкретными и содержательными;давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;пробуждать интерес к педагогическим проблемам;повышать чувство ответственности за воспитание детей.Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.Индивидуальные консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.К познавательным формам также относятся:«Школа молодой семьи»;выполнение индивидуальных поручений;телефон Доверия;почта Доверия;копилка Добрых дел и т.д. Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Например: гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр. 2.2. Досуговые формы взаимодействия с родителямиПраздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Родители могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия».Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы. К досуговым формам также можно отнести:кружки и секции;клубы отцов, бабушек, дедушек;клуб выходного дня;выпуск стенгазеты;домашние гостиные;работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);семейные встречи;веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);музыкальные салон;литературные салон;коллекционирование и т.д.2.3. Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителямиНаглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:Задача – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.Задачи – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм. Их специфика в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д.Главная задача данных форм работы – познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;фотографии,выставки детских работ,стенды, ширмы, папки-передвижки.Например:Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:информацию о дополнительных занятиях с детьми;объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;просьбы о помощи;благодарность добровольным помощникам и т.д.Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.Папки-передвижки. Формируются по тематическому принципу. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.Видеофильмы. Создаются по определенной тематике.К наглядно-информационные формам работы с родителями можно отнести и:оформление фотомонтажей;совместное создание предметно-развивающей среды;семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья»;эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями:Их задача - сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.Анкетирование используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.2.4. Письменные формы взаимодействия с родителямиБрошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:- телемост;- телекоммуникационный проект;- дистанционные конференции;- создание информационно-методического журнала on-line:- создание сайта детского сада.Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.2.5. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей• Изменение характера вопросов, обсуждений родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.• Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. • Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону. • Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. • Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.• Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. • Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.III. Заключение Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. В современных условиях семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурного развития общества. Семья – уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Значение семьи в воспитании ребенка ставит пред нами вопрос о ее готовности к своей воспитательной функции, о воспитательном потенциале родителей как главных воспитателей ребенка.Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями проектирования взаимодействия детского сада и семьи являются повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.IV. Список используемой литературыАнтонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., издательский дом «Карапуз», 2001.Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: 2002.Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное пособие для вузов.- М., АЙРИС ПРЕСС, 2005.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. Работа с семьей. М., творческий центр «Сфера», 2004.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., издательство института Психотерапии, 2003.Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2008.Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи. М., творческий центр Сфера, 2007.Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстегнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. М.: Скрипторий, 2003, 2011.Солодовникова О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М., издательство Аркти, 2004.