Игры на координацию движения и речи детей ОВЗ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры на координацию движения и речи детей ОВЗ
Автор: Каширова Ольга Владимировна
Игры на координацию речи с движением детей ОВЗ
.
Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей ОВЗ является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной. Их практическое применение направлено на решение следующих задач:
- формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;
- формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
- развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;
- развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;
- развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
- формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;
- активизация речевых процессов;
- воспитание умения работать сообща в коллективе.
В процессе практической работы нами были разработаны и апробированы циклы игр для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера; включаются в различные виды детской деятельности.
Специфика работы в нашей группе предполагает тесное сотрудничество с учителем – дефектологом и другими специалистами (воспитателем по ИЗО, музыкальным руководителем, психологом) и такая преемственность в работе позволяет добиться положительных результатов.
Дети научились легко, раскованно выполнять такие виды движений, как ходьба, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; топанье, хлопки. Научились выполнять движения в том или ином ритме. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.
Использование в деятельности всех специалистов группы упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения планомерной работы с опорой на сохранные виды восприятия для более успешного обучения ребенка с нарушениями слуха. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Во время проведения НОД учителем - дефектологом замечено, что при совокупности движений тела и речевых органов происходит снятие напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Применение игр помогает достичь следующих результатов:
- улучшение уровня произношения ребенка с нарушениями слуха;
- повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;
- формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;
- повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.
Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно повлияло на развитие внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на развитие речи слабослышащего ребенка.
Игры на координацию речи с движением
Физкультурная пауза МЕДВЕДЬ
Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания.
Как на горке снег, снег?
И под горкой - снег, снег.
И на елке – снег, снег.
И под елкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише … Не шуметь!
Дети стоят лицом в круг, в центре лежит медведь. Дети медленно поднимают руки вверх.
Медленно приседают и опускают руки.
Вновь встают и поднимают руки.
Приседают и опускают руки.
На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.
СОЛНЫШКО
Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.
Солнышко, солнышко
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.
Дети протягивают по очереди руки вперед.
Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку.
Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.
Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.
Дети медленно приседают.
Поднимаются на носочках и тянутся вверх.
СНЕЖИНКИ
Координация речи с движением, развитие воображения
Снежинки пуховые,
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном.
И землю устилаете
Блестящим серебром.
Дети бегут по кругу, взявшись за руки.
Кружатся на носочках на месте.
Медленно приседают.
СНЕЖОК
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий,
Раз - подбросим,
Два - поймаем,
Три - уроним,
И…сломаем,
Загибают пальчики, начиная с большого
Лепят, меняя положение ладоней
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую
Грозят пальчиком
Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок
Приседают, ловят воображаемый снежок
Встают, роняют снежок
Топают.
САД
Мы в зеленый сад пойдем,
Много яблочек сорвем,
Мы положим все в корзину,
В детский сад их отнесем,
И потом компот попьем,
Шагают
Тянутся, срывают яблоки
Наклоняются , складывают яблочки в корзину
Несут перед собой корзину
Пьют компот.
ДЕРЕВО
Дерево кончается где-то в облаках,
Облака качаются на его руках,
Эти руки сильные рвутся в вышину,
Держат небо синее, звезды и луну!
Дети поднимают руки вверх
Качают руками
Движение качания усиливается
Корпус качается вправо-влево.
ГРЯДКА
Я давно ждала весну
У меня свои дела
Мне участок в огороде
Нынче мама отвела,
Я возьму свою лопатку
Я пойду, вскопаю грядку
Мягкой грядка быть должна
Это любят семена показывают,
Посажу на ней морковку
И редиску. А с боков
Будут кустики бобов.
дети идут по кругу, взявшись за руки
меняют направление движения
останавливаются, показывают, как копают
как рыхлят грядку граблями
Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.
СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ
Воробьи - воробышки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки,
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют,
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Дети похлопывают руками по бокам.
Машут руками вверх-вниз.
Стучат кулаками перед собой один о другой
Дуют на раскрытые ладошки.
