Приемы развития целеполагающей деятельности учащихся
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы развития целеполагающей деятельности учащихся
Автор: Зубченко Ольга Петровна
Приемы развития целеполагающей деятельности учащихся«Знание только тогда знание,когда оно приобретено усилиями своей мысли,а не памятью»Л.Н.ТолстойЦель не возникает стихийно, она подготовлена сложным аналитическим процессом. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы методически корректно подвести детей к целеполаганию и совместно спроектировать средства достижения цели. Цель учащегося не должна непременно совпадать с целью педагога, она должна только соответствовать ей.В педагогической практике успешно применяются следующие методы ученического целеполагания:выбор учащимися целей из предложенного педагогом набора;классификация составленных детьми целей с последующей детализацией;обсуждение ученических целей на их реалистичность и достижимость;конструирование учащимися целей с помощью заданных алгоритмов;формулирование целей на основе результатов рефлексии;соотношение индивидуальных и коллективных целей;соотношение целей учащегося, педагога, образовательного учреждения, родителей.Предлагаем некоторые способы привлечения детей к целеполаганию учебного занятия (в том числе и конкретной темы).На этапе подготовки к занятию:специальное оформление кабинета, которое привлечет учащихся к знакомству с проблемой и позволит сформулировать тему занятия;постановка актуальной, привлекательной для учащихся проблемы, над которой детям предлагается поразмышлять и высказать свои суждения на следующем занятии;подбор стихов, высказываний, рисунков, книг по проблеме, теме следующего занятия, оформление наглядных материалов, плакатов;проведение исследования группой детей, которые в ходе его выявили проблему, связанную с изучением конкретной темы;прочтение по рекомендации педагога статьи, книги, просмотр телепередачи и формулировка вопросов, которые вызвали интерес у детей.В начале учебного занятия:постановка проблемного вопроса, вызывающего интерес у детей;решение конкретной практической задачи и поиск сферы её действия в жизни;сообщение противоречивых сведений об изученном явлении и постановка проблемы;рассказ о каком-либо загадочном явлении, совместная формулировка на этой основе проблемы, которую надо решить;прочтение фрагмента из книги и формулировка темы, проблемы занятия;просмотр фрагмента видеозаписи с целью определения проблемы для обсуждения.В конце учебного занятия:коллективный анализ занятия по микрогруппам (Что нового узнали на занятии? Что научились делать? Какие полезные способы деятельности вы приобрели? Что пригодится вам в жизни? О чем хотели бы узнать дополнительно по этой теме? Что вызвало затруднения при изучении темы? Что усвоено плохо и требует дальнейших пояснений и закрепления? и т.п.);коллективное обсуждение дальнейшей работы (Чем целесообразно заниматься на следующем занятии? Как распределить работу?);рефлексия (Что я усвоил(а) хорошо? Какие трудности я испытывал(а) при изучении материала? Что мне нужно сделать, чтобы добиться успеха на следующем занятии? Какой следующий шаг к познанию я сделаю и почему? и т.п.).Для того чтобы цели педагога стали целями учащихся, необходимо использовать приёмы целеобразования, которые выбирает педагог.Практически все приёмы целеобразования строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.Каждый педагог имеет свою систему специальных вопросов и заданий, делающую процесс вовлечения учащихся в постановку целей и задач занятия наиболее оптимальным.Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеобразование, сделать занятие деятельностным, создать условия для активизации мыслительной деятельности ученика (Приложение 1.):Формирование цели при помощи опорных глаголов«Работа над понятием»Формулировка цели с помощью вопросовДополнение цели с помощью слов-помощников«Домысливание»«Тема-вопрос»«Эпиграф»«Группировка»«Исключение»«Яркое пятно»«Кластер»«Проблема предыдущего занятия»«Побуждающий или подводящий диалог»«Проблемная ситуация или проблемное задание»«Нерешенная домашняя задача»«Практичность теории»Определение собственных целей занятия учащимися через определение важности и значимости изучаемого материала«Лови ошибку!»«Собери слово»Пословицы, поговорки, кроссворды, загадкиИспользование наглядного образа, объекта (незаконченная схема, таблица)«Отсроченная догадка»«Ассоциативный ряд»Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия«Моделирование жизненной ситуации»«Линия времени»Постановка привлекательной цели и т.д.Выбор того или иного приёма определяется содержанием учебного материала, целью данного занятия.Обобщая материал на данную тему, необходимо отметить, что приёмы целеобразования могут быть разными. Это зависит от ряда факторов: типа занятия по данной теме, возрастных особенностей учащихся и их уровня владения предметом и т.д.Но всегда нужно помнить, что:обязательными условиями использования приёмов целеобразования являются:учёт уровня знаний и опыта детей;доступность, т.е. разрешимая степень трудности;толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности;использование педагогом многообразных приёмов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности;осознание учащимися того, что без чётко поставленной цели трудно добиться результата в учебной деятельности;соблюдение педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей;вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.Организация целеполагающей деятельности учащихся на занятии способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию субъектности ученика, а значит, является здоровьесберегающей.Приложение 1.1. Формирование цели при помощи опорных глаголов. Учащимся предлагается сформулировать цель с помощью опорных глаголов после того, как педагог озвучивает тему занятия. