Особенности обучения физической культуры в малокомплектной школе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности обучения физической культуры в малокомплектной школе
Автор: Федотов Роман Романович
Министерство Образования Республики Саха (Якутия)
ГБОУ СПО ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Физкультурное отделение
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
_____________________
(подпись, Ф.И.О. должностного лица)
____________ 2016 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Выпускная квалификационная работа выполнена в форме:
дипломной работы
студентом (кой) группы ФО-13 Роман Романович Федотов ___________
(номер группы) (И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Основная профессиональная образовательная программа по специальности/профессии 050141 Физическая культура
(шифр и наименование специальности/профессии)
Форма обучения заочная
Руководитель преподаватель ФО А.В. Анахина _____________
(ученая степень, должность, И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Консультанты:
_Учитель ФК, Ядреев П.М.____ ______________
(ученая степень, должность, И.О.Фамилия) (подпись, дата)
____________________________ ______________
(ученая степень, должность, И.О.Фамилия) подпись дата)
Якутск, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………6
1.1. Организация внеурочной работы по физическому воспитанию в малокомплектной школе…………………………………………………………6
1.2. Формы внеурочной работы по физическому воспитанию……………….12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ………19
2.1 Организация и апробация программы внеурочной работы в малокомплектной школе для физического воспитания учащихся…………...19
2.2. Особенности малокомплектной школы…………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Малокомплектная школа имеет ряд особенностей, которые влияют не только на содержание обучения, но и на выбор средств, форм и методов. Удалённость школы от культурных и методических центров затрудняет оказание методической помощи учителю, лишает школу помощников в проведении культурно-массовой и спортивной работы с детьми, снижает воспитательное влияние на школьников учреждений культуры.
Практика работы сельских школ показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами, так как большую часть мероприятий им приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа является единственным культурным центром села. Проблема организации программы внеурочной деятельности в малокомплектной школе заключается в отсутствии единообразной модели для малокомплектной сельской школы.Оптимальной формой организации развивающей среды, способствующей физическому воспитанию.
Назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению физического воспитания в малокомплектных школах, формированию ценностных ориентиров, поиску путей для реализации физического воспитания.
И, к сожалению, проблема разработки внеурочной программы в малокомплектной школе для физического воспитания во внеурочной работе, пока являются наименее разработанными. Действующая система физического воспитания школьников во внеурочной деятельности не обеспечивает в полной мере заинтересованность школьников и физическое развитие, не решает проблемы формирования у детей мотивов и потребностей к регулярной физической активности.
Исходя из этого, возникает проблема, какова программа внеурочной работы в малокомплектной школе по физическому воспитанию учащихся.
Объект исследования: Физическое воспитание учащихся по внеурочной деятельности в малокомплектной школе.
Предмет исследования: Формы внеурочной работы по физическому воспитанию.
Цель исследования: Организация и апробация программы внеурочной работы в малокомплектной школе для физического воспитания учащихся.
Гипотеза исследования: Разработка и апробация программы внеурочной работы в малокомплектной школе для физического воспитания учащихся возможна, если учесть особенности малокомплектной школы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность внеурочной работы по физическому воспитанию учащихся в малокомплектной школе.
2. Рассмотреть формы внеурочной работы по физическому воспитанию учащихся.
3. Организовать и апробировать программу внеурочной работы по физическому воспитанию учащихся в малокомплектной школе.
4. Охарактеризовать особенности малокомплектной школы.
Методологические основы: Теоретической основной выпускной квалификационной работы по организации внеурочной деятельности в малокомплектной школе М.А. Червонный, В.К. Коробов, по проблеме физического воспитания в малокомплектной школе Н.Г. Панфилова, К.Д. Ушинский.
Методы исследования: Теоретический анализ литературных источников по теме исследования и эмпирические методы: наблюдение, тестирование, сравнение.
Практическая значимость: данная выпускная квалификационная работа может быть использована учителями физической культуры, студентами.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В первой главе раскрыта организация внеурочной работы по физическому воспитанию в малокомплектной школе и рассмотрены формы внеурочной работы по физическому воспитанию. Во второй главе организована и апробирована программа внеурочной работы по физическому воспитанию учащихся в малокомплектной школе и охарактеризованы особенности малокомплектной школы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
. Сущность внеурочной работы по физическому воспитанию учащихся в малокомплектной школе
Важной частью целостного педагогического процесса школы являетсявнеурочнаядеятельность учащихся. Внеурочная работа — это организацияпедагогомразличных видов деятельности учащихся вовнеучебноевремя, обеспечивающих необходимые условия длясоциализацииличности ребенка. Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС заключается в отсутствии единообразной модели для малокомплектной сельской школы. Но, не зависимо, от того, какая школа: сельская или городская, малокомплектная или школа – гигант, они решают одни и те же учебно – воспитательные задачи.
Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт. По новым федеральным государственным образовательным стандартом внеурочная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и обогащает последнюю специфическим содержанием и разнообразием форм организации занятий. Внеурочная деятельность отличается следующими особенностями:
- внеурочная работа осуществляется на добровольных началах. Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы: учащимся предоставляется возможность выбора видов занятий в соответствии с их желаниями;
- внеурочная работа строится на основе широкой общественной активности самих школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при постоянном контроле и руководстве их деятельностью со стороны администрации, учителя физического воспитания и других педагогов школы.
- педагогическое руководство в процессе внеурочной работы приобретает в большей мере инструктивно-методический и консультативно-рекомендательный характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся в проведении различных форм внеклассной работы;
- организация внеурочных занятий по спортивно-оздоровительному направлению в школе вменяется в обязанность учителю физической культуры как специалисту-профессионалу и оплачивается в установленном порядке.
Внеурочная деятельность по ФГОС организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [10, с. 25].
Л.К. Балясной указывает, что внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению должен не только привить интерес к физической культуре и спорту, реализовать скрытые возможности каждого ученика, развить необходимые физические качества, но и формировать культуру сохранения и укрепления здоровья средствами физических упражнений, культуру поведения в коллективе, команде [6. с.49].
Исходя из этого, внеурочные формы занятий школьников способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и решают следующие задачи:
Укрепление здоровья средствами физической культуры;
Гармоничное физическое развитие;
Обогащение двигательного опыта и развитие двигательных качеств;
Приобщение к спортивным традициям.
Следовательно, должно быть осуществлено повышение здоровья школьников, разностороннее физическое развитие, достижение высокого уровня двигательной и физической подготовленности, нравственной воспитанности учеников, усвоение учениками гигиенических навыков занятий физическими упражнениями, правилами врачебно – педагогического контроля спортсмена.
В спортивно-оздоровительном направлении внеурочная деятельность создаются условий для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. В СанПиН 2.4.2.2821-10 предполагается, что эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности может быть обеспечен за счет участия обучающихся в комплексе мероприятий: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. Но конечно значительную часть этого объема времени (примерно от 20 до 50 процентов) может обеспечить спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности [19].
Как указывает Ю.Ф. Курамшин, работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физической подготовленности посредством систематических занятий на уроках физической культуры.