Разводят руки в стороны, пожимают плечами.
Руки на пояс, наклоны туловища вправо-влево.
ДОМ
Справа тук!
Слева тук!
Впереди тук, тук, тук!
Тук, тук молотком .
Строим , строим новый дом.
Вырос дом, огромный дом.
Будут дружно все жить в нем.
Правой рукой стучат по полу.
Левой рукой стучат по полу.
Одной рукой стучат перед собой.
Стучат кулачками друг о дружку.
Через верх разводят руки в стороны.
Поднимаются на цыпочки.
Делают приглашающий жест.
ШОФЕР
Качу, лечу
Во весь опор.
Я – сам шофер
И сам – мотор.
Нажимаю на педаль –
И машина мчится вдаль.
Дети бегут по кругу и крутят воображаемый руль.
Останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону.
МАШИНА
Би – би – би -
Гудит машина,
Тук-тук-тук
Мотор стучит,
Едем, едем, едем, едем-
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу:
Шу – шу – шу -
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та-
Вперед спешат.
Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о кулачок другой руки .
Ритмично хлопают в ладоши.
Потирают ладони друг о друга.
Ритмично вертят руками.
НОЖКИ
Зашагали ножки топ-топ-топ!
Прямо по дорожке топ-топ-топ!
А теперь пойдем быстрей
Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!
Ну, шагайте веселей.
Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!
За Аленкой побежали,
Но нисколько не устали!
Ходьба обычным шагом друг за другом
Ходьба с ускорением топающим шагом.
Бег друг за другом
МЯЧИК
Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носках. Координация речи с движением.
Раз, два
Прыгай мячик.
Раз, два
мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им построиться в круг.
По два прыжка на носках, держа руки на поясе, на каждую строку.
МЕДВЕЖАТА
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так!
Медвежата мед искали,
Дружно кустик раскачали,
Вот так!
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так!
А потом они плясали,
Лапы выше поднимали.
Дети переступают с ноги на ногу, вертят головой.
Имитируют раскачивание кустика.
Двигаются вперевалочку, неуклюже, делают вид,
что зачерпывают ладонями воду и пьют.
Танцуют, высоко поднимая ноги.
МЫ ШАГАЕМ
По тропинкам мы шагаем так!
По тропинкам мы шагаем так!
По дорожкам мы шагаем,
Ножки выше поднимаем,
Ножки выше поднимаем так!
Если лужа – перепрыгним так!
А потом назад вернемся,
И друг другу улыбнемся,
Вместе все покружимся вот так!
Дети выполняют шаги на месте.
Шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками.
Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед.
Делают 4 шага назад.
Поворачиваются друг другу и улыбаются.
Кружатся на месте.
ТУЧКА
Тучка спряталась за лес.
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали…
Мы б его расцеловали.
Дети закрывают лицо ладонями.
Прикладывают ладонь ко лбу и поворачивают голову направо и налево.
Дети гладят себя по щекам и протягивают руки вперед.
на носочках тянутся вверх.
Чмокают целуют губами.
СОЛНЫШКО
Утром солнышко встает выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.
Дети поднимают руки вверх и тянутся на носочках.
Приседают и опускают руки вниз.
ЦЫПЛЯТА И КОТ
Цыплята по двору гуляли, Цыплята зернышки искали.
Клю-клю-клю, клю -клю-клю.
Так я зернышки клюю.
А как выйдет Васька-кот,
Лапкой мордочку утрет.
Разбегайся кто куда,
А то птичек ждет беда!
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Приседают, стучат пальчиками по полу.
Кот выполняет движения по тексту.
Дети убегают к маме курочке.
ПАРК АТТРАКЦИОНОВ
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
Присели на качели,
То вниз, то вверх летели.
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Мы на берег выйдем с лодки
И поскачем по лужайке.
Будто зайки, будто зайки.
Дети, держась за руки, кружатся.
Держась за руки: один игрок стоит, другой приседает.
Держась за руки, качаются: вправо-влево, вперед-назад.
Прыжки на двух ногах.