«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ »


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ »
Автор: Михайлова Людмила Алексеевна


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ
ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ
Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одно из важнейших факторов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала.
Работая , я пришла к выводу, что активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач при работе с детьми. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является именно познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению задач. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой-либо темы, я много времени уделяю поискам
активных форм работы и методов обучения, продумываю каждый урок. Как сказал В.А.Сухомлинский , урок - первая искра, зажигающая факел любознательности.
В современных условиях обучение детей должно способствовать удовлетворению интересов и потребностей ребенка, развитию творческих способностей, стремлению
мыслить и действовать самостоятельно. В своей работе с детьми на уроке считаю важным и стараюсь добиться того, чтобы каждый ученик работал в меру своих способностей, чувствуя и развивая эти способности. Дети охотно идут на урок, если все сорок пять
минут они активно трудятся, стремясь приобрести новые знания, а уходят с чувством удовлетворения. Как этого достичь? Изучая опыт передовых учителей, имея свои
скромные находки, приоритет отдаю активным формам работы на уроках и во внеклассной работе.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
Для формирования мотивации учения младших школьников я использую активные формы работы. Я стараюсь строить процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности. Появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность
поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.
Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и
определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо
воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра.
Например, при изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100
стремлюсь на уроке отвести 5—10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Для этого предлагаю: примеры с
окошками и пропущенными знаками действий; сравнить числа и выражения; определить, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжить его; найти и исправить ошибки в
решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ (из трех данных) и обосновать свой выбор и т.п. Этому виду учебной деятельности я отвожу особую роль на уроке, ведь, как заметил А.Франс: Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Вместе с тем игра, являясь хорошим средством раскрепощения, активизации умственной деятельности ребенка, не должна подменять собой серьезную
исследовательскую работу на уроке.
Прав К.Ушинский, считавший, что сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву — это одна из труднейших и важнейших задач дидактики. Поэтому большую роль на уроке я отвожу глубине понимания детьми изучаемой темы, научности подачи материала, не допуская небрежности в употреблении математических терминов и понятий, требуя этого и от
учеников. Очень увлекают ребят логические задачи, которые наряду с заданиями творческого характера дают возможность раскрыть умственные способности школьников;
поэтому я стараюсь использовать их на каждом уроке. Но, конечно, самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики я отвожу
решению задач. При этом важно подобрать для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть,
например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок — интересную задачу. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. И эту увлеченность надо использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, устойчивого познавательного интереса. Данной цели служат нестандартные формы уроков. Они, с одной стороны, позволяют учителю вовлечь учеников в творческую
деятельность, а с другой — лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя нетрадиционный урок, я стараюсь подобрать задачи , чтобы они отвечали следующим требованиям: задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку; иметь практическую направленность, быть поучительными, расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; задачи должны быть по возможности просты, доступны для основной массы учащихся. Я использую различные формы нетрадиционных уроков. Это
уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки-путешествия (заочная экскурсия, прогулки в прошлое и т.д.).
Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. Деятельность учащихся на этих уроках носит в большинстве случаев ,однообразный воспроизводящий характер, значительная часть времени затрачивается на выполнение тренировочных упражнений.
Одним из приемов активизации деятельности младших школьников при изучении грамматики являются сказки. Но ненужно увлекаться. Необходимый эффект могут дать только те упражнения, которые представляют собой так называемые учебно- познавательные грамматические задачи, решение которых способствует росту мыслительной активности детей, заставляет их думать. Это уроки-зачеты, уроки типа КВН, уроки-олимпиады, уроки-путешествия.
Вывод:
Я стараюсь строить процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. При этом руководящая роль учителя скрыта от ученика. А ведущими
методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъективный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и
систематизация знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности. Появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на
инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.