Рабочая программа коррекционных групповых занятий по развитию мелкой моторики у учащихся 1 класса «Детские ладошки».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа коррекционных групповых занятий по развитию мелкой моторики у учащихся 1 класса «Детские ладошки».
Автор: Тоскина Наталья Александровна

ГОУ Малетинская специальная (коррекционная) школа-интернатСогласовано УтверждаюЗам. Директора по УВР Директор школы-интернатаЧерняева А.Г.__________ Искандеров А.И.________________ « » _______ 2017 г. Протокол МО службы Сопровождения №___от__________ 2017 г.Рабочая программа коррекционных групповых занятий по развитию мелкой моторики у учащихся 1 класса «Умелые ручки»Составитель: учитель-дефектологТоскина Н.А.1 классСрок реализации 1 год(2017-2018 учебный год)с. МалетаИнформационная   карта   программы.Тип  программы:  образовательная.Образовательная  область:  познавательная, коммуникативная.Форма  реализации  программы: групповаяВозрастная  направленность: 1 классПродолжительность  реализации  программ: 1 год. Программа «Умелые ручки» предназначена для правильного развития мелкой моторики детей и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.Программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом  Минобрнауки  России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной  общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой М. А. Васильевой.Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.Актуальность:     Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.  Новизна программы:
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
  • разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
  • мелкая моторика;
  • речевое развитие.
  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
  • Педагогическая целесообразность  заключается в том, что на занятиях дети   работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами  и другими материалами. Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Задачи программы: Обучающие:
  • Научить детей владеть графическими навыками письма
  • Формировать навыки исполнительского мастерства.
  • Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
  • Развивающие:
  • Развивать умения производить точные движения карандашом
  • Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
  • Воспитывающие:
  • Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
  • Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  • Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
  • Отличительные особенности данной программы:Дана программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Формы и режим занятий:Программа  рассчитана на 1 занятияе в неделю. Занятия проводятся в группах по 30 минут и предполагают использование следующих форм: 
  • беседа
  • дидактическая игра
  • индивидуальная корректировка действий.
  • Направленность программы:Программа включает в себя следующие разделы:
  • пальчиковая гимнастика
  • лепка
  • апликация
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами.
  •  Результатом работы по данной программе должно стать:
  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  • Овладение нормами этики поведения.
  • Срок реализации программы:Программа рассчитана на 1 год обучения.Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:        Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения детидолжны знать: 
  • виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • понятие “оригами”, “шаблон”;
  • виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
  • основные правила склеивания;
  • понятие «конструктор»; «мозаика»
  • должны уметь: 
  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
  • работать с трафаретами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
  • Формы подведения итогов реализации программы:        В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
  • тестирование по индивидуальным карточкам,
  • самостоятельные работы,
  • беседа, выступления
  • выставки графических работ
  •  Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников1. Вводная диагностика – сентябрь.2. Итоговая диагностика – май.Список  литературы:
  • Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
  • Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000
  • Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  • Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  • Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001.
  • Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002.
  • Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  • Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  • Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
  • Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008.
  • Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  • Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002.
  • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.
  • Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.
  • План работы октябрь.                       План работы на ноябрь.План работы на декабрь.План работы на январь.План работы на февраль.План работы на март.План работы на апрель