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать, составить таблицу и др.2. «Работа над понятием». Для зрительного восприятия педагог предлагает учащимся название темы занятия и просит объяснить значение каждого слова. Учащиеся дают определения, объясняют значение каждого слова, а одно слово вызывает затруднение (так как с ним они не знакомы). Это и будет проблемной ситуацией. Значение слова определяет цель занятия. Можно воспользоваться толковым словарем.3. Формулировка цели с помощью вопросов. Педагог предлагает ученикам, предварительно записывая тему занятия, сформулировать цель занятия, исходя из темы и ответов на вопросы, которые фиксируются либо на слайдовой презентации, либо в памятке:Что я узнаю на занятии?Чему научусь?Где мне пригодится полученные знания? и др.4. Дополнение цели с помощью слов-помощников. С помощью слов-помощников педагог просит учащихся индивидуально сформулировать цель занятия, записав предварительно тему на доске:Я повторю…Я узнаю…Я научусь…Мне пригодится…5. «Домысливание». С помощью слов-помощников учащиеся коллективно формулируют цель занятия:Вспомним…Повторим…Изучим…Узнаем…Проверим…Научимся…6. «Тема-вопрос». Педагог формулирует тему занятия в виде вопроса. Для ответа учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленные вопросы:повторить знания об...определить...найти…изменить...определить…, сделать вывод…Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.Руководить процессом отбора может сам педагог при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.7. «Эпиграф». Педагог записывает на доске текст и предлагает учащимся осмыслить его и придумать, как он может быть связан с новой темой занятия.8. «Группировка». Приём используется через зрительное или слуховое восприятие.Ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий и т.д. учащимся предлагается разделить на группы. При этом им необходимо обосновать свои высказывания. Учащиеся формулируют тему и цель занятия, исходя из группировки. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей занятия.9. «Исключение». Через анализ общего и отличного учащимся необходимо найти лишнее, обосновывая свой выбор.Что общего во всех словах?Кто лишний в этом ряде?Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ. Цель формулируется на основе этого. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.10. «Яркое пятно». Ситуация «яркого пятна». Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете, объекте.Что объединяет данные предметы, объекты?Почему этот предмет, объект выделен другим цветом? и др.Учащимися совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Исходя из этого, учащиеся должны сформулировать тему и цель занятия.11. «Кластер». Педагог совместно с учениками составляет кластер по новой теме урока. Гроздья кластера - это то, что необходимо знать, пути решения поставленной проблемы и др. На основе этого выявляются тема, цель и задачи занятия.12. Проблема предыдущего занятия. В конце занятия учащимся предлагается выполнить задание, которое невозможно сделать из-за недостаточности знаний (компетенций), что подразумевает продолжение работы на следующем занятии, решение этой проблемы становится целью следующего занятия.Таким образом, тему занятия можно сформулировать накануне, а на следующем занятии лишь восстановить в памяти и обосновать.13. «Проблемная ситуация». Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, ему необходимо попасть в ситуацию, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Педагог может показать материал с противоречивой информацией между известным и неизвестным. Учащиеся самостоятельно обозначают проблемную ситуацию, тему занятия, выдвигают учебные задачи, формулируют цель занятия.14. «Побуждающий или подводящий диалог» - виды проблемного диалога. На этапе актуализации учебного материала ведётся беседа, направленная на обобщение известных фактов, конкретизацию, логику рассуждения и педагог подводит к тому, о чем учащиеся не могут рассказать. Возникает проблемная ситуация, обсудив которую учащиеся формируют цель. Появляется ситуация, для которой необходимы дополнительные действия: исследования или поиск.Побуждающий диалог заключается в следующем: педагог побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному педагогом.15. «Нерешенная домашняя задача». В ходе решения домашней работы у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением из-за недостаточности знаний. Педагог намеренно указывает такую работу. На следующем занятии учащихся формулируют цель занятия, исходя из этой ситуации.16. «Практичность теории». Введение в теорию педагог осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.17. Определение собственных целей занятия учащимися через определение важности и значимости изучаемого материала.В начале занятия:Что бы вы хотели узнать на занятии? Чему вы можете научиться?Для чего это необходимо знать?Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели?В конце занятия (рефлексивный анализ):Ответьте себе: удалось ли вам решить свою учебную задачу?Определите свои затруднения во время занятия: что у вас не получилось и почему?Оцените свою работу, полученные результаты по предложенной шкале.18. Трансформация темы занятия в учебные задачи.Информационная: что будем учить и чему будем учиться?Операционная: как и каким образом будем учиться?Мотивационная: зачем нам это надо?Коммуникативная: с кем и где?19. Использование наглядного образа, объекта (незаконченная схема, таблица). В начале занятия учащимся предлагается «слепая» схема, которую необходимо заполнить, используя материал учебника или раздаточный материал. На основе этого формулируют тему и цель занятия.20. «Отсроченная догадка». Предлагается интересный эпизод, содержащий интригу, в ходе фронтальной беседы определяется цель познания.21. «Лови ошибку!» Этот приём позволяет педагогу проверить знание фактического материала предыдущего занятия, а ученику осознать важность внимания.Данный приём можно использовать как вначале, так и в конце занятия. Задания такого типа позволяют вырабатывать быстроту реакции, внимание и сосредоточенность. Особенно это актуально на занятиях с учащимися младшего школьного возраста.22. «Незаконченные предложения». Приём способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, быстрому включению их в процесс формулировки целей и задач занятия.23. «Линия времени». Педагог чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят занятия, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.24. «Удивляй!» Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.