"Общественно-полезный труд в 9 классе"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Общественно-полезный труд в 9 классе"
Автор: Васютинская Зоя Ивановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол № ___
от ____ ________ 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
с методическим Советом школы №104
протокол №___
____ ________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы №104
Загляда И. Г.
протокол №___
___ _________ 2017 г.
Адаптированная рабочая программа
по Общественно-полезному труду
9 класс А
Составитель: Глазырина Надежда Анатольевна
2017 - 2018 уч. год
Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета Общественно-полезный труд заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в 4-9 классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет общественно-полезный труд способствует решению следующих задач:
― развивать социально ценностные качества личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучатьобязательномуобщественнополезному,
производительному труду; подготавливать учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
― расширять знания о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширять культурный кругозор, обогащать знания о культурно-исторических традициях в мире вещей;
― расширять знания о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомить с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
― ознакомить с массовыми рабочими профессиями, формировать устойчивые интересы к определенным видам труда, побуждать к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
― формировать представление о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
― ознакомить с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
― формировать трудовые навыки и умения, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
― формировать знания о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
― совершенствовать практические умения и навыки использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
― коррегировать и развивать познавательные психические процессы (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
― коррегировать и развивать умственную деятельность (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
― коррегировать и развивать сенсомоторные процессы в процессе формирование практических умений;
― развивать регулятивную функцию деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
― формировать информационную грамотность, умения работать с различными источниками информации;
― формировать коммуникативную культуру, развивать активность, целенаправленность, инициативность.
Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей
его освоения обучающимися.
Общественно-полезный труд
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-
дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление
определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических
особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или
сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной
форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая
находится в зоне его ближайшего развития.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной
трудовой деятельности знания и умения по швейному профилю, на этом материале формируются
общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый
учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства.
Обучение осуществляется в процессе изготовления изделий на основе обработки основных
деталей, узлов. Продолжается обучение школьниц построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным
усложнением работы на швейной машине. Материал программы достаточно сложен: изучаются технологии
пошива легкой одежды, производства тканей, устройство швейных машин, обработку отдельных деталей
изделия. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которые состоят из нескольких мелких операций.
Поэтому много внимания уделяется обучению планировать процесс пошива изделия и умению анализировать
свои действия и конечные результаты работы. Эта задача хорошо решается на занятиях практического
повторения. Целью этих занятий является совершенствование обобщенных трудовых умений и навыков.
Выполняется задания не требующее от учащихся овладениями какими-либо новыми для них приёмами работы
или техническими знаниями и позволяет проводить работу в более высоком темпе, чем обычно. Учебную
четверть завершает самостоятельная работа. Предшествующая подготовка позволяет школьнику
специализироваться на детской и легкой одежде, а также по пошиву другой продукции с учетом нужд школы.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках швейного дела ранее.
Эти знания помогают им учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей и т. д. В
свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более
успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний
основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и
навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по
обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на бытовых швейных машинах,
технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к
качеству готовой продукции.
В каждой четверти есть тема Практическое повторение, которая предусматривает формирование
навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только легкой женской и
детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения
динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ
учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком позволяет выявить сильные и слабые
стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения,
практические и лабораторные работы, инструктаж.
В процессе обучения используются такие формы урока, как рассказ, практическая работа,
лабораторная работа, тестирование.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений,
навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения
используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с
помощью тестов, карточек-заданий, контрольных работ.
В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические
материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых
изделий. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность
продуктивного, творческого характера.
Разделы программы содержат дидактические единицы обеспечивающие формирование компетенций:
- для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции – сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине;
- сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий
обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной
компетенции;
- знакомство с массовым производством, организацией работы на швейном предприятии –становление
и формирование ценностно-ориентационной компетенции.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и
крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические
представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации
и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Минимальный (базовый) уровень :
знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);
чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/не нравится);
организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный (сниженный) уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Адаптированная рабочая программа по общественно-полезному труду рассчитана на 66 часов, по базисному учебному плану 2 часа в неделю, 66 часов в год. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарно учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. В учебном году – 34 учебные недели в 4-8 классах, 33 учебные недели 9 классы.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Общественно-полезный труд.
Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.
Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и правил.
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный (базовый) уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального (базового) уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Содержание коррекционного курса.
Программа определяет оптимальный объём знаний и умений по общественно полезному труду (швейному делу), который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения и экскурсии на профильные производства.
При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируются на знаниях, получаемым обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметах. Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями на швейную фабрику. Благодаря конкретным впечатлениям обучающиеся прочнее усваивают теоретические сведения.
