ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Автор: Феллер Вячеслав Александрович

Феллер Вячеслав Александрович, преподаватель государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Западно-Сибирский государственный колледж»ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯНа современном этапе общественного развития одним из главных направлений социальной политики России в отношении людей с инвалидностью является их профессиональная реабилитация, где профессиональное образование играет особенно важное значение. Это обуславливается тем, что на рынок труда должен прийти, прежде всего, профессионал, способный адекватно вписаться в трудовой коллектив, а также грамотный специалист, который может эффективно решать поставленные перед ним задачи практической деятельности.В условиях конкуренции, чтобы выжить, колледжи должны обеспечивать высококачественную профессиональную подготовку, иначе они будет поставлять на рынок заведомо невостребованных специалистов. Это обстоятельство имеет решающее значение для людей с инвалидностью, так как нынешний экономический кризис особенно негативно отразились на их трудовой занятости. Качественное обучение, определяемое не как сумма знаний, а как обеспечение непосредственной подготовленности человека с инвалидностью к профессиональной деятельности, может дать для него единственную реальную возможность получить работу. Образование молодых людей с инвалидностью создаст условия для более полной их интеграции в общество.Очевидно, что обеспечение высокого уровня подготовки студентов с инвалидностью является сложной многоаспектной задачей. Ее решение может происходить по нескольким направлениям: с использованием компьютерной технологии обучения; путем модификации программ обучения, его организационных форм; индивидуализации обучения; применения эффективных методов обучения и т.д.Однако при решении названной проблемы недостаточно акцентировать внимание только на методических аспектах, необходимо исследование основных методологических подходов. С этой точки зрения исходным является анализ педагогического процесса, а именно, его направленности на решение главной цели - достижение качественного образования выпускников с инвалидностью. Исходя из этой позиции, был проведен анализ, который позволил выявить два основных методологических подхода к организации учебного процесса, а точнее два алгоритма обучения: «традиционное обучение» и «практико-ориентированное обучение». «Традиционное обучение» - наиболее часто применяемый способ преподавания учебных дисциплин, который характеризуется тем, что теоретическая и практическая подготовка по специальности во временном плане разъединены друг от друга. Студенты сначала изучают некоторую совокупность учебных дисциплин и только потом, в лучшем случае начиная со второго, а иногда и с третьего курса проходят учебную практику, где, по замыслу педагогов, они реализуют на деле полученные знания с целью формирования у них профессиональных умений и навыков. При «Традиционном обучении» изучение отдельных дисциплин, прежде всего, направлено на обеспечение усвоения студентами знаний. При этом также формируются умения и навыки, то есть компетенции, но они не несут самостоятельную нагрузку в учебном процессе, их роль главным образом сводится к функции конкретизации теоретических положений. К тому же овладевают ими студенты преимущественно на базе учебных задач. В отличие от учебных, профессиональные умения и навыки могут быть сформированы только в процессе решения практических задач и на базе практической деятельности. Это является особенно важным, ведь преобладающее большинство абитуриентов с инвалидностью, поступающих в колледжи, не имеют опыта трудовой деятельности и широкой практики общения, которая зачастую ограничивается ближайшим кругом лиц: родных, учителей школ, сверстников с инвалидностью. При «традиционном обучении» формирование профессиональных умений и навыков в процессе изучения отдельных учебных дисциплин может осуществляться в зависимости от того, владеет ли преподаватель так называемыми «активными методами обучения». Следовательно, сама обязательность формирования профессиональных умений и навыков в ходе «традиционного обучения» может и не предусматриваться его технологией. В результате подлинный смысл овладения кругом знаний по той или иной учебной дисциплине в контексте с будущей профессиональной деятельностью для студентов с инвалидностью остается в значительной мере скрытым, о чем свидетельствуют их «заученные» ответы на экзаменах. Иначе говоря, во многих случаях происходит абстрактно-теоретическое усвоение студентами с инвалидностью содержания учебной дисциплины.«Практико-ориентированное обучение», в отличие от «традиционного», включает формирование профессиональных качеств, умений и навыков, то есть компетенций, как обязательный компонент учебного процесса. Задачи реализации «практико-ориентированного обучения» могут быть решены на трех уровнях: отдельной учебной дисциплины, цикла учебных дисциплин и в целом процесса профессиональной подготовки студентов с инвалидностью на протяжении всего периода их обучения. На уровне отдельной учебной дисциплины обеспечивается «погружение» студентов с инвалидностью в профессиональную деятельность благодаря особому сочетанию изучения теоретических знаний и формирования профессиональных умений и навыков, которое осуществляется в двух вариантах:1) теоретически-практическом;2) проблемно-теоретически-практическом:Производительный труд, являясь одним из средств обучения, призван не только решать специфические задачи обучения профессии, но и давать определенный экономический эффект. В связи с этим особое значение приобретает изготовление в учебных мастерских учебного заведения изделий по заказам предприятия, индивидуальным заказам граждан и организаций. Производственная деятельность учебных мастерских во многом зависит от материально-технической базы, оснащенности оборудованием, обеспеченности материалами и инструментом. Во многом производственная деятельность и качество профессионального образования зависит от перечня учебно-производственных работ. Перечень должен соответствовать требованиям учебных программ, уровню подготовки в соответствии с квалификационной характеристикой.Согласно нормативным документам, подбором работ для включения в перечень занимается мастер производственного обучения. Однако опыт показывает, что решать эту проблему на уровне одного мастера нецелесообразно, так как необходимо создание номенклатуры изделий, обеспечение документацией, технологией, заготовками и инструментом в строго определенные сроки в соответствии со сводно-тематическим планом, выполнение операций смежных профессий и финишной операции по доведению изделий до товарного образца и последующей реализации.