«Коррекция психических познавательных процессов» для учащегося начальной школы с ЗПР


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Коррекция психических познавательных процессов» для учащегося начальной школы с ЗПР
Автор: Мартынова Эльвира Михайловна

Индивидуальная программа педагога-психолога«Коррекция психических познавательных процессов»для учащегося начальной школы с ЗПРПояснительная записка.Общая характеристика коррекционно-развивающей программы.Программа по коррекции психических процессов составлена педагогом-психологом как часть адаптированной общеобразовательной программы. Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе. Представленная программа отражает примерное содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных воФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООПособых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.Общая цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации. В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР определяются общие задачи курса: −формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения –способности к самостоятельной организации собственной деятельности; −совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; −стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации; −освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности; −компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания; освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; −содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования. Включение курса «Психокоррекционные занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Общеизвестные недостатки их саморегуляции, мыслительных операций, мотивационные искажения, эмоциональные проблемы, личностная незрелость, речевые трудности, а также многочисленные разнообразные нарушения и/или дефициты развития психофизических функций (неспецифические дисфункции), в значительной мере препятствуют формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования. Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. Впоследние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическоми соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдаетсятенденция роста их численности.Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР этоособый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторныхфункций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологическихфакторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития(ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первом место ставят не дефект, аформирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых накомпенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.В соответствии с ФГОС НОО важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всехучащихся. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общегообразования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общегообразования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, ихсоциальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Все это обусловило создание программыиндивидуального сопровождения ребенка с задержкой психического развития как части адаптированной основнойобщеобразовательной программы.Программа коррекционно-развивающих занятий разработана и составлена по результатам диагностики познавательной иэмоционально-волевой сферы обучающейся, в соответствии с нормативно-правовыми документами, а также в соответствии спсихологическим заключением и рекомендациями ПМПК.Уч-ся обучается в 4 классе. Заключение ТПМПК: нуждается в создании специальных образовательных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, соблюдении общих и специфических особых образовательных потребностей детей с ЗПР; организации учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей и возможностей уч-ся.При составлении занятий учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития.В результате психологического обследования у обучающейся выявлены:ВниманиеРезультаты по тесту Тулуз-Пьерона:V- скорость выполнения задания в норме;К – точность выполнения в норме.Общий уровень произвольного внимания соответствует возрасту.ПамятьПо методике запоминания 10 слов выявлен средний уровень кратковременной памяти (7 слов), расстройств оперативной памяти и процессов запоминания не выявлено.Мыслительные процессыУровень наглядно-образного мышления по методике Равена средний, длительная умственная деятельность приводит к сильному снижению концентрации внимания и падению эффективности выполнения задания. Результаты по методике исследования словесно-логического мышления – низкий уровень. Испытывает сложности при выявлении существенных признаков предметов, классифицировании. Способность к построению логических умозаключений развиты недостаточно.Уровень познавательной деятельности ниже среднего. Недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, общий объем и уровень относительно простых знаний соответствует пограничному уровню. Способен осмыслить и разрешить простые бытовые проблемного характера ситуации, не справляется с решением заданий, требующих сведения по вопросам социального взаимодействия.
  • Темп деятельности и работоспособность
  • Задания выполняет в замедленном темпе. Работоспособность по психомоторным показателям промежуточная между средней и слабой силой нервной системы. В процессе работы, быстро устает, длительное выполнение какой-либо деятельности сопровождается большим количеством ошибок
  • Особенности личностной и эмоционально-волевой сферы
  • Характер волевой сферы развит недостаточно. В контакт со взрослыми и сверстниками вступает с трудом, склонен оставаться эмоционально обособленным, внутренне изолированным, неспособным устанавливать близкие отношения.На аутогенном уровне наблюдается непродуктивная нервно-психическая напряженность. Выражена самозащита от неудач, неуспешности, приводящая к неуверенности и тревожной настороженности. Проявляются признаки аутистического характера.Заключение психологаАктуальный уровень психического развития не соответствует возрастной норме. Необходима целенаправленная работа по повышению запаса знаний и представлений об окружающем мире, по формированию мыслительных операций.На основе проведенной диагностики были поставлены следующие цели и задачи:Цель коррекционно-развивающих занятий – развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала в среднем звене.Задачи:1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.4. Развитие коммуникативных навыков.5.Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.3. Формирование учебной мотивации.4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании,планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).7. Организация благоприятной социальной среды.8. Системный и планомерный контроль за развитием обучающейся с ЗПР педагогами - членами психолого-педагогического консилиума школы.Занятия построены с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития,сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя изближайшего прогноза развития.3. Принципы общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).4. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающегося, раскрытию возможностей и способностей. Каждоезадание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.5. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у уч-ся развивался навык переноса обработки информации, следовательно, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятиярешения.6. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.Методы и приемы работы с ребенком ЗПР:В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:
  • использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);
  • пошаговость предъявления материала,
  • использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане,
  • речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения,
  • учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей,
  • эмоционально окрашенная подача материала.
  • Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 40-45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.Ожидаемые результаты реализации программы:
  • положительная динамика личностного, эмоционального развития уч-ся;
  • положительная динамика развития когнитивной сферы;
  • отсутствие отрицательной динамики психофизического развития уч-ся с ЗПР;
  • эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и обучающейся с ОВЗ, выражающееся в совместном участии вразличных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.
  • Средства контроля коррекционно-развивающих занятийВ целях отслеживания результатов работы, с уч-ся проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 2-х этапов – первичной, итоговой.Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальном образовательном маршруте» уч-ся. Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка. Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий(34 часа)Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курсаИнтернет-ресурсы:http://ww.edusite.ruhttp://www.trizland.ru1. Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников».- СПб.: Речь, 2006г.2. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: смысл, 2012.-264 с.3. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. М.: Смысл, 2013. - 166 с.4. Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2001г.5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития», 20026. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развитиякогнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008.7. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2013. – 288 с.8. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева,Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007.9. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофихиологии: Практическое руководство для учителей родителей. – М.,2001.10. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционно – развивающая технология для детей периода интенсивного роста. – Тверь,2012.