В процессе обучения школьники 9 класса знакомятся с промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды и скоростными приёмами труда на производственных швейных машинах. Узнают об ассортименте новых тканей из натуральных волокон, способе получения нетканых материалов, изготавливать выкройки платьев отрезных по линии талии, по линии бёдер. Работать с готовыми выкройками и чертежами одежды из журналов мод, изменять стандартные выкройки в соответствии с особенностями своей фигуры. Осваивают технологию изготовления платьев, брюк, юбок, применяемых в массовом производстве. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву детской, женской лёгкой одежды, но и по пошиву другой одежды, что даёт возможность школе учитывать потребности базового предприятия и вносить соответствующие изменения в программу 9 класса.
При этом в 9 классе на практическое повторение (выполнение производственных заказов) целесообразно отводить приблизительно 50 % учебного времени.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (общественно-полезный труд)- 2 часа.
№ п/п
Тема
Количество часов
Вид учебной деятельности обучающихся
1
Особенности обработки изделий из синтетических тканей.
2 часа
Знать особенности синтетических тканей при пошиве швейных изделий и ВТО.
2
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии и по линии бёдер.
2 часа
Переводить контурные линии.
3
Соединение лифа с юбкой.
4 часа
Обрабатывать рюши, воланы и съёмные пояса, воротники.
4
Практическое повторение
10 часов
Итого: 18 часов
Выполнять практическую работу по совершенствованию профессиональных навыков обучающихся для нужд школы.
5
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину.
2 часа
Выбирать фасон, обозначать условные линии, контрольные точки и размеры на чертежах.
6
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив лёгкой женской одежды.
4 часа
Изменять стандартную выкройку в соответствии со своими мерками.
7
Оборудование швейного цеха.
2 часа
Знать краткую характеристику специальных швейных машин, полуавтоматов, автоматов.
8
Практическое повторение.
6 часов
Итого: 14 часов
Изготавливать творческие работы.
9
Организация труда и производства на швейной фабрике.
2 часа
Знать норму времени, норму выработки.
10
Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием.
6 часов
Устранять дефекты в процессе изготовления простейших изделий. Выполнять практические работы по пошиву изделий, окончательной отделке, проверки качества (бригадный метод).
11
Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве.
6 часа
Знакомиться с готовыми выкройками, чертежами готовыми выкройками в масштабе и в натуральную величину. Раскладывать выкройку на ткани.
12
Практическое повторение
6 часов
Итого:20 часов
Шить изделия (к выставке детского творчества, к Городскому конкурсу профессионального мастерства Радуга профессий)
13
Технология пошива юбок и брюк, применяемые в массовом производстве
6 часов
Знать ткани, их свойства. Моделировать изделия.
14
Обработка окантовочным швом среза мелкой детали.
4 часа
Обрабатывать швы мелких деталей окантовочным швом.
15
Практическое повторение
4 часа
Итого: 14часов
Год: 66часов
Шить изделия (на фестиваль Надежда)
Календарно-тематическое планирование (общественно-полезный труд) 9 класс.
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Количество часов
Дата
Планируемые
результаты
Вид
контроля
Корректировка
предметные
личностные
I четверть - 18 часов (9 недель)
I
Особенности обработки изделий из синтетических тканей – 2 часа
1.
Особенности синтетических тканей при пошиве швейных изделий и ВТО.
Комбинированный
2
Знать: свойства тканей из синтетических волокон, особенности ВТО.
Уметь: выполнять правила т/б.
Ответы на
вопросы
II
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии и по линии бёдер – 2 часа
1.
Перевод контурных линий.
Комбинированный
2
Знать: способы перевода контурных линий.
Уметь: переводить контурные линии с одной детали на другую.
Контроль за действиями
III
Соединение лифа с юбкой – 4 часа
1.
Обработка рюши, воланов и съёмного пояса.
Комбинированный
2
Знать: правила раскроя рюш, воланов, отличительные особенности, обработку съемного пояса.
Уметь: выполнять раскрой рюш, воланов и выполнять соединения их с основной деталью, обрабатывать съемный пояс.
Контроль за действиями
2.
Обработка воротника.
Комбинированный
2
Знать: особенности конструкции выбранного фасона воротника, назначение прокладки.
Уметь: выполнять измерение горловины раскраивать воротник, обтачивать детали воротника, выметывать шов.
Контроль за действиями
VI
Практическое повторение – 10 часов
1.
Пошив фартука для столовой.
Обобщающий
2
Знать: технологическую последовательность обработки отдельных узлов изделий.
Уметь: выполнять пошив выбранного изделия (по готовому крою).
Контроль
качества.
2.
