«Ответственность и Я»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Ответственность и Я»
Автор: Киселёва Людмила Константиновна

Киселёва Людмила Константиновна, педагог-психолог ФГБОУ СОШ № 1699 Управления Делами Президента РФКонспект занятия для обучающихся 3 класса на тему:«Ответственность и Я»Цели: - познакомить учащихся с понятием «ответственный поступок»;- способствовать развитию у учащихся чувства ответственности; - содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки, положительные и отрицательные черты характера, прогнозировать последствия своих поступков;- создавать условия для сопоставления своего образа с тем, как его видят окружающие;- воспитывать толерантное отношение к себе и окружающему, навыки самосознания и самовоспитания; - убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.Введение в тему. Слово об ОтветственностиОбязательства, поручения, долг, необходимость – это целый «букет» слов, вызывающих тяжёлый вздох. Во всех языках ЭТО называется ответственностью и связано со словом ОТВЕТ.Вы (школьники) уже имеете определённый эмоциональный опыт в этой области. Ответственность воспринимается вами как нечто тяжёлое, нежелательное, противоположное свободе. Противопоставление свободы и ответственности – известное заблуждение (не только в детском сознании, но и в сознании взрослых).Вы искренне думаете, что взрослые делают то, что хотят, поэтому: «Когда я вырасту, я, наконец, буду тоже делать то, что хочу».Но свобода от обязательств – это «синяя птица» многих загруженных работой людей. Свобода всегда идёт рядом с ответственностью. Они - как две стороны одного листа бумаги.Я свободно принимаю решение сделать что-то, это – моё собственное решение, но, спланировав сегодня, я завтра уже должен делать это. Кто повесил на меня это обязательство? Я сам! И я жалуюсь и причитаю, понимая, что сам себе организовал такую жизнь. Но, размышляя над своим долгом и обязательствами, я понимаю, что другой, не я, может быть, не считал бы себя обязанным делать это, а я считаю, поэтому это мой долг самому себе.Если посмотреть честно, за всеми масками остаётся только та ответственность, которую я сам согласился взвалить на себя.Необходимо знать об ответственности следующее:
  • решение принимаю я сам;
  • оно меняет ситуацию;
  • ответственность за последствия – на мне.
  • Признаки самостоятельного решения:
  • понятия «могу» и «делаю» - не одно и тоже;
  • я, принимая на себя ответственность за поручение, тем самым могу изменить мир вокруг себя (не с помощью чуда, а проделывая последовательность небольших шагов, раскладывая сложную задачу на составляющие, проектируя и планируя свою деятельность);
  • я несу ответственность за свои неправильные решения.
  • Многие люди рассматривают свою жизнь с точки зрения того, соответствует ли она их ожиданиям, надеждам, представлениям. А жизнь часто не соответствует. А она не такая, какой должна быть (по представлению того или иного человека). В этом состоянии обиды на всех - люди впадают в депрессию и даже теряют смысл жизни. Виктор Франкл (психотерапевт) перевернул эту модель мировосприятия, предложив следующее:- Спросите себя, говорил он, а вы сами соответствуете жизни, которую хотите? Этой конкретной ситуации, в которой вы находитесь? Чего ждёт от вас ситуация? Как следовало бы вам в ней себя вести? Только тот, кто в состоянии расслышать запрос ситуации, получает шанс прожить наполненную смыслом жизнь.- Так ответственность становится результатом того, насколько точно я смог расслышать запрос жизни. Также верно другое утверждение:- Делая что-то, я изменяю мир вокруг. Нравятся ли мне эти изменения? Этого ли я добивался? Таким ли я хотел стать?- Это – способность расслышать обратную связь и что-то изменить в своих решениях.2. Работа над темойБеседа-опрос:• Что значит быть за кого-либо в ответе?• Считают ли ваши родители вас ответственными? поручают ли вам важные дела?Быть ответственным: это значит Не подводить никого. Соблюдать правила поведения. Уметь отвечать за свои дела, поступки. Хорошо выполнять обязанности. Быть надежным, исполнительным. Выполнять обещанное.Не ждать напоминаний, проверок.(Какой из этих пунктов вам легче всего дается?) Игра-лотерея «За что мы отвечаем?»• Как человек должен отвечать за чистоту в своем доме?• Как родители должны отвечать за своих детей?• Как учителя должны отвечать за своих учеников?• Как врачи должны отвечать за своих больных?• Как машинист поезда должен отвечать за пассажиров?• Как друзья должны отвечать друг за друга?• Как люди должны отвечать за чистоту города? - Какие качества характера свойственны ответственному человеку?Задание «Разная ответственность»- Ответственность может быть разная:1. Личная или ответственность перед собой (Я) – чистить зубы, вовремя ложиться спать, умываться.2. Ответственность перед другими (Другие) – ухаживать за животными и растениями, заботиться о младших сёстрах и братьях, говорить вежливые слова, держать слово.3. Ответственность в школе (Школа) – выполнять домашние задания, содержать в порядке книги и тетради, приходить в школу вовремя, соблюдать школьные правила.- Индивидуальный рабочий лист (Приложение 1):Напишите примеры ответственных дел, которые вам больше всего нравятся.
