Тема: «Развитие профессиональной компетентности педагога»
«Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов…»
М.Барбер
Образование в 20 в. направляет на «непринужденное развитие человека», творческую инициативу, индивидуальность обучаемых, конкурентоспособность будущих профессионалов. Эти изменения отразились в Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010г.
Так, в Концепции упоминается, что развивающемуся социуму необходимы современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут индивидуально принимать решения в ситуации выбора, прогнозирую их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Такими качествами может обладать только компетентный и уверенный в своих силах человек.
Для молодого специалиста важно четкое разграничение понятий «компетентность» и «компетенция». Они используются в психолого-педагогической деятельности, но до сих пор так и не существует единства в понимании сущности терминов.
Е.В.Бондаревская, А.А.Деркач, И.А.Зимняя, А.К.Маркова, Н.В.Мясищев и другие ученные являются авторами разнообразных классификаций компетенции.
Компетенция — это сфера вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом и познаниями; следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Понятие «компетентность» характеризует субъективную составляющую профессии, описывая качественные характеристики субъекта профессиональной деятельности.
А.К.Маркова трактует компетентность как индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии.
Профессионализм человека, согласно Е.И.Рогову,- это совокупность психофизиологических, психологических, личностных изменений, происходящих в нем в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях.
Формирование профессионализма, по мнению Е.И.Рогову, идет по трем основным направлениям:
1) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности — формируется личностный стиль деятельности;
2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в соответствующих элементах профессионального сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;
3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в следующих сферах:
- когнитивной — уровень информированности об объекте, степень сознания его значимости;
- эмоциональной — интерес к объекту, склонность к взаимодействию и удовлетворенность от этого взаимодействия, несмотря на трудности;
- практической — осознание своих реальных возможностей влиять на объект.
Профессиональная компетентность — это совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.
Компетентность учителя (при определенных условиях) развивается в процессе длительного выполнения деятельности. Направления становления профессионализма — это и есть направления развития компетентности педагога.
Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает личные качества учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Под педагогической компетентностью мы понимаем единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность, по Л.Ю.Кривцову, - это интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками и такими компонентами профессионального мастерства, как система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности.
Психолого-педагогические и специальные (по предмету)знания — необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.
Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности и в значительной мере выполняют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя).
В целом А.И.Щербаков и А.В.Мудрик дидактические умения учителя сводят к трем основным:
1) умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической ситуации;
2) умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
3) умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации.
Как показывают исследования, вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи процесс ее решения представляет собой триаду «мыслить — действовать — мыслить». Модель профессиональной компетентности учителя отражает единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности.
Содержание теоретической готовности к педагогической деятельности проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.
В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С.Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденным особенностям и задаткам, выдающийся педагог показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности.
Педагогическое мастерство, основанное на умении, квалификации, по мнению А.С.Макаренко, - это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Не редко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения — лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
Важной стороной профессионализма педагога является его коммуникативная компетентность. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.
Коммуникативная компетентность — это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.
Основываясь на ведущих компонентах педагогического общения, можно выделить следующие блоки профессиональных коммуникативных умений
педагога: социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, технологический.
Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность.
Наличие у педагога общительности, осознаваемой им самим и отмечаемой у него другими людьми, служит показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала.
Педагог должен иметь все качества идеального, современного, компетентного профессионала своего дела. Определим основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1) Работа в творческих группах, методических объединениях;
2) Курсы повышения квалификации;
3) Педагогические конкурсы, фестивали, семинары, конференции;
4) Использование литературы (научно-популярной, методической, художественной, публицистической и др.);
5) Освоение инновационных модификаций и новых педагогических технологий;
6) Аудио, видео информация на различных носителях;
7) Интернет, использование ИКТ и др.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности специалиста, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в постоянно меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
ИСТОЧНИКИ
1) Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
2) Энциклопедический словарь. - М., 1981.
3) Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
4) Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования.
5) Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие.
6) Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психология учителя // Возрастная педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского. - М., 1991.
7) Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие. - М., 2005.
8) Корепанова М.В., Гончарова О.В., Лавринец И.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для студ. высш. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 240 с.