Пошив косынки для столовой.
Обобщающий
2
Знать: технологическую последовательность обработки отдельных узлов изделий.
Мотивация к учебной деятельности.
Контроль
качества.
3.
Пошив прихваток.
Обобщающий
2
Знать: технологическую последовательность обработки отдельных узлов изделий.
Мотивация к учебной деятельности.
Контроль
качества.
4.
Ремонт поварских халатов.
Обобщающий
2
Знать: технологическую последовательность обработки отдельных узлов изделий.
Самоконтроль.
Контроль
качества.
5.
Ремонт постельного белья.
Обобщающий
2
Знать: технологическую последовательность обработки отдельных узлов изделий.
Самоконтроль.
Контроль
качества.
II четверть – 14 часов (7 недель)
I
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину – 2 часа
1.
Выбор фасона, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах.
Комбинированный
2
Знать: от чего зависит выбор фасона.
Уметь: анализировать сложность фасона, соотносить его со своими возможностями.
Ответы на
вопросы
II
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив лёгкой женской одежды – 4 часа
1.
Изменение стандартной выкройки в соответствии со своими мерками.
Комбинированный
4
Знать: условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах.
Уметь: определять свой размер, подбирать выкройку в соответствии с ним, подгонять выкройку под свой размер.
Контроль за действиями
III
Оборудование швейного цеха – 2 часа
1.
Краткая характеристика специальных швейных машин, полуавтоматов, автоматов.
Комбинированный
2
Знать: виды выполняемых на швейных машинах – автоматах и полуавтоматах работ (подшивка низа, пробивание петель, пришивание пуговиц. закрепка)- использование дополнительной литературы.
Уметь: различать по классам специальные швейные машины, полуавтоматы, автоматы.
Ответы на
вопросы
IV
Практическое повторение – 6 часов
1.
Пошив изделий для Фестиваля детского творчества Лучики Надежды.
Обобщающий
2
Знать: технологию обработки отдельных узлов изделия.
Уметь: выполнять раскрой по готовому лекалу и пошив изделия (изготовление поделок).
Контроль качества.
2.
Пошив изделий для выставки Рождественские встречи друзей
Обобщающий
2
Знать: технологию обработки отдельных узлов изделия.
Мотивация к учебной деятельности.
Контроль качества.
3.
Пошив изделий для праздничного мероприятия Сказка за сказкой.
Обобщающий
2
Знать: технологию обработки отдельных узлов изделия.
Развитие эстетических чувств.
Контроль качества.
III четверть 20 часов (10 недель)
I
Организация труда и производства на швейной фабрике – 2 часа
1.
Норма времени, норма выработки.
Комбинированный
2
Иметь представление о бригадной форме организации труда, нормах времени и выработки, оплате труда.
Уметь: рассчитывать норму выработки, определять норму времени.
Ответы на
вопросы
II
Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием – 6 часов
1.
Дефекты в процессе изготовления простейших изделий, их устранение.
Комбинированный
2
Знать: Дефекты в процессе изготовления простейших изделий, их устранение.
Уметь: устранять дефекты в простейших изделиях
Ответы на
вопросы
2.
Практические работы по пошиву изделий, окончательная отделка, проверка качества (бригадный метод).
Обобщающий
4
Знать: пооперационное разделение труда при пошиве изделий
Уметь: работать бригадным методом.
Контроль за действиями
III
Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве – 6 часов
1.
Знакомство с готовыми выкройками, чертежами готовых выкроек в масштабе и в натуральную величину.
Комбинированный
4
Знать: масштаб 1:4 и в натуральную величину.
Уметь: выполнять построение чертежа выкройки в натуральную величину на основе уменьшенной выкройки.
Контроль за действиями
2.
Раскладка выкроек деталей швейных изделий на ткани, раскрой.
Комбинированный
2
Знать: правила подготовки ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки на ткани.
Уметь: выполнять раскрой деталей изделия с учетом припусков на швы.
Контроль за
действиями,
контроль качества.
IV
Практическое повторение – 6 часов
1.
Пошив блузок различных фасонов.
Обобщающий
2
Знать: технологию обработки отдельных узлов изделия.
Уметь: выполнять раскрой по готовому лекалу и пошив изделия (к выставке детского творчества, к Городскому фестивалю профессионального мастерства Радуга профессий)
Контроль качества.
2.
Пошив юбок различных фасонов.
Обобщающий
2
Знать: технологию обработки отдельных узлов изделия.
Развивать и стимулировать интерес обучающихся к профессии, получению начального профессионального образования.
Контроль качества.
3.
Пошив платьев различных фасонов.
Обобщающий
2
Знать: технологию обработки отдельных узлов изделия.
