Программа «Одаренный ребенок»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа «Одаренный ребенок»
Автор: Антонова Светлана Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждениие Средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
Протокол № _____
_______________________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ п. Арчаглы - Аят
__________________ С.А Антонова
_____ _________________ 2017 г
приказ №_____ от ____ сентября 2017г.
Программа Одаренный ребенок
Разработала учитель биологии:
Антонова С.А
2017-2018г.
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия детская одаренность и одаренные дети определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок одарен, и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от штамповки и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном конвейере все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
В структуру программы входят следующие разделы.
1. Паспорт
Наименование программы
Одаренный ребенок
Основания для разработки программы
Переход на ФГОС
Цель программы
Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МОУ СОШ п. Арчаглы - Аят
Срок реализации программы
2017 – 2022 годы
Исполнители основных мероприятий программы
Педагогический коллектив школы
Соисполнители
Учащиеся, родители учащихся
Ожидаемые конечные результаты программы
- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;
- создание индивидуальных образовательных программ;
- повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одаренными детьми;
- совершенствование системы работы с одаренными детьми
Система контроля исполнения программы
Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.
Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы)
В образовательном пространстве района и области МОУ СОШ п. Арчаглы - Аят является самостоятельным образовательным учреждением. Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе.
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
потребность в новых впечатлениях ;
развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета ;
познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия:
выбрана разноуровневая поточная модель школы;
определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):
нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
обеспечение базового дополнительного образования: организация специальных факультативов, работа кружков по предметам;
проведение научно-практических конференций в школе; общеразвивающие традиционные мероприятия школы;
осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;
к работе с детьми более высокого уровня развития привлечены высококвалифицированные специалисты – учителя высшей и первой категории, имеющие большой опыт работы с детьми.
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;
между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы Одаренный ребенок позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы Одаренный ребенок в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – дар, в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы Одаренный ребенок в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
Концепция возрастной одаренности (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
как одаренность явная (проявленная), которая у всех на виду. Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Основные цели и задачи программы.
Основная цель программы Одаренный ребенок заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МОУ СОШ п. Арчаглы - Аят, а также в создании среды. Способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачами данной программы являются:
обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, НОУ , предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
конструирование мотивов, формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;
обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.
Стратегические направления программы
- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы)
- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы)
- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и районных мероприятиях)
Научное – нацеленное на создание единой программы работы с одаренными детьми.
Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.
Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Создание и организация работы интеллектуального клуба учащихся. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.
Социально-экономическое – осуществляет поддержку одаренности через организацию конкурса Ученик года.
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.
Координационное направление:
организация работы всего коллектива школы;
создание предметных базовых площадок;
интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;
обеспечение нормативно-правовой базы;
ресурсное обеспечение;
контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление:
формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
проведение диагностики одаренных детей;
диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);
создание банка данных Одаренные дети школы.
Кадровое направление:
определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Развивающее направление:
создание образовательной среды для развития одаренных детей;
организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности, летнего лагеря;
создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
обеспечение материально-технической базы;
создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
организация работы библиотеки;
создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
Этапы реализации
Реализация программы Одаренный ребенок рассчитана на 5 лет: с 2017 по 2022 годы.
Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2017-2020 учебном году. Он включает в себя:
создание нормативно-правовой базы;
обеспечение материально-технической базы;
создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2020-2022 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
апробация экспериментальных авторских программ;
отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
пополнение и обновление банка данных Одаренные дети школы, банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2022 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:
сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
мониторинг личных достижений учащихся;
анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Формы работы с одаренными детьми
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
Психологические консультации, тренинги, тестирование;
Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
Создание детских портфолио.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций; принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации
Мониторинг результативности работы с учащимися - педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торренса);
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; - развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Результаты по формированию УУД.
Личностные УУД.
Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
Сформированные УУД: Основы гражданской идентичности личности в форме сознания Я как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.
Умения:
Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
Стремление к самосовершенствованию;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД.
Сформированные УУД: Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.
Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты).
Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.
Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
Понимать значение работы над устранением ошибок.
Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.
Различать способ и результат действия.
Познавательные УУД.
Сформированные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
Грамотное построение устной и письменной речи.
Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
Самостоятельно создавать алгоритм действий.
Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
Устанавливать аналогии.