  • Я отвечаю перед собой за………
  • Я отвечаю перед другими за ……
  • Я отвечаю в школе за …………
  • Задание «Что хорошего в ответственности?»Сейчас я прочту вам историю по фрагментам. Прочитав часть текста, я скажу «СТОП!» и попрошу вас ответить на некоторые вопросы, а затем вновь продолжу чтение;Прочтение и обсуждение истории «Свет волшебной Луны»Жили-были в стране Лунандии двое ребят: мальчик по имени Максим и его сестра Лена. Они любили играть в конце улицы, там, где строятся новые дома. А ещё им нравилось лазать по кучам песка и строить из него домики.Каждый человек Лунандии был очень ответственным. Даже кошки и собаки были ответственными. И родители Максима и Лены были очень ответственными, у них была очень ответственная работа, они хотели сделать своих детей тоже ответственными людьми.Иногда максим и Лена рассуждали; «Зачем нам нужна ответственность? Из-за неё – одна работа и никакого удовольствия!» А были люди Лунандии такими ответственными, потому что вместе с обычной луной в их стране светила волшебная Луна. Представляете, ребята, в этой стране было целых 2 луны!Однажды люди увидели необычайный звёздный дождь и поняли, что на небе что-то изменилось. Их луна не появилась!На следующий день всё в стране преобразилось. С луной исчезло и чувство ответственности. Люди назвали исчезнувшую луну «Луной ответственности», потому что, когда она ушла, с ней ушло и это чувство. И вот что стало происходить.СТОП! Что вы чувствовали, когда слушали первый фрагмент? О чём вы думали? Что, по вашему мнению, произошло в Лунандии после исчезновения волшебной Луны?Никто не хотел делать свою работу. Строители сидели целый день на стройке, жевали бутерброды и разговаривали. На рынке и в магазине больше нельзя было купить овощи и другие продукты. Учителям надоело всё время быть в ответе за своих учеников, поэтому они перестали приходить в школу, и дети нигде не учились.Сначала Максим и Лена думали: «Вот здорово! Это же похоже на нескончаемые летние каникулы!»Их родители, больше не такие ответственные, отказывались заботиться о своих детях. На дорогах возникли пробки, так как безответственные водители не хотели останавливаться на знак СТОП и ставить машины на парковку. Даже собаки, о которых теперь никто не заботился, без страха бросались на людей, кусали их и рвали одежду. Покусанные люди бежали в поликлинику, но она н работала, не работали даже аптеки и «скорая помощь». Что это был за мир!СТОП! Что вы чувствовали, слушая этот фрагмент истории? Какие мысли пришли к вам в голову? Чем, по вашему мнению, закончится эта история?Этот безответственный мир совсем не нравился Максиму и Лене. Они даже не могли купить себе мороженое из-за того, что продавщицы ничего не делали. Они подумали, что им необходимо поселиться в другом, более организованном месте. Они боялись за своё будущее, они видели, что их друзья ведут себя глупо и легкомысленно. Они испугались за свою жизнь, за животных, учителей, учеников, а особенно за родителей, которые целыми днями лежали на диване вместо работы.Максим и Лена решили посмотреть вечерние новости и понять, везде ли твориться то же самое. Они узнали, что близится новый метеоритный дождь , может быть, сегодня что-то изменится. Дети посмотрели в окно и увидели, что их любимая «Луна ответственности» вернулась! Но значило ли это, что всё в Лунандии вернётся на свои места, что люди снова начнут делать свою работу и стараться помочь друг другу?Когда дети проснулись на следующее утро, их родители собирались уходить на работу, а на столе стояла тарелка с пирожками. Лена подумала, что это – хороший знак. Максим подбежал к окну и увидел ребят, которые спешили в школу.