Диагностика одарённых детей 3-4 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Диагностика одарённых детей 3-4 класс
Автор: Иксанова Рашида Сафаровна

Методика диагностики одаренности младших школьниковАвтор: А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университетаЦель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).Метод проведения: анкетирование.Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
  • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
  • творческая (2-й столбец);
  • академическая (3-й столбец);
  • художественно-изобразительная (4-й столбец);
  • музыкальная (5-й столбец);
  • литературная (6-й столбец);
  • артистическая (7-й столбец);
  • техническая (8-й столбец);
  • лидерская (9-й столбец);
  • спортивная (10-й столбец).
  • Анкета для учащихсяЗапишите свои имя и фамилию __________________________________________________Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.Вопросы:
  • Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
  • Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  • Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  • В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  • Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  • Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  • Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
  • Интересуется общением со сверстниками.
  • Инициативен в общении со сверстниками.
  • Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  • Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  • Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  • Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  • Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  • Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  • Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  • Интересуется актерской игрой.
  • Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  • Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  • Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  • Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  • Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  • Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  • Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
  • Хорошо поет.
  • Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  • Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  • Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
  • Легко общается с детьми и взрослыми.
  • Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  • Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  • Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
  • Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  • Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  • В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  • Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  • Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  • Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
  • Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
  • Бегает быстрее всех в классе.
  • Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  • Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  • Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  • Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  • Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  • Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  • Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
  • Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  • Часто руководит играми и занятиями других детей.
  • Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  • Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  • Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  • Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  • Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  • Хорошо играет на каком-либо инструменте.
  • Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  • Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  • Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
  • Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  • Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  • Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  • Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  • Умеет делать выводы и обобщения.
  • Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
  • В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  • Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  • С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  • Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  • Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  • Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  • Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  • Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  • В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  • Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  • Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
  • Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
  • Любит игры-драматизации.
  • Быстро и легко осваивает компьютер.
  • Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  • Физически выносливее сверстников.
  • _____________________________________________________________________________Лист ответов_____________________________________________________________________________Лист ответов_____________________________________________________________________________Лист ответов_____________________________________________________________________________Лист ответов