Повышение качества профессионального образования в условиях рыночной экономики несомненно зависит от квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей.На сегодняшний день ощущается большая нехватка адаптированных программ. По некоторым данным в России в 2015-2016 учебном году по адаптированным образовательным программам СПО обучалось 26,7% от всех обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов по программам СПО, а адаптированные образовательные программы СПО реализует 16% от всех образовательных организаций, обучающих лиц с ограниченными возможностями и инвалидов по программам СПО.В целях повышения качества предоставления образовательных услуг людям с инвалидностью необходимо предоставлять им возможность обучения по адаптированным образовательным программам СПО. Безусловно, действенность реализации такой программы определяется организацией специальной образовательно-реабилитационной среды в образовательной организации, дифференциацией форм и методов обучения в соответствии с личностными и физическими особенностями инвалидов. Программа должна быть максимально обращена к развитию позитивных индивидуальных личностных качеств инвалида, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.Таким образом, адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки специалистов по специальности должна решать следующие задачи: - создание в образовательной организации условий, необходимых для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации; - повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; - формирование в образовательной организации толерантной социокультурной среды. Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования содержит комплекс учебно-методической документации, включая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, определяет объем и содержание образования по специальности среднего профессионального образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности.При разработке и внедрении адаптированных программ необходимо предусматривать возможность увеличения срока получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ, но не более чем на 6 месяцев по профессиям СПО, на 10 месяцев по специальностям СПО. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин с учетом состояния их здоровья. При формировании образовательной программы образовательная организация, с целью эффективного освоения адаптированных программ, должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, максимально взвешено подходить к выбору мест практик, учитывая состояние здоровья и требования по доступности для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Такие студенты должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья [2]. Следует отметить, что системы методического сопровождения разработки и реализации адаптированных ОПОП требует совершенствования по следующим направлениям:
  • проведение рецензирования региональных примерных программ с представителями профессиональных сообществ и социально-реабилитационными службами;
  • разработка региональных программ по востребованным профессиям; организовать обучение педагогов (вспомогательного персонала) ПОО по работе с обучающимися с особыми жизненными потребностями;
  • выявление и обобщение лучших практик разработки и реализации адаптированных программ СПО; наличия учебных, лекционных материалов в электронном виде и р. (конкурсы, смотры и др.).
  • Однако хотелось бы отметить, что существует ряд факторов, сдерживающих развития процессов разработки и реализации адаптированных ОПОП, а именно:
  • отсутствие федерального перечня рекомендуемых профессий, специальностей, направлений подготовки, востребованных экономикой, для подготовки лиц с ОВЗ по видам ограничений;
  • отсутствие нормативного закрепления процедуры предъявления медицинских документов при поступлении на адаптированную ОПОП (медицинская справка, рекомендации ПМПК, МСЭ);
  • необходимость расширения спектра программ профессионального обучения лиц с ОВЗ и определение сроков обучения;
  • при реализации программ ПО ориентированных на ПС, наименование присваиваемой квалификации не всегда соответствует ОК 01694.
  • Одним из ярких и очень успешных примеров работы с инвалидами и лицами с ОВЗ является международное движение Абилимпикс, которое зародилось в 70-х годах XX столетия в Японии, основной деятельностью которого является проведение конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью. В 2015 году это движение пришло и в Россию в виде региональных и национальных чемпионатов.Международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.Абилимпикс – новое понятие, как и понятие адаптированной образовательной программы. Сталкиваясь с необходимостью подготовки участников чемпионата Абилимпикс, у преподавателя возникает необходимость владеть основными понятиями, связанными с обучением инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.В категории участников соревнований чемпионата «Абилимпикс» выступают физические лица с инвалидностью, обучающиеся по программам профессионального обучения, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (профессиям среднего профессионального образования), высшего образования.Конкурсы профессионального мастерства «Абилимпикс» проводятся в целях содействия развитию профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью на рынке труда. Проведение таких конкурсов профессионального мастерства направлено на решение следующих задач:
  • создание системы профессиональной ориентации школьников с инвалидностью и родителей детей-инвалидов;
  • создание системы профессиональной ориентации и мотивации людей с инвалидностью к профессиональному образованию через конкурсы профессионального мастерства;
  • развитие профессионального мастерства студентов с инвалидностью;
  • содействие трудоустройству выпускников и молодых специалистов с инвалидностью;
  • стимулирование выпускников и молодых специалистов с инвалидностью к дальнейшему профессиональному и личностному росту;
  • выявление и поддержка талантливых детей и молодежи из числа людей с инвалидностью;
  • подготовка волонтеров для работы с людьми с инвалидностью;
  • формирование экспертного сообщества по профессиональному образованию и трудоустройству людей с инвалидностью;
  • включение работодателей в процесс инклюзивного профессионального образования и трудоустройства людей с инвалидностью.
  • Подводя итог сказанному отметим, что качественно пройденное обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья практическое обучение позволяет им хорошо подготовиться к участию в конкурсах профессионального мастерства разных уровней и привлечь внимание работодателей на безграничные возможности людей с ограниченными возможностями, а также к проблемам и трудностям, с которыми они сталкиваются, пытаясь найти свое место во взрослой жизни, реализовать себя с профессиональной точки зрения.