В школе всё вернулось в обычное состояние. Там была их учительница Ирина Петровна, которая улыбалась при виде входящих в класс детей. Как хорошо! Как уютно и спокойно! Как приятно знать, что все люди будут делать то, что они обещали, что люди будут помогать друг другу и уважать друг друга, вести себя ответственно!С тех пор Максим и Лена думают так: ответственность требует больших усилий, но мир без ответственности хуже, чем мир с ответственностью!Вопросы к обсуждению:- Почему Максиму и Лене не нравилось быть ответственными?- Почему им было неприятно, когда люди, окружающие их, перестали быть ответственными?- Что происходит, когда люди перестают быть ответственными?- Что вам больше всего не понравилось в этой истории?- В Сказке качество ответственности дарил людям свет волшебной Луны, а отобрал – звёздный дождь. Как вы думаете, были ли люди в этой фантастической истории по-настоящему ответственными? От чего или от кого на самом деле зависит ответственность?Дополнительные вопросы к обсуждению:- Хотите ли вы быть ответственными?- Что весёлого в том, чтобы быть ответственным?- Что тяжёлого в том, чтобы быть ответственным?- Какие чувства вызывает у вас необходимость нести ответственность?- Какие усилия требуются от вас, чтобы быть ответственным?Задание «Обсуждение стихотворных сценок»Сценка 1:Сын: Я как-то в дом принёс щенкаБездомного бродягу,Чтоб подкормить его слегка,Голодного беднягу.Мама: «Ну, что ж – сказала мама, - пусть.Он поживёт немножко.В глазах его такая грусть!Найдётся супа ложка».Сын: Я во дворе нашёл потомКотёнка чуть живогоЕго принёс я тоже в дом,Сказала мама снова…Мама: «Ну, что ж – она сказала, - пустьОн поживёт немножко.В глазах его такая грусть!Найдётся каши ложка».Сын: Я под гнездом нашёл птенца,Над ним вороны вились.Я спрятал в шапку сорванца,Мы с ним домой явились.Мама: «Ну, что ж – сказала мама, - пустьОн поживёт немножко.В глазах его такая грусть!Найдётся хлеба крошка».Сын: Однажды я нашёл ежа,Ужа и черепаху,И заяц в нашу дверь вбежал,Наверное, со страху.Мама: Сказала мама: «Пусть живут!В квартире так чудесно,А если потесниться тутИ нам найдётся место».- Что можно сказать о мальчике? Какой он? Я за всех в ответе (М. Скребцова)Мне пошел седьмой годок,Я теперь за всех в ответе.В голове уже не ветер,В ней полным-полно забот…Вырос я, мне не до скуки,До всего доходят руки.Я без дела не сижу,Я семье своей служу.Не умею я лениться –Целый день могу трудиться.Даже в школу не хожу –Времени не нахожу.Скромный я, не жду награды,Но родители не рады.Что-то взрослых не пойму,Объясните, почему!?Вопросы к стихотворению:• Почему родители были не рады, если мальчик из стихотворения так много делал по дому? Рефлексия. Итог занятия.- Продолжите фразу: «Сегодняшний разговор помог мне понять, что …»- Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки). Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой.Пусть каждый деньИ каждый часВам новое добудет.Пусть будет добрым ум у вас,И сердце умным будет.Ответственным бытьОчень нужно любому.Помни об этом В школе и дома.Ведь в жизни тебеБез неё - никуда.Стал безответственным -Будет беда.Ты помни, дружочек,Всё время об этом.С другими делисьЭтим важным секретом. (С.Я. Маршак)Приложение 1Напиши примеры ответственных дел, которые тебе больше всего нравятся1.Я отвечаю перед собой за: 2.Я отвечаю перед другими за:3.Я отвечаю в школе за:Напиши примеры ответственных дел, которые тебе больше всего нравятся1.Я отвечаю перед собой за: 2.Я отвечаю перед другими за:3.Я отвечаю в школе за: