Проект для детей старшего возраста " Мы познаем мир"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект для детей старшего возраста " Мы познаем мир"
Автор: Темникова Вера Александровна
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Мы познаем мир»ВведениеАктуальность:Творческая личность востребована в современном обществе, она способна к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско - творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афанасьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Также развитие творческих способностей дошкольников – одна из основных задач ФГОС. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Проблема: В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.Задачи: - Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.Этапы реализации проекта: 1 этап – организационно – диагностический;2 этап – формирующий;3 этап – заключительный. Ожидаемый результат:1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.Практическая часть:1 этап – организационно-диагностическийФормы работы:1. Анализ научной и методической литературы.2. Мониторинг на начало учебного года3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.4. Подборка опытов с описанием проведения. 5. Организация предметно – развивающей среды. Содержание деятельности:Определение актуальности, проблемы, цели. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.Создание условий для детского экспериментирования:Подбор оборудования для проведения опытов.Приобретение набора «Опыты с водой».2 этап - формирующийФормы работы:Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.Содержание деятельности:1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием).2. Работа с детьми:образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов. 3. Работа с родителями: Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.3 этап - заключительныйФормы работы:1. Мониторинг на конец учебного года2. Сравнительный анализ результатов3. ПерспективыСодержание деятельности:Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года. ЗаключениеПервая эксперименты в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной деятельности знания, умения, навыки. Большую радость, удивление дети испытывают от своих больших и маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Проектно-исследовательская деятельность помогает детям выстроить отношения между воспитателем, родителем на основе партнёрства. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребенка познавательной активности, логического мышления, связной речи. Все , что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Практическая значимость:Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.Список литературы В.А. Деркуновская, А.А. Ошкина « Игры-эксперименты с дошкольниками»О.В.Дыбина «Неизвестное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников.Н.М. Зубкова «Тайны кипящей кастрюли» Издательство «Речь»Е. Качур «Увлекательная химия» Издательство Манн, Иванов и ФерберН.Н. Поддъяков «Мышление дошкольника»Л.В.Рыжова Методика детского экспериментирования. «Детство – Пресс»,2014 г. СПб«Самая полная энциклопедия научных опытов» Издательство «Эксмо» М.Султанова «Простые опыты с бумагой» Для дошкольников.М.Султанова «Простые опыты с водой» Для дошкольников М. Султанова «Простые опыты с воздухом» Для дошкольниковМ.Султанова «Простые опыты с природными материалами» Для дошкольниковГ. П. Тугушева., А.Е.Чистякова « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» ПриложенияПерспективный план работы с детьми:Тема: Вода1. «Какие свойства» Цель: познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета. Вода растворитель, вода текучая)2. «Капельки» Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды. 3. «Фильтрование воды» Цель: познакомить с процессами очистки воды разными способами.4. «Замерзание жидкостей» Цель: познакомить с процессом замерзания различных жидкостей (обычная вода, соленая вода, сок, молоко, растительное масло)5. «Круговорот воды» Цель: познакомить с круговоротом воды в природе, показать зависимость состояние воды от температуры.Тема: Воздух1. «Свойство воздуха» Цель: познакомить, что воздух невидим, он вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем, он имеет объем и вес.2. «Что быстрее» Цель: обнаружить атмосферное давление.3. «Помогай - ка» Цель: показать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.4. «Большие - маленькие» Цель: выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании сужается. Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота.1. «Почему всё падает на землю» Цель: понять, что предметы имеют вес, которые зависят от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера и материала. Выяснить, что земля обладает силой притяжения.2. «Почему все звучит?» Цель: подвести к пониманию причин возникновения звука: колебания предметов.3. «Почему легче?» Цель: выявить случаи проявления невесомости на земле.4 «Как быстрее» Цель: познакомить с особенностями передачи звука на расстоянии.5. «Волшебные превращения» Цель: выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед – вода, вода – лед)Тема: ПревращенияСвойства материалов1. «Исследование свойств бумаги» Цель: познакомить с основными свойствами бумаги.2. «Превращение молока в кефир» Цель: показать влияние температуры на изменения продуктов.3. «Дружба красок» Цель: продолжать знакомство со смешиванием цветов.4. «Волшебная лампа» Цель: знакомство с занимательной химией.5. «Металлы» Цель: формирование представлений о свойствах металлов6. «Мир стекла» Цель: знакомство со свойствами стеклянных предметов.Тема: Живая природа1. «Растения дышат» Цель: установление потребности растения в воздухе. 2. «Запасливые растения» Цель: знакомство со свойствами некоторых растений накапливать влагу. 3. «Запах и вдох» Цель: установления необходимости входа для определения запаха.4. «Плавающее перо» Цель: выявить как загрязнение воды влияет на плавучесть водоплавающих птиц.Перспективный план работы с родителямиКонсультация для родителей«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состаришься». К сожалению, «промахи родителей» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию: 1. Организуется исследовательская деятельность детей; 2. Создаются специальные проблемные ситуации; 3. Проводятся занятия Материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, различные виды поверхностей, круп и т.д.; специальные приборы (микроскопы, лупы и т. д), неструктурированные материалы (песок, вода, камешки). Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п. Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Экспериментирование – это как игра – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила: 1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт) 2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта) 3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента) 4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата) 5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами. Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вашего ребёнка. Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста. Спрятанная картина Цель: узнать, как маскируются животные Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика. Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком. Итоги: Желтая птичка исчезла Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников. Делаем творог Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка. Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием. Жареный» сахар Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями. Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус. Понравилось? Тогда открывайте кондитерскую фабрику! Утопи и съешь Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет". Греет ли шуба? Этот опыт должен очень понравиться детям Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети? Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает? Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома, ему тепло, что бы выйти на холод, он надевает шубу, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет. Экспериментируйте с детьми – это очень интересно!Родительское собрание на тему:«Юные экспериментаторы»Цель:Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающиммиром через экспериментальную деятельность с различными предметами.Задачи:-Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитиидетей дошкольного возраста.-Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детейсреднего дошкольного возраста.-Формировать представления о правильной организацииэкспериментирования с ребенком-дошкольником.-формировать умение общаться с детьми.Предварительная работа:- Подобрать пословицы, высказывания известных людей.- Подготовить презентацию по теме.- Провести анкетирование родителей «Детское экспериментированиедома».- Оформление консультации для родителей.- Подготовить памятки для родителей.- Подготовить оборудование и материал для проведения опытов.Ход мероприятияЗдравствуйте дорогие родители! Мы рады видеть вас здесь. Спасибо за то,что вы пришли на нашу встречу. Это родительское собрание я хочу открытьсловами:«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, нооткрыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйтевсегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще развозвратиться к тому, что он узнал».В.А.Сухомлинский.Прогресс развития человечества не стоит на месте и в связи с этим скаждым годом к нашим деткам предъявляются все новые и новые требованияк полученным ими знаниями. Поэтому гораздо важнее получитьлюбознательного ребенка-первооткрывателя, исследователя того мир который его окружает. А средством познания дошкольником окружающегомира является - экспериментальная деятельность.И я бы хотела спросить вас, что такое экспериментирование?(родители высказывают свои предположения)Что такое экспериментирование?Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающегомира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций,продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудьрезультата. Цель экспериментальной деятельности:Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Как показывает практика наряду с игровой деятельностью для детей дошкольного возраста очень важной является и экспериментальная деятельность. Вместе с игрой эксперимент оказывается ведущим видом деятельности в развитии дошкольника. Само слово «эксперимент уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едвародившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир. Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы, он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но некаждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто,растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку,чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.Вот именно поэтому мы и начинаем работу с детьми по данной теме. Для всестороннего развития дошкольников, для достижения наилучших результатов в процессе познания окружающего мира. Наши знания не укладываются в рамки понятия «занятие». Это будут игры, опыты, проводимые с детьми.В процессе игр – экспериментов у детей развивается - мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкимикамешками и бусинками);- воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит липерышко, если на него подуть?)- внимание и память (запомню – дома расскажу маме);- речь;- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед втепле растает).Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь). Дети учатся анализировать произошедшее, не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет; бабушка «не поверит», когда внук расскажет ей, что сегодня он сам «сделал» болото в группе с лягушками и лилиями. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка. В настоящее время в дошкольной педагогике ребенок рассматривается не как объект науки, а как субъект; отношения ребенок – взрослый – это субъектно-субъективные отношения, т.е. мы, взрослые, не только изучаем ребенка, но и учимся у него.Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон. Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делатьвыводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы. Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем. В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.И в этом должны помогать и вы родители.Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал? Во-первых, самому быть любопытным.Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка. Если вы захотели сами предложить ребенку тему для экспериментирования, то нужно придерживаться некоторых правил привыборе темы.Правила при выборе темы 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, быть с элементами неожиданности и необычности.2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принестиреальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрытьлучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения,навыки).3. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, учитывая особенность детей. Они еще не способны концентрировать свое внимание на одном объекте долговременно. С детьми 5 лет экспериментирование ведется в нескольких направлениях: -живая природа;-неживая природа;-физические явления;-человек;-рукотворный мир.Задание для родителей.Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях. Первая подгруппа расскажет нам про эксперименты с неживой природой, вторая - с живой природой, а третья - «Я человек». (родители совещаются и отвечают)Как организовать детское экспериментирование в домашнихусловиях?На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений! Давайте сегодня с вами попробуем провести несколько экспериментов. У нас получилось три подгруппы. Каждая подгруппа проведёт свой опыт. У вас на столах есть всё необходимое для того.1 опыт «Вода меняет свой цвет»В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет.Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимоннуюкислоту - раствор снова обесцветится.2 опыт: «Вулкан»:Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.- Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.- Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.- Вставьте в конус пробирку.- Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.3 опыт. "Подводная лодка".Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть.Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.4 опыт «Цветы лотоса»Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу!В нашей группе оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности. Он состоит из мини лаборатории. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы: Специальная посуда Природный материал Утилизированный материал Прочие материалы: это приборы – помощники Медицинский материал Технический материал Коллекция семянЗаключение.Уважаемые родители! Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контактас вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. С этой целью мы предлагаем Вам памятки по развитию любознательности удетей. Свое выступление хочется закончить китайским изречением:«То, что я услышал, я забыл.То, что я делал, я знаю!»