Модель воспитательной работы "Великолепная семерка"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Модель воспитательной работы "Великолепная семерка"
Автор: Ромашова Нина Александровна
Филиал МБОУ «Темтовская основная общеобразовательная школа» Уренского муниципального района Нижегородской области – «Обходская основная общеобразовательная школа»Воспитательная модель «Великолепная семерка» Авторы: Ромашова Нина Александровна, учитель математики, классный руководитель 5 и 6 классовВоспитание имеет три главные части: воспитание физическое, нравственное, имеющее предметом образование сердца, и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума.Новиков Н.И.АктуальностьСегодня система образования в России претерпевает существенные изменения – происходит переход на новые государственные стандарты. Модернизация образования не может не затронуть и воспитательную систему школы. В условиях введения и реализации ФГОС наиболее актуальной задачей школы и общества является духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация физически здорового подрастающего поколения. Значимую роль в решении данной задачи новые образовательные стандарты отводят внеурочной деятельности. Классный руководитель при этом сопровождает и поддерживает ребенка в учебно-воспитательном процессе, являясь связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.Организуя работу с детьми, каждый классный руководитель ищет такие пути, которые бы дали возможность обучающимся к их саморазвитию и личностному самоопределению. Одним из таких путей является создание воспитательной модели (системы), позволяющей получить эффективный результат в условиях конкретного коллектива.Такая воспитательная модель разработана и нами. Называется она «Великолепная семерка» и в настоящее время успешно реализуется. Воспитательная модель «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА»Наша воспитательная модель разработана для разновозрастного коллектива учащихся сельской малокомплектной школы, где организовать внеурочную деятельность для одного класса совсем непросто (в классах обучаются в основном 2-3 человека). Система работы построена на объединении обучающихся 1, 4 и 5 классов, где 1 и 4 классы – это класс-комплект, а 5 класс находится на начальном этапе реализации ФГОС основного общего образования. Союз 1, 4 и 5 классов позволяет решить проблему преемственности начальной школы и среднего звена по организации внеурочной деятельности, создает условия для формирования толерантности и милосердия, т.к. существует разница в возрасте 1 и 5 кл., есть дети цыганской национальности, и присутствует различие в материальном благосостоянии семей. В нашем коллективе 7 человек, отсюда и название.Цель воспитательной модели коллектива: способствовать созданию условий для формирования духовно - богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности обучающегося, способной адаптироваться в новых условиях жизни.Задачи:формирование у детей бережного и ответственного отношения к своему здоровью;воспитание духовно-нравственной гармонично развитой личности;формирование сплоченного коллектива;воспитание патриотизма, гражданственности, духовности и толерантности;развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской работы.Работа в нашем коллективе ведется по 3 направлениям:Я – гражданин Мое здоровье Мир добра Направление «Я - гражданин» соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию, предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитанию любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, трудолюбия, организацию трудовой деятельности обучающихся, экономического просвещения школьников. По данному направлению были организованы и проведены акции, требующие использования трудовых навыков и творческих способностей: «Вы для нас всегда УЧИТЕЛЬ!», «Птичья столовая», «В гости к малышам», «Подарок бабушке и маме своими руками». Дети старались сделать работу как можно лучше и испытывали искреннюю радость, когда видели, что подарки нравятся. Не остались в стороне и наши родители. Они сами стали инициаторами акций «Сундучок с секретом» и «Открытка для учителя». Были созданы условия и для интеллектуального развития личности детей через организацию поездок в планетарий г. Н.