Владеть общим рядом приемом решения задач.
Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
Использовать разные географические средства.
Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД.
Сформированные УУД: Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Уметь формулировать свое мнение и позицию. С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Составлять внутренний план действий.
Понимать:
Возможность оснований оценки одного и того же предмета;
Относительность оценок или выборов других людей;
Мысли, чувства, стремления и желания окружающих.
Участники реализации программы
Руководители:
зам. директора по УВР
учитель-предметник
Творческая группа:
учителя начальных классов и учителя-предметники;
школьный психолог;
школьный библиотекарь;
руководители спортивных секций
А так же:
учащиеся МОУ СОШ
родители детей
Ожидаемые результаты
Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной Я-концепции.
Критерии
Показатели
Методика изучения
Самоактуализированность личност
Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.
Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
Способность к рефлексии.
Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.
Уровень коммуникативной культуры
Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.
Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.
Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.
Метод незаконченного предложения.
Тест Исследование школьной мотивации.
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе
Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.
Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.
Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.
Тест школьной тревожности Филипса.
Конкурентоспособность одаренных учащихся
Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.
Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.
Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.
Методики статистического анализа данных, их динамика.
План реализации направлений программы Одаренный ребенок на 2017-2020 годы
№ п/п
Основные направления
Сроки
Исполнители
Научное направление
1
Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка
2017-2020
Зам. директора по УР, школьный психолог
2
Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка
Зам. директора по ВР, школьный психолог
Научно-методическое и образовательное направление
1
Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка
2017-2020
Творческие группы учителей
2
Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации
2017-2020
Зам. директора по ВР
3
Создание системы психолого-медико-социального сопровождения
2017-2020
Зам. директора по УВР
4
Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей
2017-2020
Психолог, учителя
5
Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности
2017-2020
Зам. директора по УВР, психолог
6
Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса
2017-2020
Учебная часть, психолог
7
Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми
2017-2020
Зам. директора по УР
8
Создание информационной базы по проблемам одаренности детей
2017-2020
Зам. директора по УВР
9
Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей
2017-2020
Педагоги школы
10
Деятельность методического совета:
- рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;
- организация апробации методик обучения школьников
2017-2020
Зам. директора по УР
Организационное психолого-педагогическое направление
1
Индивидуальная работа со специалистами
2017-2020
Заместители директора
2
Организация и совершенствование работы НОУ Синяя птица, кружков различной направленности
2017-2020
Зам. директора по УР, ВР
3
Создание среды общения, самореализации. Социализации:
- организация и проведение предметных олимпиад различного уровня;
- организация выставок;
- организация защиты творческих проектов
2017-2020
Зам. директора по УР, ВР
Социально-экономическое направление
1
Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи
2017-2020
Директор, родительский комитет
2
Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, авторов научных открытий
2017-2020
Директор
12. План деятельности на 2017-2020учебный год
№ п/п
Направления реализации программы
Мероприятия
Дата
Ответственные
1
Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу Одаренные дети
1. Семинар Одаренность: понятие; виды одаренности
Сентябрь
Совет творческой группы учителей начальных классов и учителей-предметников
2. Знакомство с новинками педагогической литературы: Особенности работы с одаренными детьми
Ноябрь
Школьный библиотекарь
3. За круглым столом (изучение специальных исследований педагогов и психологов: А.Проскуры, Л.Выготского. А.Матюшкина)
Январь
Школьный психолог
4. Заседание методического совета В.С.Юркевич. Природные задатки и возможности детей младшего школьного возраста
Март
Руководитель методического совета
5. Практикум Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках математики и русского языка
Апрель
Учителя нач классов, учителя предметники
6. Педсовет Роль школы в развитии и обучении одаренных детей
Январь
Совет творческой группы учителей
2
Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы
1. Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в школе: составление списков первоклассников
Август
Июль
Учителя будущих первоклассников
2. Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей; анкетирование родителей; экскурсия в школу; день открытых дверей; организационное родительское собрание Развитие способностей первоклассника
Школьный психолог
Совет творческой группы учителей начальных классов
3
Создание банка данных одаренных детей школы
1. Анкетно-биографические сведения по одаренным детям
В течение учебного года
Школьный психолог
2. Психодиагностические обследования среди учащихся
В течение учебного года
Школьный психолог
3. Анкетирование детей
В течение учебного года
Совет творческой группы учителей
4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов
В течение учебного года
Школьный психолог
4
Психологическая помощь одаренным детям
1. Регулярные психологические консультации для одаренных детей
В течение учебного года
Школьный психолог
2. Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов
В течение учебного года
Школьный психолог
3. психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости
В течение учебного года
Школьный психолог
5
Создание методической копилки по работе с одаренными детьми
1. Комплектование научно-методического кабинета соответствующей учебной и научно-методической литературой
В течение учебного года
2. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам, разработки интеллектуальных марафонов, игр)
В течение учебного года
Зав. Методическим кабинетом
3. Работа библиотеки по реализации программы: создание тематических картотек, подборка отечественной и зарубежной литературы (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по вопросам одаренности детей
В течение учебного года
Школьный библиотекарь
6
Систематизация работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности
1. использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр по предметам, электронных энциклопедий
В течение учебного года
Совет творческой группы учителей
2. Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих
В течение учебного года
Учителя начальных классов и учителя-предметники
3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся
В течение учебного года
Учителя начальных классов и учителя-предметники
4. Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-исследование, урок-поиск и др.