Особые сложности физкультурно-оздоровительной работы сошкольникамивозникают в условиях малочисленной сельской школы. Многие авторы отмечают, что небольшойклассныйколлектив, порой из 2-3учениководного возраста, не позволяет проводить подвижныеигрыи эстафеты, а отсутствие параллелей классов затрудняет организациювнутришкольныхсоревнований, комплектование команд для участия в районных стартах и мероприятиях. Это обусловливает необходимость объединения нескольких классов, созданиеразновозрастныхгрупп при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий [15, с.126-127].
В.П. Стрезикозин, говорит, что при организации внеурочной деятельности в малокомплектной школе рекомендует соблюдать следующие принципы:
принцип педагогизации учебно-воспитательной деятельности детей, данный принцип означает поручение старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение, помощь младшим и др.).
принцип оптимального подбора учащихся по возрасту при организации внеурочной деятельности. Педагогу важно решить, учащихся какого возраста лучше всего объединить на занятии. Психологи считают, что оптимальный возрастной диапазон для эффективного взаимодействия учащихся не должен превышать 3—4 года (Е.И. Дымов и др.). При таком диапазоне ученики могут сотрудничать, достаточно высока срабатываемость детей в группе. Больший диапазон может привести к излишней опеке, а иногда и подавлению инициативе младших старшими, создать дополнительные проблемы в организации совместной работы учащихся разного возраста.
принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, соотнесение запроса с кадровым ресурсом школы.
Принцип природосообразности, которая предполагает учет развития способностей и интересов детей и его физического потенциала.
принцип разнообразия форм внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению. В плане внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены секции по видам спорта, спортивные соревнования, праздники, походы и др.
принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности.Необходимо включение в план внеурочной деятельности ОУ курсов, отражающих специфику многонациональный характер населения, сельскохозяйственный потенциал Республики.
принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования [21 c.57-59].
Внеурочнаяфизкультурно-оздоровительная работа строится с учетом особенностей возраста учащихся, совместных интересов и потребностей детей, личности самого учителя, традиций и особенностей школы, возможностей, условий и потребностей сельского социума. Она организуется на добровольных началах, на основе широкой общественной активности самих школьникови носит консультативно-рекомендательный характер, стимулирующий проявление творческой инициативы самих учащихся [7, c. 23].
М.А. Червонный указывает, что на качество воспитательной работы влияет малая численность населения, учителей, учеников. Отсутствуют должности - организатора внеклассной работы, руководителя кружков. Отсюда, как следствие, школа становится центром воспитательной работы с детьми и взрослым населением, а учитель — ее организатором и проводником [28, с.46].
Как пишет В.П. Стрезикозин, что у малокомплектных школ есть определенные преимущества. Главное - небольшое число учеников в школе, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель физической культуры будет иметь прекрасную возможность организовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Малокомплектная школа - это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. В работе решались следующие основные задачи:
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях [21, с.120-122].
По мнению Э.Д Филиппович, учителю физической культуры, работающему в сельской школе, необходимо учитывать особенности физического воспитания учащихся в малокомплектной школе. При этом принимается во внимание, что определенное число школьников ходит в школу пешком 2—3 км в один конец. В связи с этим имеют место различия в физической подготовленности местных учеников и приходящих в школу издалека. Поэтому на занятиях физическими упражнениями требуется четкая дифференциация физической нагрузки.
Длительная ходьба в школу, передвижение на лыжах и велосипеде представляют собой циклические движения человека. Ежедневное выполнение их по необходимости утомляет учеников, вызывает нежелание школьников заниматься беговыми видами легкой атлетики, лыжными гонками. В связи с этим детям могут быть широко рекомендованы для внеурочных занятий спортивные игры, гимнастика, прыжки, метания и другие ациклические упражнения.
Сельские школьники регулярно трудятся на приусадебном участке и достаточно приспособлены к физическому труду, продолжительной мышечной деятельности. У таких учеников высокие показатели физического развития, особенно мышц плечевого пояса, что следует учитывать в физическом воспитании школьников [24, с.57-60].
Е. В. Щербакова пишет, что в малокомплектной школе занятия в спортивных секциях проводятся с разновозрастными группами учеников. Девочки и мальчики занимаются в одной группе при условии дифференцированной дозировки нагрузки, наличия индивидуальных заданий ученикам. Не менее важным фактором в работе преподавателя является ограниченность в отборе учащихся для участия в соревнованиях, а в отдельных случаях отсутствие возможности набора команды по возрастным и половым критериям [30, с.46].
Таким образом, сущность внеурочной деятельности по физическому воспитанию учащихся в малокомплектной школе по мнению Л.К. Балясной, Д.В Григорьев, Ю.Ф. Курамшин, В.П. Стрезикозин, заключается в следующем - это педагогический процесс, построенный на добровольных началах для вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом и совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание морально - волевых качеств, а также для формирования умения и привычки самостоятельно использовать средства физического воспитания в повседневной жизни с целью собственного физического совершенствования и самореализации, активного и культурного проведения досуга.
1.2. Формы внеурочной работы по физическому воспитанию учащихся
В Законе Российской Федерации О физической культуре и спорте отмечена необходимость непрерывности и последовательности физического воспитания различных возрастных групп.
Организация внеурочных форм занятий физическими упражнениями регулируется информационными материалами Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения. К таким документам относятся школьная программа по физическому воспитанию, программы по внеклассной спортивной работе, Положение о коллективе физической культуры, а также методические письма по организации процесса физического воспитания учащихся. При этом определяется, что систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания школьников составляют уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, обязательные для школы формы внеклассной спортивно-массовой работы, спортивно-массовая работа.
По мнению А.И. Бурханова, эффективность обучения и воспитания во многом зависит от рационального распорядка дня, который способствует сохранению и укреплению здоровья школьников. В связи с этим разработка рациональных с точки зрения гигиены режимов продленного дня для школьников города и села имеет огромное социальное значение, особенно для учащихся сельских малокомплектных школ в связи с особенностями организации их учебного процесса. Сюда относятся небольшое количество учащихся в классе, обучение учащихся нескольких классов в одном помещении (а это значит, что занятия учителя с одним классом мешают самостоятельной работе других классов - речевые помехи). В условиях классов-комплектов дети больше заняты самостоятельной работой. Все эти факторы могут влиять на работоспособность учеников, на организацию их свободного времени и распорядок дня[3, с.84].
Одним из основных форм по физическому воспитанию в малокомплектных школах, по мнению Н.А. Фомина, являются совмещение нескольких классов, физкультурные праздники и развлечения, общешкольные мероприятия. Спортивные мероприятия в школе проводятся в течение года. Основная их цель – помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды, разделить с товарищем ответственность за ее победу, показать свои лучшие качества. Спортивные праздники благотворно влияют на тесную связь между школой по физическому воспитанию. Совместные физкультурные занятия учат общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой[25 с.165].
Как указывает Г.П. Богданов, наиболее популярными и распространенными формами физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе являются секции и кружки, позволяющие организоватьдосугдетей согласно их интересам, склонностям, способностям.
Целью занимающихся в спортивных секциях является достижение высоких спортивных результатов, акружковаядеятельность направлена на укрепление здоровья, совершенствование двигательных умений и навыков. Руководить секциями могут учителяфизкультурыили другие члены педагогического коллектив, имеющиеспортивнуюподготовку.
Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время имеют свои специфические особенности [ 2. c 96].