Новгород и музей на выставку «Золотная вышивка» г. Урень, а также через проведение тематических викторин («Что такое ГТО?», «Птичьи домики» и др.), предметных внеклассных мероприятий («Математический турнир», «Скоро сказка сказывается…», «Прощание с Азбукой» и т.д.), классных часов («День рождения Деда Мороза», «Зачем быть вежливым» и пр.) и участие в конкурсах и олимпиадах разных уровней «Матрешка», «Олимпис», «Мамонтенок» и т.п.Направление «Мое здоровье» объединяет физическое и экологическое воспитание учащихся и предполагает формирование у них ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, воспитание способности осознанно вести здоровый образ жизни, организацию туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.Работая по этому направлению, нами были проведены тематические классные часы («Готовимся к сдаче ГТО», «Здоровье – бесценное богатство», «В здоровом теле здоровый дух» и т.п.), часы и уроки здоровья («Снежные скульптуры», «Эх, прокачу!..», «Как сохранить хорошее настроение и дарить людям радость» и др.). Кроме того, осуществлялись прогулки и походы на природу («Времена года. Осень», «Зимний лес полон сказок и чудес» и пр.), игры, веселые старты и праздники на свежем воздухе («Эстафета «SMS», «Звонкая лыжня», «Праздник печеной картошки»). Совместно с детьми и родителями мы неоднократно посещали в г. Урень ледовую арену ФОКа «Спарта» и развлекательный центр «Непоседы». Направление «Мир добра» включает в себя работу по духовно –нравственному и семейному воспитанию, предполагает воспитание чувства патриотизма, приобщение к опыту православной культуры, обогащение духовного мира детей, привитие навыков культуры поведения и ответственности за свои дела и поступки, усвоение ребёнком понятия «милосердие» и «толерантность», проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, организация совместной деятельности педагогов и родителей. Выполняя план работы по данному направлению, нами проведен цикл обрядовых праздников «Созрели яблоки в саду», «Коляда, коляда, отворяй ворота», «Крещенские посиделки», «Масленичные забавы». Каждому из них предшествовали классные часы по соответствующей теме.Особое внимание было уделено воспитанию доброты, сострадания и милосердия. Классные часы «О милосердии», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Человек среди людей», «Кто я, какой я?» дали старт социальным проектам «Одинокой старости нет» и «ВМЕСТЕ нам хорошо». На данный момент проекты находятся в стадии реализации, но кое-что уже сделано. Так, в рамках проекта «Одинокой старости нет» мы посетили учителей-ветеранов в День учителя и канун Нового года с литературно-музыкальными композициями и вручили им сувениры, изготовленные руками детей. К 8 Марта было проведено масштабное мероприятие «Целуем бабушкины руки», где дети проявили свои способности как артисты (представили концертные номера), художники (рисовали портреты своих бабушек), писатели (писали сочинения), творцы (изготовили поделки) и дизайнеры (оформляли зал). Проект «Вместе нам хорошо» реализуется в тесном сотрудничестве с д/с «Елочка» п. Обход. В ходе проекта прошли совместные классные часы («Что такое Новый год?», «К нам приходит Рождество», «Если хочешь быть здоров»), праздники («В гостях у бабушки», «Масленичные забавы») и поход в зимний лес. Силами учащихся 1, 4 и 5 классов для детсадовцев был поставлен спектакль «Заюшкина избушка».Неотъемлемой частью работы по всем направлениям является подготовка детей к взрослой жизни, к умению зарабатывать и разумно тратить свои сбережения. Это побудило нас к включению в план трудовых акций, позволяющих детям самостоятельно заработать (сбор макулатуры, посадка и выращивание лука и рассады цветочных и овощных культур с дальнейшей их реализацией населению, ярмарка-продажа поделок, изготовленных руками детей и родителей). Полученные денежные средства планируется потратить на дальнейшее выполнение плана нашей воспитательной модели (поездки и путешествия в каникулярное время).Работа по реализации модели еще не завершена, но результаты есть. Тому подтверждение – желание детей участвовать во всех делах, высокий уровень удовлетворенности родителей нашей воспитательной работой (по проведенной диагностике У ˃ 3 у 100% родителей) и их стремление к сотрудничеству. Да и нам самим такое общение с детьми и родителями приносит огромную радость.