Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительный песок"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительный песок"
Автор: Гальцова Ольга Викторовна
Конспект занятия«Удивительный песок»Опытно-экспериментальная деятельностьподготовительная группа.Воспитатель Гальцова О.В.МОБУ «Алдаркинская ООШ» дошкольная группа 2018годЦель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования.ЗадачиОбразовательные: - повышать собственный профессиональный уровень;-знакомить с песком как с природным материалом и его составом;-дать представление о составе песка;-формировать умение осуществлять осознанную деятельность ( Как это делать? Что я узнаю? Что сделано?) ;-выявлять и расширять знания о свойствах песка;Развивающие:-создавать условия для развития внимания, памяти, мышления;-развивать самостоятельность в процессе опытов, умение работать в паре;-формировать умение аргументировать свои суждения, делать выводы;-развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;-способствовать развитию познавательного интереса к самостоятельной исследовательской деятельности через ознакомление с техникой проведения опытов с песком.Воспитательные:-закреплять навыки организованного поведения на занятиях;-формировать интерес, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества;-прививать культуру общения со сверстниками во время проведения опытов;-воспитывать нравственно-волевые качества; -знакомить с правилами проведения экспериментов;Методы и приемы:-беседа;-наблюдения;-создание проблемной ситуации;-исследовательский;-экспериментально-опытный;-объяснительно-иллюстративный;-игровой;-совместная деятельность с детьми;Виды детской деятельности:-игровая;-коммуникативная;-познавательно-исследовательская;-опытно-экспериментальная;-продуктивная;-восприятие художественной литературы.Предварительная работа:проведение прогулок-исследований, наблюдений, чтение стихотворений.Словарная работа: исследователи, сыпучий, фильтр, дюны, барханы.Оборудование: стаканчики, песок, лупы, баночки, сито, пластиковая бутылка,поролон, иллюстрации с изображением пустыни, кактусов, дидактический стол «Песочная анимация».Предполагаемый результат:-ребенок имеет представление о песке как о природном материале и о его свойствах;-умеет проводить опыты, работать в паре, делать выводы, понимать причинно-следственные связи;-продуктивную деятельность сопровождает эмоциональной речью, активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками во время беседы;-умеет высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции.***Почтальон приносит в детский сад письмо без обратного адреса.Воспитатель. Ребята, как узнать, откуда пришло письмо?Дети. Спросить у почтальона, прочитать самому, посмотреть, что в нем.Воспитатель открывает конверт и достает фотографию Старичка-Боровичка и письмо.Воспитатель. Сейчас я прочту вам письмо: «Здравствуйте, ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который сторожит растения в пустыне. Он пишет, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, приглашает в гости. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинки тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок –Боровичок».Ну что, поможем и выясним, чем же удивителен песок.А чтобы ответить на все вопросы, будем с вами экспериментировать, проводить настоящее исследование и изучать что-то новое. Вы хотите стать исследователями?Дети отвечают.Кто такие исследователи?Дети. Это люди , которые изучают что-то, смотрят в микроскопы, пищут научные труды.Воспитатель.Итак, теперь мы исследователи. Тогда приглашаю вас в лабораторию. А кто знает, что это такое?Дети. Это место, где ученые проводят опыты и эксперименты.Воспитатель. Прежде всего хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории. Без разрешения ничего не трогать. Слушать очень внимательно и выполнять только то, что говорю я.Что же будет объектом нашего исследования?Дети высказывают предположения.Ну что, начнем искать в песке что-то удивительное?Опыт 1.Воспитатель. Возьмите мерной ложечкой и насыпьте немного песка на тарелочку. Легко ли сыплется песок? Дети отвечают.Самостоятельно пересыпаем из ладони в ладонь, из одной емкости в другую.Работа с лупой.Воспитатель. Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем они похожи и чем отличаются.Дети выполняют.Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?Дети. Песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпается.Воспитатель. Какого они цвета?Дети. Темные и светлые.Воспитатель. Давайте посмотрим, какого они размера. Одинаковые ли они?Дети. Не одинаковые, есть крупные и мелкие. Воспитатель. Давайте проверим.Работа с ситом.Воспитатель. Просеиваем песок через сито, он сыплется из сита в емкость и наоборот. Если песок сыплется, он какой?Дети Сыпучий.Воспитатель. Делаем вывод: песок- сыпучее вещество, отдельные песчинки не скреплены между собой и разные по размеру. Давайте понюхаем песок.Дети. Он не пахнет.Воспитатель. Значит, сухой песок не имеет запаха.Возьмите две баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик- намочите песок водой. Каким он стал?Дети. Влажным, мокрым.Воспитатель. Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.А куда исчезла вода?Дети. Она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками.Опыт 2.Воспитатель. Возьмите в одну руку емкость с сухим песком, а в другую – с сырым. Что тяжелее? Почему?Дети Сырой песок тяжелее. Среди сухих песчинок прячется воздух, а среди влажных - вода.Воспитатель показывает иллюстрации с изображением пустыни (дюны, барханы)Воспитатель. Видимо здесь и живет друг Старичка-Боровичка. Правда красиво?Дети отвечают.Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и выложите на тарелочку.Работа с лупой.Воспитатель. Рассмотрите сырой песок: песчинки прилипли друг к другу, потому что из мокрого песка выходит воздух.А теперь пересыпать мокрый песок обратно в емкость.Дети выполняют.Делаем вывод: мокрый песок не сыплется, он лепиться.Дети делают «пироги».Воспитатель предлагает детям проверить, как песок пропускает воду. Ребята, вы видели, куда исчезает вода?Дети Она впиталась.Опыт 3Воспитатель. Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона),насыплем песок. Под бутылку поставим емкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду. Что произошло?Дети. Вода выходит, а остается мокрый песок.Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением кактусов в песках (они имеют длинные корни, так как влага проходит сквозь песок). Воспитатель. Какой можно сделать вывод?Дети Песок пропускает воду.Воспитатель. Песок привлек внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества - так грязная вода процеживается через чистый песок и получается чистая , но не питьевая . Хотите проверить?Опыт 4Проводит воспитательВоспитатель. Берем бутылку, дно отрезаем - в горлышко вставляем поролон. Бутылку немного наполняем песком. Приготовим емкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальем часть воды в бутылку с песком и подождем, пока вода не просочиться.Дети делают самостоятельно.Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду и грязную. Как изменилась вода? Дети . Стала прозрачной.Воспитатель. Делаем вывод: песок природный фильтр, он пропускает воду.Что мы хотели сделать в начале занятия?Дети Помочь Старичку-Боровичку узнать о песке.Воспитатель. Что мы делали?Дети. Исследовали.Воспитатель. Что было объектом нашего исследования?Дети. Песок.Воспитатель. Итак, мы помогли выяснить Старичку-Боровичку об удивительных свойствах песка? Что мы для этого делали?Дети. Опыты.Воспитатель. Каковы же свойства песка?Представьте, что вы песчинки, а я ветер. Дети держаться за руки.Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему?Дети. Потому что песчинки легкие.Воспитатель. Но внезапно начался дождь, что произошло с песчинками.Дети. Они соединились, слепились.Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю поиграть с волшебными песчинками.Дети «рисуют» песком под музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года».