Как указывает С.Д Шевченко, с гимнастики до уроков начинается учебный день школе. Систематическое ее проведение имеет оздоровительную и воспитательную направленность. Гимнастика до учебных занятий приобретает и большое организационное значение, так как выполнение физических упражнений умеренной интенсивности помогает учащимся сосредоточить свое внимание, настроиться на предстоящую учебную деятельность.
Гимнастику желательно проводить на воздухе (на площадке перед школой). При температуре ниже -10 С занятия переносят в помещение (зал, коридор и т.д.). Продолжительность гимнастики в малокомплектной школе общепринятая и колеблется в пределах от 8 до 10 мин, что в недельном объеме составляет примерно около часа. В комплекс входят упражнения в ходьбе, беге, общеразвивающего характера, несложные игровые задания, эстафеты, игры малой и средней интенсивности. Для проведения гимнастики до учебных занятий в малокомплектной школе учитель группирует детей не только по классам, но и по уровню физической подготовленности, индивидуальным двигательным возможностям.
Возможен, например, такой вариант, при котором учащиеся II класса выполняют упражнения одновременно с детьми III или ослабленные по болезни (или другим причинам) третьеклассники занимаются с детьми II или даже I класса. В подборе физических нагрузок учитель ориентируется на свой опыт и знание возможностей каждого конкретного ребенка.
Особое внимание уделяется учащимся 6-летнего возраста (если идет обучение по программе 1-4). У них еще отсутствует достаточный опыт для выполнения совместных действий по указанию учителя, именно поэтому от них не требуют большой точности и правильности в координации движений[29, c 14-17].
В связи с вышеизложенным, учитель малокомплектной школы в зависимости от условий (в том числе и погодных), преобладающего количества учащихся того или иного класса, их физической подготовленности может изменять двигательную нагрузку, усложнив или упростив задания при проведении гимнастики.
Кроме того , уместно проводить подвижные перемены. Подвижная или, динамическаяпеременапроводитсявтечение10-15 минут на большой перемене, она может сочетать в себе игры спортивного типа и несложные физические упражнения.
Стоит также отметить ежедневные часы занятий физическими упражнениями в группах (классах) с продленным школьным днем, самостоятельные тренировки школьников. Они осуществляются по рекомендациям учителя физической культуры. Направлены на развитие физических качеств(с целью успешной сдачи учебных норм), овладение доступными для самостоятельного усвоения двигательными действиями. Чаще всего проводятся 3-6 раз в неделю продолжительностью по 30- 40 минут.
Многие специалисты отмечают, что спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований – Спартакиад. Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся (Л.К. Балясной, Д.В. Григорьев, Ю.Ф. Курамшин).
Эффективной формой организации физкультурно-оздоровительной работы в сельской малочисленной школе являетсяспортивноесоревнование, которое предусматривает объединение детей разного возраста в команды. Итог соревнований подводится по очковой системе в соответствии с возрастом и достигнутыми результатами. Разработанная система подсчета результатов соревнований для детей разного возраста (по показателю роста, по таблице президентских тестов) в личных и командных первенствах создает сильные эмоциональные стимулы, способствует проявлению и развитию способностей учащихся, формирует опыт взаимопомощи,сопереживания, взаимодействия, развивает отношения между детьми, старшими имладшими, заботу друг о друге,коммуникативныеумения.
Внутри школьные соревнования (спартакиады) проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Внутри школьные соревнования (спартакиады) являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том, что правильно организованные соревнования в рамках спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности.
Дни здоровья и спорта должны в первую очередь иметь оздоровительную направленность, способствовать повышению двигательного режима учеников.
В программу дня здоровья и спорта включают: 1) подвижные и спортивные игры; 2) соревнования по программе Старты надежд; 3) открытые старты на лучшего бегуна (короткие и средние дистанции), прыгуна, метателя; 4) физкультурные и спортивные развлечения, аттракционы; 5) игры на местности, радиальные туристические походы с местом сбора на школьной площадке; 6) показательные спортивные выступления.
Э.Д Филиппович, рекомендует, что дни здоровья и спорта организовать один раз в месяц. Лучшим временем является вторая половина дня в субботу или воскресенье. Ученики принимают активное участие в их подготовке и проведении. Школьный коллектив физической культуры назначает актив в помощь учителю физической культуры: инструкторов и судей по спорту, физоргов, членов совета коллектива физической культуры (комиссия по массовой физической культуре и комиссия по спортивным мероприятиям). Участвуют в этом деле все учителя школы. Учителю физической культуры следует умело скоординировать всю работу актива в подготовке и проведении дня здоровья и спорта[ 26, с55 ].
Центром организационно-массовых соревнований, должна стать школа. Это очевидно, т. к. именно в школе учащимся, начиная с 1 класса, представляется возможность принимать участие во внутри школьных соревнованиях.
Организаторам внутри школьных соревнований необходимо помнить, что участию в спортивных соревнованиях любого ученика должна предшествовать спортивная подготовка. Только в этом случае соревнования будут для учащегося полезными.
Сельский социум имеет большиевоспитательныевозможности для организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися во внеурочное время. Совместные объединенияученикови родителей, бывших выпускников, жителей села при проведении соревнований, походов, спортивных праздников сближают взрослых и детей, позволяютшкольникамбыть в курсе трудовой деятельности взрослых, ориентируют их на приобретениепрофессий, необходимых для улучшения жизни села.
Таким образом, формам внеурочной работы по физическому воспитанию учащихся относятся следующие виды:
- физкультурно-оздоровительные: гимнастика до занятий, подвижные перемены, физкультминутки, спортивный час;
- групповые: кружки, секции, самостоятельные занятия;
-спортивно-массовые: соревновательные формы, собственные соревнования, день здоровья, походы, конкурсы.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Организация и апробация программы внеурочной работы по физическому воспитанию учащихся в малокомплектной школе
Исходя из цели исследования, нами разработана Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению. Данная программа рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в нашей школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Задачи и содержание внеурочной работы аналогичны тем, которые решаются в городских школах.
Задачи программы:
- вовлечению в систематические занятия физическими упражнениями возможно большего количества школьников;
- расширению возможностей более качественного усвоенияучебного материала и повышения успеваемости по предмету Физическая культура;
- формированию умения и привычки самостоятельно использовать средства физического воспитания в повседневной деятельности в целях оздоровления, собственного физического совершенствования и полезного проведения свободного времени;
- обеспечению готовности к выполнению норм и требованийкомплекса ГТО;
- выявлению лучших спортсменов и подготовке их к участиюво внешкольных соревнованиях за команду школы;
- подготовке общественного физкультурного актива школы.
Программа была апробирована на базе Муниципальной Казенной Общеобразовательной Организации Угольнинской СОШ с 1 сентября 2015 года по 20 апреля 2016 года. В школе всего 22 ученика 3 ученика освобождены от уроков физической культуры, в школе обучаются 10 мальчиков и 12 девочек, из них освобождены от уроков физической культуры 3 ученика. Проведение полноценной внеклассной работы невозможно без соответствующей спортивной базы. Школа имеет достаточно хорошую базу: спортивный зал, оснащенный соответствующими оборудованиями и инвентарями.
Методы исследования:
- Метод анализа научно – методической литературы: используя метод анализа и обобщения литературных источников,мы изучили 32 литературных изданий. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авторов: Панфилова Н.Г., Ушинский К.Д., Григорьев Д.В.