Мотивация к учебной деятельности.
Контроль качества.
IV четверть -14 часов (7 недель)
I
Технология пошива юбок и брюк, применяемые в массовом производстве - 6 часов
1.
Ткани, используемые при пошиве поясных изделий. Их свойства.
Комбинированный
2
Знать: ассортимент поясных изделий на фабрике, ткани для изготовления поясных изделий.
Уметь: распознавать свойства ткани.
Контроль за действиями
2.
Моделирование изделий.
Комбинированный
4
Знать: правила подбора ткани на изделии.
Уметь: вносить изменения в выкройку в соответствии с выбранной моделью и своими мерками, особенностями фигуры.
Контроль за действиями
II
Обработка окантовочным швом среза мелкой детали – 4 часа
1.
Обработка швов мелких деталей окантовочным швом.
Комбинированный
4
Знать: требования к обработке срезов деталей окантовочным швом.
Уметь: выполнять заправку окантовки в приспособление.
Контроль за действиями
III
Практическое повторение – 4 часа
1.
Пошив платьев различных фасонов.
Обобщающий
2
Знать: технологию обработки отдельных узлов изделия.
Уметь: выполнять раскрой по готовому лекалу и пошив изделия (пошив изделий на фестиваль Надежда.
Контроль качества.
2.
Изготовление поделок к фестивалю Надежда
Обобщающий
2
Знать: последовательность изготовления поделок.
Уметь: изготавливать поделки. Уважительное отношение к культуре и искусству.
Контроль качества.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Система образования, построенная на принципах личностно-ориентированного обучения, предусматривает вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, формирование практических умений и навыков самостоятельной трудовой деятельности, а также профессиональной ориентации. Решение этих задач, планируемое в рамках учебного предмета Швейное дело обуславливает необходимость создания специальной учебной материальной базы, которая позволила бы реализовать не только государственные стандарты образования по трудовому обучению, национальные и региональные особенности.
Уроки трудового обучения в 4-9 классах проводятся в специально оборудованных классах— в школьных мастерских, оснащенных оборудованием. В мастерских соблюдаются необходимые условия техники безопасности и производственной санитарии. Материально-техническое обеспечение реализации АООП должно соответствовать не только общим, но и особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Кабинеты швейного дела оснащены:
Учебно-методической литературой:
Технология швейного дела, 2009г.;
Учебное пособие (Азбука шитья машинных швов);
Рабочая тетрадь по швейному делу, 2014г.;
Информационно-коммуникативными технологиями:
Школа и производство (научно – методический журнал) - электронное приложение;
Тесты по швейному делу (5-9 классы);
В помощь учителю (презентации по изготовлению швейных изделий);
Электронное приложение Выкройки одежды для женщин - блузки;
Дидактическими материалами:
Инструкционные карты по пошиву:
блузок,
платьев,
халатов,
постельного белья;
Плакатами:
машинные швы,
раскрой швейных изделий,
обработка деталей изделий,
обработка застежек,
обработка рукава и соединение его с проймой,
дефекты в изделиях,
технические условия на пошив швейных изделий,
раскрой швейных изделий,
механизмы швейной машины,
приводные устройства,
техника безопасности;
Образцами поузловой обработки:
ассортимент швейных материалов;
обработка платья;
моделирование рукава;
ВТО на предприятии;
трудовое законодательство (трудовой договор);
готовые выкройки и чертежи;
основные этапы на производства на предприятии;
журналы мод;
стиль в одежде;
технология пошива брюк;
обработка окантовочным швом срезы мелких деталей;
карточки-задания (минимальный уровень);
карточки-задания (достаточный уровень);
образцы тканей для лабораторных работ;
профориентация;
наглядный материал к итоговой аттестации 9-х классов;
Игровой и занимательный материал;
цветик – семицветик по т/б;
волшебный фартук по т/б;
кроссворды;
чайнворды;
ребусы;
Коллекциями промышленных образцов волокон, тканей и ниток:
хлопок;
лен и продукты его переработки
волокна
шерсть
шелк
Карточками - заданиями по минимальному и достаточному уровню:
инструкционно – технологические карты поузловой обработки;
технологические карты;
предметные карты;
коррекционные упражнения на развитие самостоятельности;
Стендами для размещения творческих работ учащихся и различной информации по предмету;
Оборудованием;
промышленными швейными машинами;
97 класса;
22 А класса;
1022 А класса;
Минерва - обработка зигзагообразной строчкой;
Оверлог - 51 А класса – краеобметочная машина;
современными бытовыми машинами;
местами для ВТО;
гладильная доска;
утюг;
манекенами;
Измерительными, рабочими инструментами и приспособлениями.