Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы образовательная область: «познавательное развитие" Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы образовательная область: «познавательное развитие" Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Автор: Дудина Ольга Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 ст. Темиргоевская Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы образовательная область: «познавательное развитие» Тема: «Наши помощники - органы чувств» (с использованием здоровьесберегающих технологий, ИКТ технологий, игровых технологий) Воспитатель: Дудина О.В. Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»Методы и приемы:Наглядные (показ, демонстрация);Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);Практические (упражнения, опыты).Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.Оборудование:Демонстрационный материал (цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств)ИКТБаночки с продуктами, различными на вкус.Воспитатель: –Ребята, сегодня я приглашаю вас в «Институт здоровья». Ребята, как вы думаете, почему у института такое название? (Ответы детей).Вы правы, он изучает здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.- Хотите узнать что-нибудь о них? (Да).Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.«Кто такой командир?» (Ответы детей)- А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?Слайд 1.- Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)- Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга. ).- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.- На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга)- Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.- А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?- У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей. )- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.ЗагадкаНа ночь два оконцаСами закрываются,А с восходом солнцаСами открываются. (Глаза)- Молодцы! Слайд 2.- Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?- Мы с вами поиграем.Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.- Так зачем же человеку глаза?- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила)Нельзя тереть глаза грязными руками.Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.Нельзя близко и долго смотреть телевизор.Нельзя долго играть в компьютерные игрыНужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. Гимнастика для глаз "Белка"Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)Гостя вкусно угощала:- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)Вот орехи: раз, два, три!Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:ЗагадкаМаша слушает в лесу, как кричат кукушки,А для этого нужны нашей Маше: (ушки) Слайд 3.- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.Воспитатель: А мы знаем правила по охране слуха.Воспитатель: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.Проводится игра: "Узнай по голосу"Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:Алеша (Саша, Маша и т. д. ),Ты стоишь в кругу,Мы зовем тебя: "Ау!".Глаза закрывайКто позвал тебя, узнай!Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.ЗагадкаВот гора, а у горыДве глубокие норы.В этих норах воздух бродит:То заходит, то выходит. (Нос)Слайд 4. - А для чего человеку нос? (Ответы детей)- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.Дыхательная гимнастика:Раз, два, три, четыре, пять!Все умеем мы считать.Отдыхать умеем тоже -Руки за спину положим,Голову поднимем вышеИ легко - легко подышим.(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)- Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.Игра "Узнай по запаху"Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус. ) Слайд 5.Воспитатель: А определить продукты на вкус нам помогает, ,, ,? Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.Выполняется артикуляционная гимнастика:"Покусывание кончика языка""Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо."Лошадка" Поцокать языком."Подуть на кончик языка"Загадка.Твои помощники, взгляни,Десяток дружных братцев.Как славно жить, когда ониРаботы не боятся. (Пальцы) Слайд 6.Существует ещё осязание - это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов, но сначала мы сделаем с вами гимнастику.Пальчиковая гимнастика Мы капусту рубимМы морковку тремМы капусту солимМы капусту жмем- Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.- Ребята, мы сейчас поиграем с вами в игру «Чудесный мешочек», и узнаем, что в нём лежит?- Какие помощники нам в этом помогут?Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.Воспитатель: Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора. Слайд 7.А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что "командир" нашего тела называется. (дети продолжают). Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).Воспитатель: Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.А теперь мы улыбнемся,Крепко за руки возьмемсяИ друг другу на прощаньеМы подарим добрые пожелания