- Опрос среди учащихся школ;
- Тестирование физической подготовленности по нормативам ГТО учащихся;
- Наблюдение в процессе организации исследования.
- Методы статистической обработки результатов применялись для подведения итогов педагогического эксперимента, в частности определялись количественные и процентные значения, полученные в результате тестирований и анкетного опроса.
Пробное обучение предусматривало проведение констатирующего формирующего и контрольного этапов.
Констатирующий этап:
Цель этапа: Определение начального состояния организации внеурочной деятельности в системе физического воспитания.
Сроки проведения: с 10 сентября по 25 ноября 2015г
С целью выявления отношения к занятиям физической культурой в условиях школы было проведено опрос учащихся на базе общеобразовательной школы. В опросе приняло участие 22 учеников с 1 по 9 классов.
Результаты проведенного опроса показали, что 60% опрошенных учащихся хотели бы заниматься физической культурой ежедневно, 31% опрошенных учащихся хотел бы делать это три раза в неделю. Эти данные дали основание предполагать, что ученики имеют большой интерес к занятиям физическими упражнениями. На вопрос о наиболее привлекательных формах занятий физическими упражнениями 71% учащихся назвал подвижные игры, соревнования и кружки.
В тестировании по определению физической подготовленности использовали нормативы ГТО по ступеням (с 1-5 ступени). Из нормативов ГТО использовали следующие упражнения: прыжок с места, сгибание и разгибание рук, подягивание, упражнение на гибкость, челночный бег 3х10, бег на 1км 2км.
Челночный бег 3x10. Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются две параллельные линии – Старт и Финиш.
Участники, не наступая на стартовую линию, принимают положение высокого старта. По команде Марш! (с одновременным включением секундомеров) участники бегут до финишной линии, касаются линии рукой, возвращаются к линии старта, касаются ее и преодолевают последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии Финиш. Участники стартуют по 2 человека.
Поднимание туловища из положения лежа выполняется из исходного положения: лежа на спине на гимнастическом мате, руки за головой, пальцы сцеплены в замок, лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу.
Участник выполняет максимальное количество подниманий за 1 мин., касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в исходное положение. Для выполнения тестирования создаются пары, один из партнеров выполняет упражнение, другой удерживает его ноги за ступни и голени. Затем участники меняются местами.
Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища.
Бег 1км метров. Тестирование проводилось на спортивной площадке. Испытуемый должен бежать или чередовать бег с ходьбой, стремясь преодолеть заданное расстояние за минимально возможное время.
Прыжок с места в длину. Исходное положение: стать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Прыжок выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется с точностью до 1см от стартовой линии до пятки ноги, оказавшейся сзади. Измерение проводится с помощью рулетки. Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.
Сгибание и разгибание выполняется из исходного положения: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола или контактной платформы высотой 5 см, затем, разгибая руки, вернуться в исходное положение и, зафиксировав его на 0,5 с, продолжить выполнение тестирования.
Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук.
Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из исходного положения: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе.
Участник подтягивается так, чтобы подбородок пересек верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 с исходного положения, продолжает выполнение упражнения. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из ИП: стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 — 15 см.
При выполнении испытания (теста) на полу участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и фиксирует результат в течение 2 с.
При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье по команде участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2с. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком - , ниже — знаком +.
В сдаче норм ГТО были допущены 19 учеников из 22. Результаты ГТО показали, что из 19 учеников на золотой значок сдали - 4, серебро -6 , на бронзовый - 3, а 7 % не выполнили норматив ГТО (см. Приложение 2). Данные цифры показывают, что большинство учащихся имеют средний уровень физической подготовленности. Но есть дети, не отвечающие требованиям ГТО и имеющие различные заболевания, которые требуют дифференцированного подхода.
Диаграмма 1. Результаты сдачи ГТО по ступеням до пробных занятий
По итогам наблюдения и анализа годового календарного плана по физической культуре за истекший год отметили, что в школе проводятся традиционные соревнования по отдельным видам спорта (лыжный спорт, стрельба) различные спортивные мероприятия, но в учебное время не организуются такие мероприятия как, физкультминутки, гимнастика до занятий, подвижные перемены. Для занятий в секции по видам спорта у школьников нет особого выбора.
Таким образом, в данной школе требуется дополнительные мероприятия для:
- повышения уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей;
- повышения функциональных возможностей организма детей с целью противостояния неблагоприятным факторам, сопровождающим начало школьного обучения;
- обеспечения условий для проявления активности и творчества каждого ребенка;
- организации досуга учащихся;
- привлечения школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Формирующий этап с 20.09.2015 по 20.04.2016 года.
Цель этапа – Организация программы внеурочной работы по физическому воспитанию учащихся.
Из-за малого количества учащихся в школе при организации занятий составляли группы из учащихся классов 1-3, 4-6 и 7-9 классы. Психологи считают, что оптимальный возрастной диапазон для эффективного взаимодействия учащихся не должен превышать 3—4 года (Е.И. Дымов и др.). При таком диапазоне ученики могут сотрудничать, достаточно высока срабатываемость детей в группе. А при проведении некоторых соревнований составляли команды, состоящие с 1 по 9 класс с охватом учеников всей школы.
При проведении спортивных мероприятий обеспечивали следующие условия:
- учет климато-географических условий района;
- соответствующие санитарно-гигиенические состояния места занятий;
- координацию совместной деятельности учителей иродителейучащихся;
- доступность занятий и разнообразие их форм по возможностям школы;
- дифференциация в соответствии с возрастным делением школьников, состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности;
- разумное руководство разновозрастными объединениями детей;
- привлечение физкультурных секторов и актива учащихся при организации различных форм физического воспитания.
В школе организовали следующие формы физического воспитания школьников: гимнастика до учебных занятий, физкультминуты (паузы), подвижные перемены. Эти формы используются как элемент рациональной организации учебного труда учащихся. В спортивных секциях проводили с разновозрастными группами учеников. Девочки и мальчики занимались в одной группе, при этом дифференцировали дозировки нагрузки, с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности учеников. Нами организованы секции по общей физической подготовке, настольному теннису, шашкам шахматам.
В связи малочисленностью учащихся основном организовывали личные соревнования. Исходя разработанной программы внеурочной работы, спортивные соревнования проводили, прежде всего, по видам упражнений, составляющих содержание ступеней комплексаГТО, по отдельным упражнениям (день бегуна, день прыгунаи т. п.). Кроме того, по подвижным играм, Весёлым стартам. А, ну-ка мальчики, Снайпер школы, турниры по настольному теннису, шашкам и шахматам, Кросс нации, Акция мы готовы к ГТО, А, ну-ка девочки.
Тренировки по спортивным видам проводили совместно со взрослыми волейболистами и футболистами села. И совместно с администрацией сельского Совета организуем товарищеские встречи по волейболу между с учащимися школ и молодежью села. Традиционными стали совместные соревнования Папа, Мама – Я спортивная семья!, туристические походы.
Для подготовки и проведения соревнований по возможности привлекали учащихся. Они обычно готовили места для соревнований, инвентарь, оформляли площадки или залы, судейские протоколы. Кроме того, привлекали старших учеников, к проведению занятий в спортивных кружках, фрагментов занятий, руководстве игры.
