Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
Автор: Лукашевич Екатерина Владимировна
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
Лукашевич Екатерина Владимировна, учитель-логопед
ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение Детский сад Родничок
г.Новокуйбышевск, Самарская область
Коррекционная работа в соответствии с ФГОС ДОнаправлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровьяв освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Коррекционной работа в ДОУ не предусматривает оценку развития детей в привычных рамках мониторинга. Дети групп диагностируются и, по итогам диагностики развития детей, отмечается наличие положительной динамики. При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер заболевания, но и возраст детей. Известно, что раннее начало коррекционной работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов, так как функциональные системы находятся в стадии формирования. Однако особенности дошкольного возраста заключаются и в том, что ребенок не в состоянии реализовывать долгосрочные сложные программы поведения, ориентированные на конечный результат. Отсюда, как бы значимы не были дляребенка вопросы психического и физического самосовершенствования, он не способен к длительным монотонным тренировкам. Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы коррекция проводилоась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.
Коррекционная работа проводится в4этапа -пропедевтический,первый, второй, третий.
Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развитиярассматриваются как самостоятельная категория, занимающая промежуточное положение между нормальным и нарушенным развитием, и обозначается какгруппа риска.При выявлении таких детей организуется своевременная коррекционная помощь с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем. Обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей МДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников осуществляется посредством психолого-медико-педагогической службы - консилиума (ПМПк и ПМПК).
Работа в ПМПк позволяет перейти к комплексному, коллегиальному изучению проблем и планированию совместных действий родителей и педагогов по коррекции выявленных проблем детей.
Специалисты службы, педагоги, администрация МДОУ свою деятельность строят на 4-х основныхположениях:
только совместная работа (в условиях одной команды) педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда, медицинских работников может дать реальный результат. Взаимодействие специалистов МДОУ осуществляется посредством:
- взаимного информирования по результатам диагностики;
- взаимного консультирования по возникающим проблемам;
- проведения интегрированных занятий;
- совместного обсуждения вариантов разрешения проблемы и выработка общего плана действий.
работа по оказанию помощи ребенку начинается с семьи, т.е. ближайшего окружения ребенка, потому что разрешение любой проблемы возможно при условии общей заинтересованности ребенка, его родителей, педагогов, сверстников. Очевидно, что противоборство любого из этих субъектов проблемы многократно усиливает действие факторов риска. Поэтому родители и ближайшее окружение ребенка являются равноправными субъектами сопровождения.
Основные этапы процесса сопровождения:
1. Диагностический этап,целью которого является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации. Сигналом для начала работы с ребенком может служить:
- выявление проблем в ходе диагностики;
- обращение родителей за консультацией;
- запрос воспитателя, администрации ДОУ.
После фиксации сигнала проблемы вырабатывается логика проведения диагностического исследования. На этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, совместно оценить возможности ее решения.
2. Поисковый этап,целью которого является - сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации.
3. Консультативно-проективный этап.На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы.
4.Деятельностный этап.Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата.
5.Рефлексивный этап- период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Это этап реализуется на повторном заседании ПМПк по результатам проведенной работы. Этот этап может стать заключительным, если проблема ребенка успешно решена. Если же реализация программы (плана) индивидуального развития ребенка не дала положительных результатов, в программу могут быть внесены изменения для получения более значимых результатов, или же ребенку будет предложено посещение ПМПК с целью смены образовательного маршрута.