В течение учебного года
Учителя начальных классов и учителя-предметники
7
Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время (предметные и творческие кружки, спортивные секции)
1. Функционирование предметных и творческих кружков, а также спортивных секций
В течение года
Педагоги дополнительного образования
2. Предметные классные, школьные и районные олимпиады (5- 8-11-е классы)
Октябрь – январь
Учителя, работающие в 8-11-х классах
3. Интеллектуальный марафон Знай и люби свой край
Октябрь
Учителя, работающие 5-11кл
4. Защита предметных проектов и проектов по экологии (тема Охрана окружающей среды)
Февраль
Руководители
6. Слет юных талантов В кругу друзей 1-4, 5-11 классы
Май
Совет творческой группы учителей
8
Проведение мероприятий с родителями одаренных детей
1. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме
Май
Школьный психолог
3. Круглый стол Организация досуга одаренных детей
Декабрь
Руководитель программы
4. Индивидуальные консультации школьного психолога
Март
Школьный психолог
5. Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ
В течение года
Педагоги дополнительного образования
6. Спортивные соревнования Мама, папа, я – спортивная семья
В течение года
Руководители спортивных секций
7. Отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы
Май
Совет творческой группы учителей
План работы с одаренными детьми на 2020-2022 уч. год
№
Основные направления
Сроки
Ответственные
Организационная работа
1.1
Корректировка плана работы с ОД
Август
Зам. дир. УР
1.2
Семинар – практикум: Умственная одаренность и ее психологические проявления. Склонности учителя к работе с ОД.
Сентябрь
Зам. дир. УР
1.3
Знакомство с новинками педагогической литературы: Особенности работы с одаренными детьми
Октябрь
Зам. дир. УР
Диагностическая работа
2.1
Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.).
Сентябрь
В течение года
Зам. дир. УР
2.2
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности.
Классные руководители
2.3
Диагностика родителей и индивидуальные беседы.
2.4
Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД, ее пополнение.
Зам. дир. УР
Работа с ОД по индивидуальным планам
3.1
Определение наставников ОД в соответствии с базой данных.
Сентябрь
Зам. дир. УР
3.2
Составление индивидуальных планов работы с ОД.
1-я неделя октября
Учителя – предметники
3.3
Собеседование с учителями – предметниками по индивидуальному плану работы с ОД. Утверждение индивидуальных планов работы с ОД.
2-я неделя октября
Зам. дир. УР
3.4
Реализация индивидуальных планов работы с ОД
В течение года
Учителя – предметники
3.5.
Организация занятий во внеурочное время
В течение года
Учителя-предметники, учителя нач. классов
Интеллектуальное развитие ОД
4.1
Подготовка материалов для проведения школьного тура олимпиад.
Октябрь
Учителя – предметники
Зам. дир. УР
4.2
Участие в школьном туре олимпиад.
Октябрь - декабрь
4.3
Участие в районном туре олимпиад.
4.4
Участие в конкурсах, выставках, конференциях.
В течение года согласно плану ОУ
Зам. дир. по ВР
4.5
Мониторинг результативности работы с ОД. Пополнение данной электронной базы.
В течение года
Зам. дир. по УР
4.6
Организация творческих отчетов, выставок, смотров.