По итогам формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. Цель контрольного этапа - выявить уровень физической подготовленности школьников, с использованием тех же нормативов ГТО.
Если сравнить результаты до и после исследования, то можно проследить положительный прирост сдачи нормативов ГТО - на золотой значок сдали 7 учеников, на серебро- 7, на бронзу- 5. Таким образом, улучшилось качество сдачи нормативов ГТО и отсутствуют ученики, не выполнившие норматив.
Диаграмма 2. Результаты сдачи ГТО до и после.
Таблица 1
Результаты сдачи норм ГТО до и после реализации программы
Ступени ГТО
Сдача норм ГТО
до
после
золото
серебро
бронза
не сдали
золото
серебро
бронза
не сдали
I
1
1
2
1
1
2
II
1
1
1
1
1
1
III
1
2
2
2
3
2
2
IV
1
1
1
1
2
V
2
1
1
ИТОГО
4
7
3
5
7
7
5
0
21%
36%
15%
26%
36%
36%
26%
Диаграмма 3. Результаты сдачи ГТО по ступеням после пробных занятий
И это свидетельствует о том, что применяемая наша программа проведенного исследования увеличивает двигательную активность, повышают уровень физической подготовленности, а следовательно, улучшает здоровье детей, обеспечивают повышенную мотивацию к занятиям физическими упражнениями.Учащиеся школы регулярно принимают участие в районных и соревнованиях, товарищеских встречах и добиваются хороших результатов.
За время проведения опыта в Муниципальной Казенной Общественной Организации Угольнинской СОШ достигнуты следующие результаты:
1. Учащиеся имеют стопроцентную успеваемость по предмету физическая культура. Возросло количество учащихся успевающих на 5 на 2%, на 4 и 5 на 7%, количество успевающих на 3отсутствуют.
2. Больше половины учащихся имеют уровень физической подготовленности выше среднего, и соответствует возрастным нормам.
3. По итогам районных соревнований ученики школы стали победителями соревнований по лыжному спорту, призерами улусных соревнований по настольному теннису, пионерболу, проходивших в п. Зырянка. Кроме того, призеры Президентских игр.
На основе проведенной работы нами разработаны методические рекомендации по организации внеурочной работы в малокомплектной школе:
- обеспечивать многообразие внеучебных форм исходя из возможностей школы и количества учащихся;
- совершенствовать качество организации внеурочной деятельности, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей;
- создавать здоровьесберегающую среду, обеспечивающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности;
- укреплять физическое, психологическое здоровье обучающихся при организации физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- обеспечить по возможности материально-техническое оснащение, оборудование помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями;
- организовать эффективное взаимодействие детей разного возраста, общение учащихся разных классов во внеурочной деятельности;
- рационально объединить классы, возрастной диапазон не должен превышать 3—4 года;
- команды для участия в соревнованиях могут быть сборными, состоящими из учащихся разных классов;
- использование воспитательного потенциала села, природы, культурного наследия;
- активно привлекать учащихся для организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе;
- создавать условия для осознания своих интересов, проявления физических способностей.
2.2. Особенности малокомплектной школы
Малокомплектная начальная школа – это школа без параллельных классов, с небольшим количеством учеников. В Педагогическом энциклопедическом словаре малокомплектной называется школа, насчитывающая менее 15 учеников. Появление этого типа школ у нас обусловлено неравномерностью расселения людей на территории страны. Из 5 учеников формируется полноценный класс. Малокомплектная школа отличается:
1) небольшим количеством учеников;
2) отсутствием параллельных классов;
3) увеличением затрат на обучение одного ученика.
4) неравномерной наполняемостью классов или отсутствием отдельных классов вовсе;
5) наличием классов, где вместе обучаются дети – ученики разных возрастов;
6) учитель малокомплектной школы – не узко профильный специалист, а мастер на все руки: от глубокой профессиональной диагностики до ремонта помещения простираются его обязанности. Его школа – часто единственный очаг культуры в поселке – открыта всегда и для всех;
7) малокомплектные школы отличаются большим разнообразием: наличием в них 2–3 учеников и побольше – 40–50; в некоторых отсутствуют один или два класса;
8) у большинства таких школ слабая материальная база.
Еще не так давно на малокомплектную школу смотрели как на учебное заведение второго сорта, где трудно достичь высоких результатов обучения и воспитания. Сегодня многие специалисты склоняются к выводу, что и тут есть определенные преимущества. Главное – небольшое количество учеников в школе, малая наполняемость классов, что дает учителю прекрасную возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Небольшой разновозрастный коллектив создает условия для воспитания и обучения младших старшими.
Возможность детей разных возрастов общаться друг с другом, построение школы по модели семьи приводят к особым отношениям, которые в большой школе организовать очень непросто, в малой они возникают почти автоматически. Школа с 20–30 учениками напоминает большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому нет случаев серьезного хулиганства и других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают и любят, все друг другу доверяют и помогают.
Малокомплектная школа сталкивается с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные ученики. Но если класс маленький, их может не оказаться и тогда учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Дифференцировать учеников по классам и способностям здесь тоже нельзя.
Физическое воспитание в сельской школе имеет свои отличительные особенности по сравнению с городской школой [5, с14]. Эти особенности обусловлены слабым развитием сферы дополнительного образования по удовлетворению физкультурных интересов и потребностей учащихся. Небольшое количество учащихся в сельских школах препятствует проведению полноценного спортивного отбора, а порой и соревновательной деятельности вообще.
Школа в селе зачастую оказывается единственным очагом приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом, она выступает также в качестве центра физкультурно-оздоровительной работы на селе [8, с24].
Как пишет Г.К. Селевко, эффективность работы малокомплектной школы определяется общими и частными условиями. Первые определяют принципиальные возможности достижения высоких результатов учебно-воспитательного процесса, вторые связаны с организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитательной работы.
Общими условиями являются:
– материальные (помещение, мебель, наличие пришкольного участка, технические средства обучения, учебные пособия, учебники и т.п.);
– экономические (наличие денежных средств для оплаты энергоносителей и т.п.);
– санитарно-гигиенические (соответствие учебных и других помещений определенным требованиям: освещение, температура, размер мебели и т.д.);
– экологические (прежде всего место расположения школы);
Общие и частные условия эффективности работы в малокомплектной школе
– отдаленность школы (возможности приема телепрограмм, повышения квалификации учителей, методической и инспекторской помощи и т.д.);
– квалификация учителей;
– взаимодействие (с дошкольными учреждениями, средней школой, администрацией населенного пункта, родителями).
Однако учителя могут влиять на те условия, которые создают они сами. К таким конкретным условиям относятся:
– рациональное объединение классов в комплекты;
– правильное составление расписания уроков;
– выбор эффективных методов обучения, воспитания, правильное сочетание их в учебно-воспитательном процессе;
– оптимизация содержания внеурочной деятельности;
– правильное сочетание урочной и внеурочных форм учебно-воспитательной работы;
– рациональное чередование самостоятельной работы учеников с работой под руководством учителя;
– разумное руководство разновозрастными объединениями детей;
– использование личностно-ориентированного обучения и воспитания[22, с.41-42].
В.Ф. Ломейко писал, что при соединении классов в комплекты исходят из того, сколько:
классов; 2) в каждом из них учеников; 3) учителей в школе.
Если в школе один учитель, вариантов нет: он объединяет все классы в один комплект. Если два-три учителя, они могут создавать комплекты, руководствуясь соображениями: а) равного числа учеников; б) личных наклонностей; в) педагогической целесообразности. Учитываются также:
• сложность программы в каждом классе;
• уровень подготовленности учеников;
• опыт и квалификация педагога;
• преемственность в работе (сохранить ее или, наоборот, не принимать во внимание);
Возможен такой вариант: ученики III класса приходят в школу ко второму уроку, занимаются со всеми учащимися три последующих урока, а затем проводится урок физкультуры только для учеников III класса. Это дает возможность разучивать с ними новый материал. В двухкомплектной школе учитель может на секциях объединить I и V классы, а другой – VI – IX.
Объединение классов и проведение занятий в разновозрастных группах позволяют учителю высвободить время для организации внеучебной физкультурно-оздоровительной работы, которая при удаленности сельских малочисленных школ от культурных центров приобретает особую важность и обусловливает необходимость создания на селе разновозрастных спортивных секций, физкультурных кружков, проведение спортивныхсоревнований.
В условиях сельского социума, где физкультурно-оздоровительный опыт детей весьма ограничен, возникает потребность в его расширении. В данном случае физкультурно-оздоровительная работа понимается какурочные, так и внеурочные формызанятий, основанные на широком использовании средств физической культуры, которые обеспечиваютразностороннее воздействие на физическое и духовное здоровье детей[16, с.37].
Целесообразность и эффективность объединения учащихся вразновозрастныегруппы создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей учащихся в выборе форм занятий, выявления индивидуальных возможностей и способностей каждогошкольникаи реализации их в процессе игровой и соревновательной деятельности, расширения контактов, социального обогащения взаимодействия учащихся разного возраста, воспитанияфизкультурногоактива, дружного сплоченного спортивного коллектива[24, с.64].
Сложность проведения спортивных соревнований в малочисленной школе заключается в том, что состав детей одного возраста сильно ограничен из-за малой наполняемости классов (иногда в классе 2-3 человека).
Смысл соревнований и конкуренция в данной ситуации отсутствуют, что снижает интерес детей к занятиям. Создание разновозрастных команд, примерно равных по подготовленности и количеству участников, является выходом из создавшегося положения. Поэтому важным направлением в решении задач физического воспитания в сельской малочисленной школе является объединение школьников нескольких классов в разновозрастную группу, где можно проводить спортивный час (час здоровья).
Появляется возможность состязательности между учениками, между группами. Объединив малочисленные классы, мы устраняем ограниченность общения учащихся. В объединенном коллективе можно проводить спортивные и подвижные игры. Особенно это важно для учеников младших классов, где подвижные игры являются одним из основных средств физического воспитания.
Создание в школе кружков, секций из разновозрастных групп, проведение внутришкольных соревнований по различным видам спорта позволяют учащимся совершенствовать спортивное мастерство, дают возможность организовать свой досуг согласно интересам и желаниям и, конечно же, расширяют круг общения[6, с.61-66].
Создание разновозрастных объединений способствует решению следующих организационных проблем: увеличению количества занятий физической культурой без дополнительной нагрузки на учителя,приобщениюдетей к дополнительным видамспорта, организации интегрированных уроков, проведению занятий на природе, вне школы, привлечению работников культурных центров, медиков, бывшихспортсменов, родителей, местных жителей, организации современных физкультурно-оздоровительных мероприятий детей и взрослых на селе. [20, с29]
Таким образом, особенностями малокомплектной школы являются:
- отдаленность школы от других образовательных учреждений, центра района;
- небольшим количеством учеников;
- отсутствием параллельных классов;
- правильное составление расписания занятий;
- сложность проведения спортивных соревнований;
- неравномерной наполняемостью классов или отсутствием отдельных классов вовсе;
- учитель малокомплектной школы – не узко профильный специалист, а мастер на все руки: от глубокой профессиональной диагностики до ремонта помещения простираются его обязанности;
- школа - часто единственный очаг культуры в поселке - открыта всегда и для всех;
- у большинства таких школ слабая материальная база.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Раскрыта сущность внеурочной деятельности по физическому воспитанию учащихся в малокомплектной школе по мнению Л.К. Балясной, Д.В. Григорьев, Ю.Ф. Курамшин, В.П., Стрезикозин, заключается в следующем – это педагогический процесс, построенный на добровольных началах для вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом и совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание морально - волевых качеств, а также для формирования умения и привычки самостоятельно использовать средства физического воспитания в повседневной жизни с целью собственного физического совершенствования и самореализации, активного и культурного проведения досуга.
2.Рассмотрены формы внеурочной работы по физическому воспитанию в малокомплектной школе:
- физкультурно-оздоровительные: гимнастика до занятий, подвижные перемены, физкультминутки, спортивный час;
- групповые: кружки, секции, самостоятельные занятия;
-спортивно-массовые: соревновательные формы, собственные соревнования, день здоровья, походы, конкурсы.
3. Разработана и апробирована программа внеурочной работы по физическому воспитанию учащихся в малокомплектной школе: разработанная программа внеурочной работы увеличивает двигательную активность, повышают уровень физической подготовленности, а следовательно, улучшает здоровье детей, обеспечивают повышенную мотивацию к занятиям физическими упражнениями.
За время проведения опыта в Муниципальной Казенной Общественной Организации Угольнинской СОШ достигнуты следующие результаты:
Учащиеся имеют стопроцентную успеваемость по предмету физическая культура, качество обучения составляет более 80%.
Больше половины учащихся имеют уровень физической подготовленности выше среднего, и соответствует возрастным нормам.
По итогам районных соревнований ученики школы стали победителями соревнований по лыжному спорту, призерами улусных соревнований по настольному теннису, пионерболу, проходивших в п. Зырянка. Кроме того, призеры Президентских игр.
В результате проведенной работы нами разработаны методические рекомендации по организации внеурочной работы в малокомплектной школе:
- обеспечивать многообразие внеучебных форм исходя из возможностей школы и количества учащихся;
- совершенствовать качество организации внеурочной деятельности, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей;
- создавать здоровьесберегающую среду, обеспечивающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности;
- укреплять физическое, психологическое здоровье обучающихся при организации физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- обеспечить по возможности материально-техническое оснащение, оборудование помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями;
- организовать эффективное взаимодействие детей разного возраста, общение учащихся разных классов во внеурочной деятельности;
- рационально объединить классы, возрастной диапазон не должен превышать 3—4 года;
- команды для участия в соревнованиях могут быть сборными, состоящими из учащихся разных классов;
- использование воспитательного потенциала села, природы, культурного наследия;
- активно привлекать учащихся для организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе;
- создавать условия для осознания своих интересов, проявления физических способностей.
4. Охарактеризованы особенности малокомплектной школы:
- отдаленность школы от других образовательных учреждений, центра района;
- небольшим количеством учеников;
- отсутствием параллельных классов;
- правильное составление расписания занятий;
- сложность проведения спортивных соревнований;
- неравномерной наполняемостью классов или отсутствием отдельных классов вовсе;
- учитель малокомплектной школы – не узко профильный специалист, а мастер на все руки: от глубокой профессиональной диагностики до ремонта помещения простираются его обязанности;
- школа - часто единственный очаг культуры в поселке - открыта всегда и для всех;
- у большинства таких школ слабая материальная база.