В течение года согласно плану ОУ
Педагог - организатор
Работа научного общества учащихся
5.1
Организационное заседание учащихся, членов НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества.
Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности.
Октябрь
Зам. дир. по УР
5.2
Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Индивидуальные консультации.
Октябрь
Руководители исследовательской работы
5.3
Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.
Октябрь
Руководители исследовательской работы
5.4
Овладение навыками работы на компьютере, их совершенствование.
В течение года
Лаборант ИКТ
5.5
Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации.
Ноябрь
Руководители исследовательских работ
5.6
Практическое занятие с учащимися: требования к оформлению исследовательских работ. Индивидуальные консультации.
Декабрь
Зам. дир. по УР
5.7
Завершение исследовательских работ. Рецензирование работ руководителями
Январь
Руководители исследовательских работ
5.8
Практическое занятие “Методика защиты исследовательских работ”. Индивидуальные консультации.
Зам. дир. по УР
5.9
Школьная научно-практическая конференция
Февраль
Зам. дир. УР
5.10
Оформление электронного Сборника исследовательских работ учащихся.
апрель
Зам. дир. УР
5.11
Заседание НОУ, поведение итогов. Планирование работы на следующий год.
Дополнительное образование
6.1
Курирование кружковой работы:
- утверждение программ кружков;
- анализ кружковой работы.
Сентябрь, в течение года
Зам. дир. ВР
6.2
Работа спортивных секций.
В течение года согласно графику
Учитель физической культуры
6.3
Подготовка к зимней спартакиаде.
Согласно плану
Методическое сопровождение
7.1
Сбор и подготовка аналитической информации:
- формирование и своевременное пополнение базы данных ОД;
- отчет по реализации индивидуальных планов работы с ОД;
- анализ результатов олимпиад;
- мониторинг результативности работы с ОД.
В течение года
Апрель
Декабрь
В течение года
Заместители директора, учителя – предметники, руководители исследовательских работ
7.2
Сбор и систематизация методических материалов по работе с одаренными детьми.
В течение года
Зам. дир. по УР
7.3
Итоги работы с ОД в 2012/2013 учебном году. Планирование работы на следующий год.
Май
Зам. дир. пол УР
8.Проведение мероприятий с родителями одаренных детей
8.1
Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме
Май
Школьный психолог
8.2
Родительская конференция Развитие творческого потенциала ребенка
В течение года
Школьный психолог
8.3
Круглый стол Организация досуга одаренных детей
Декабрь
Руководитель программы
8.4
Индивидуальные консультации школьного психолога
Март
Школьный психолог
8.5
Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ
В течение года
Педагоги дополнительного образования
8.6
Спортивные соревнования Мама, папа, я – спортивная семья
В течение года
Руководители спортивных секций
8.7
Отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы
Май
Совет творческой группы учителей
Приложение
1. Портрет одаренного ребенка
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – -; если нравится – +; очень нравится – ++. Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: Нравится ли тебе …
Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
Петь, музицировать.
Заниматься физкультурой.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
Собирать технический конструктор.
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
Самостоятельно рисовать.
Играть в спортивные, подвижные игры.
Руководить играми детей.
Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
Ходить в магазин за продуктами.
Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
Ухаживать за домашними растениями.
Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
Участвовать в постановке спектаклей.
Заниматься спортом в секциях и кружках.
Помогать другим людям.
работать в саду, на огороде, выращивать растения.
Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Родительское исследование
(заполняют родители)
У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
Он очень любит рисовать (Да / нет)
Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________
С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________________________________________________________________________
Характеристики доминирующих способностей ребенка
Интеллектуальные способности
1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
1.2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.
1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.
1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.
1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
Художественные способности
2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.).
2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.
2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно.
Музыкальный талант
3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
3.2. Хорошо поет.
3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Способности к занятиям научной работой
4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.
4.4. Хорошая моторная координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
4.5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.
4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его эксперимент не получился.
4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
4.8. Проводит много времени над созданием собственные проектов: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.
4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Литературное дарование
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Способности технические
6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
6.2. Интересуется механизмами и машинами.
6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на поиск.
6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.
6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.
Способности к спорту
7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).
7.4. Бегает быстрее всех в классе.
7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.
7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Список литературы
Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
Краевая целевая программа Развитие образования в Алтайском крае на 2006-2010 годы.
Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990.
Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.