ЛИТЕРАТУРА
Архипова, В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. [Текст]/ В.В. Архипова, учеб.пособие СПб.: ЛИТЕРА 2006.- 124 с.
Богданов, Г. П. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы [Текст]/ Богданов, Г. П. - М.: Просвещение, 208.-143 с.
Бурханов,А.И. Роль школы в формировании здоровья детей и подростков Текст. / А.И.Бурханов. Самара, 1996.- 102 с.
Виноградова, Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги российского совещания по начальной школе.[Текст]/ Виноградова, Н.Ф. -/М.: Начальная школа. 1997. № 4. С.11-14.
Волков, Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников.[Текст]/ Волков, Л.В. - Киев: Рад.шк., 2010. - 103 с.
Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К. Балясной. – М.: Просвещение, 2009. – 89с.
Варавко, В.Д.Уроки, физкультурно-оздоровительное направление [Текст]: Варавко, В.Д., Пузина, И.И. - Мн.: УП ИВЦ Минфина, 2008. - 95с.
Глазырина, Л.Д. Физическая культура:[Текст]: Глазырина, Л.Д., Лапатик, Т.А. - Мн.: Асар, 2011. – 154с.
Гужаловский, А.А. Физическое воспитание в школе [Текст]: Гужаловский, А.А. Ворсин Е.Н. Метод. Пособие. - М.: Тесей, 2009- 136с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: Д.В. Григорьев, П.В. Степанов пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 233 с.
Зациорский, В. М. Основы спортивной метрологии.[Текст]/ Зациорский В. М. -- М.: Физическая культура и спорт, 2009.-152 с.
Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.[Текст]/ Иванов, И.П. М.: ФиС, 2010.- 81c.
Кузнецова, В.К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса[Текст] Кузнецова, В.К.- Начальная школа. 2013. № 8. С. 9.
Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания том 1[Текст]/ Круцевич, Т.Ю.М.: ФиС Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры .[Текст]/ Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 2006. – 374 с.
Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах.[Текст]/ Ломейко, В.Ф. – Мн.: Народная асвета, 2010.
Минскин, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя./Е.М. Минскин. - М.:, Просвещение, 2010. – 143 с
Закон об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования //Официальные документы в образовании.-2001,- № 7.- С. 23-37.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"".
Селевко, Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников.[Текст]/ Селевко, Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2003.с.336
Стрезикозин, В.П. Организация занятий в начальной малокомплектной школе.[Текст]/ Стрезикозин, В.П. Организация занятий в начальной малокомплектной школе. М.: 2006.с.337.
Селевко, Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников.[Текст]/ Селевко, Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2008.
\Федеральный закон О физической культуре и спорте в Российской Федерации[Текст], Российская газета, N 276, 08.12.2007,Собрание законодательства РФ, 10.12.2007, N 50, ст. 6242,Парламентская газета, N 178-180, 14.12.2007.
Филиппович, Э.Д. Индивидуальные системы обучения для сельской начальной школы [Текст]/ Филиппович Э.Д. ИНФО. 1997. № 2. С.
Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания.[Текст]: Фомин, Н.А. Филин, В. П. – М.: Физкультура и спорт, 2014.–256 с.
Филиппович, Э.Д. Индивидуальные системы обучения для сельской начальной школы [Текст]/ Филиппович, Э.Д. ИНФО. 1997. № 2. С.
Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]/ Хуторской, А.В. Учеб. СПб., 2010. – 152 с.
Червонный М.А. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Холодов, Ж.К. Кузнецов В.С. Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Академия,2011.
Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого[Текст]/ Шевченко С.Д.- М.: 2009.
Щербакова, Е. В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития [Текст] / Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. Науч. Конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. —С.107-109.
Приложение 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной работы по физическому воспитанию учащихся в малокомплектной школе МКОО УСОШ
Актуальность. Реализация внеурочной деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором школьного нездоровья является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
Физкультурно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований – Спартакиад. Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.
Просветительское направление влияет на сознание и понимание данной проблемы на уровне разума учащихся
Мониторинг систематическийсбор и обработкаинформации, которая может быть использована для улучшения процесса внеурочной деятельности.
Цель проекта:
- развитие и пропаганда среди учащихся здорового образа жизни.
-развитие и укрепление физической подготовки учащихся.
-сплочение учащихся разновозрастной групп.
- укрепить морально- волевые качества учащихся
Задачи:
-сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
-формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, физического воспитания;
-обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
-научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
-обеспечить двигательную активность школьников во внеурочное время;
-познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
-укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Физкультурно – оздоровительное направление
наименование соревнования
сроки
ответственные
- гимнастика до занятий
ежедневно
учитель ФК
-подвижные перемены
на длинной перемене
самоуправление школы, ПДО
- час здоровья
один раз в неделю
учитель ОБЖ
Спортивно – массовые мероприятия
-ГТО
учитель ФК
- День здоровья
Учитель ФК, ОБЖ,
- Туристические походы (осенние, Весенние)
05.09.2015г,
28.05.2016г.
Родительский комитет, уч. ФК, ОБЖ, ПДО
- Зарница
30 мая 2016 года
уч. ФК, профсоюз,
уч. ОБЖ,
- Эстафеты
12.05.2015г
уч. ОБЖ, Классные руководители
-Папа, Мама – Я спортивная семья
15.01.2016
уч. ФК
- А, ну-ка девочки
05.12.2015
ПДО, родительский комитет.
- А, ну-ка мальчики
04.12.2015
ПДО, уч. ФК, уч. Технологии,
- лыжные гонки
23.04.2016
уч. ФК
- велогонки
14.05.2016
уч. ОБЖ, уч. ФК
Просветительские
беседы
1 раз в четверть
ПДО
викторины
1 раз в четверть
уч. Информатики
консультации
по запросу
Мониторинг
анкетирование
по запросу
уч. ФК
тестирование Ф.К.
два раза в год
классные руководители
Опрос
два раза в год
Классные руководители
Необходимость разработки данного Проекта обусловлена следующими обстоятельствами:
1. Принятием (приказ МинОбрНауки России от 6.10.2009 № 373) новых федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования и его поэтапным введением в общеобразовательных учреждениях.
2. Законом РФ Об образовании статья 51 Охрана здоровья обучающихся.
3. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13)
4. САНПИН 2.4.2.2821-10. Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (пункт 10.22).
5. Удовлетворение потребности всех желающих активно заниматься спортом и физической культурой, организации досуга подростков, направленного на формирование ЗОЖ, сплочение семьи и школы.
Приложения 2
Сдача нормативов ГТО в 2015 учебном году.
Всего принимало участие 19 учеников, так как 3-и ученика освобождены от занятий физической культуры.
1 СТУПЕНЬ
ФИО
Челночный бег 3х10 м (с) или бег на 30 м (с)
Смешанное передвижение (1 км)
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз)
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (количество раз)
Бег на лыжах на 2 км (мин, с)
Общий итог
Мосталюк Женя
10.2
Зачет
5с.
пальцы
100
1
Отказ
отсутствует
Кузин Олег
10.3
Зачет
6с.
ладонь
110
3
Не зачет
отсутствует
Бояркина Арина
9.7
Зачет
6п
пальцы
116
4
Не зачет
серебро
Шепелева Маша
9.5
Зачет
11п
ладонь
135
4
зачет
золото
2 СТУПЕНЬ
ФИО
Бег на 60 м (с)
Бег на 1 км (мин, с)
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
Метание мяча весом 150 г (м)
Бег на лыжах на 1 км (мин, с)
или на 2 км
или кросс на 2 км по пересеченной местности*
ОБЩИЙ ИТОГ
Романова Лиза
12.1
6.15
12
пальцы
136
12
зачет
серебро
Свидерская Алина
13.8
6.59
3
пальцы
124
15
зачет
отсутствует
Саргсян Денис
10.3
4.36
16
ладони
160
33
зачет
золото
3 СТУПЕНЬ
ФИО
Бег на 60 м (с)
Бег на 1,5 км (мин, с) или на 2 км (мин, с)
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз)
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
Метание мяча весом 150 г (м)
Бег на лыжах на 2 км (мин, с)
или на 3 км
или кросс на 3 км по пересеченной местности*
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 5 м (очки)
Общий итог
Федотова Карина
10.9
8.10
10п
ладони
144
17
зачет
19
бронза
Панская Лиля
11.2
8.55
12п
ладони
146
18
зачет
22
серебро
Мосталюк Ольга
10.5
8.20
15п
ладони
170
23
зачет
25
серебро
Соколенко Люба
12.1
8.51
9п
пальцы
144
14
зачет
9
отсутствует
Брякотнин Александр
10.9
7.55
12с
пальцы
159
28
зачет
18
бронза
Шакиров Равиль
9.9
6.59
7п
ладони
177
34
зачет
23
золото
Свидерский Ли
12.2
отказ
7.с
пальцы
отказ
22
зачет
11
отсутствует
4 ступень
ФИО
Бег на 60 м (с)
Бег на 2 км (мин, с) или на 3 км
Подтягивание из виса на высокой перекладине или подтягивание из низкой перекладины
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
Прыжок в длину с разбега (см)
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин)
Метание мяча весом 150 г (м)
Бег на лыжах на 3 км (мин, с)
или на 5 км (мин, с)
или кросс на 3 км по пересеченной местности*
Стрельба из пневматической винтовки дистанция 10 м
Общий итог
Бояркина Ира
10.5
11.39
11п
ладони
182
40
21
зачет
20
серебро
Остапец Ксюша
10.9
11.8
9п
ладони
148
28
19
зачет
отказ
бронза
Стрельников Степан
8.9с
8.56
11
ладони
200
48
41
зачет
27
золото
5 ступень
ФИО
Бег на 100 м (с)
Бег на 2 км (мин, с) или на 3 км (мин, с)
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)
или рывок гири 16 кг (количество раз)
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи-см)
прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз в 1 мин)
Метание спортивного снаряда весом 700 г (м)
или весом 500 г (м)
Бег на лыжах на 3 км (мин, с)
или на 5 км (мин, с)
или кросс на 3 км по пересеченной местности*
или кросс на 5 км по пересеченной местности*
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 10 м
Общий итог
Свидерский Николай
14.1
7.21
10
12
2.20
45
35
23.36
20
серебро
Шакиров Рахимзян
13.7
7.24
12
11
2.28
43
33
23.20
27
серебро
-золото 4 – серебро 7 – бронза 3 – отсутствует 5
Приложение 3
Сдача нормативов ГТО в 2016 учебном году.
Всего принимало участие 19 учеников, так как 3-и ученика освобождены от занятий физической культуры.
1 СТУПЕНЬ
ФИО
Челночный бег 3х10 м (с) или бег на 30 м (с)
Смешанное передвижение (1 км)
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз)
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (количество раз)
Бег на лыжах на 2 км (мин, с)
Общий итог
Мосталюк Женя
9.3
Зачет
7с.
пальцы
126
3
зачет
бронза
Кузин Олег
9.4
Зачет
7с.
ладонь
134
4
зачет
бронза
Бояркина Арина
9.3
Зачет
9п
пальцы
121
4
зачет
серебро
Шепелева Маша
9.1
Зачет
14п
ладонь
139
4
зачет
золото
2 СТУПЕНЬ
ФИО
Бег на 60 м (с)
Бег на 1 км (мин, с)
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
Метание мяча весом 150 г (м)
Бег на лыжах на 1 км (мин, с)
или на 2 км
или кросс на 2 км по пересеченной местности*
ОБЩИЙ ИТОГ
Романова Лиза
10.8
5.4
15
пальцы
140
16
зачет
серебро
Свидерская Алина
12.9
6.4
5
пальцы
127
15
зачет
бронза
Саргсян Денис
10
4.3
20
ладони
163
35
зачет
золото
3 СТУПЕНЬ
ФИО
Бег на 60 м (с)
Бег на 1,5 км (мин, с) или на 2 км (мин, с)
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз)
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
Метание мяча весом 150 г (м)
Бег на лыжах на 2 км (мин, с)
или на 3 км
или кросс на 3 км по пересеченной местности*
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 5 м (очки)
Общий итог
Федотова Карина
10.2
8.25
19п
ладони
169
23
зачет
28
золото
Панская Лиля
10
8.12
17п
ладони
160
20
зачет
25
серебро
Мосталюк Ольга
9.9
7.56
20п
ладони
176
26
зачет
26
золото
Соколенко Люба
10.9
8.33
11п
пальцы
147
19
зачет
13
бронза
Брякотнин Александр
10.9
6.58
25с
ладони
178
36
зачет
21
серебро
Шакиров Равиль
9.8
6.51
8п
ладони
181
35
зачет
27
золото
Свидерский Ли
10.9
8.34
12.с
пальцы
152
27
зачет
14
бронза
4 ступень
ФИО
Бег на 60 м (с)
Бег на 2 км (мин, с) или на 3 км
Подтягивание из виса на высокой перекладине или подтягивание из низкой перекладины
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
Прыжок в длину с разбега (см)
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин)
Метание мяча весом 150 г (м)
Бег на лыжах на 3 км (мин, с)
или на 5 км (мин, с)
или кросс на 3 км по пересеченной местности*
Стрельба из пневматической винтовки дистанция 10 м
Общий итог
Бояркина Ира
10.2
11.31
15п
ладони
201
45
22
зачет
21
серебро
Остапец Ксюша
10.9
11.4
9п
ладони
157
30
21
зачет
21
серебро
Стрельников Степан
8.6
8.20
10
ладони
205
49
43
зачет
34
золото
5 ступень
ФИО
Бег на 100 м (с)
Бег на 2 км (мин, с) или на 3 км (мин, с)
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)
или рывок гири 16 кг (количество раз)
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи-см)
прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз в 1 мин)
Метание спортивного снаряда весом 700 г (м)
или весом 500 г (м)
Бег на лыжах на 3 км (мин, с)
или на 5 км (мин, с)
или кросс на 3 км по пересеченной местности*
или кросс на 5 км по пересеченной местности*
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 10 м
Общий итог
Свидерский Николай
13.5
7.10
15
14
2.31
51
40
23.01
22
серебро
Шакиров Рахимзян
13.4
7.44
15
15
2.30
52
40
22.51
25
золото
Итог за прохождение ГТО в Угольнинской школе: - золото: 7 - серебро: 7 - бронза: 5
9