«Письмо и развитие речи»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Письмо и развитие речи»
Автор: Сидорова Ирина Борисовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»Адаптированная рабочая программапо предмету «Письмо и развитие речи» 5 классСоставитель: Сидорова И. Б.2018 - 2019 уч. год5 классПисьмо и развитие речиПояснительная запискаСодержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:― расширять представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения;―знакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формировать на этой основе грамматические знания и умения;― использовать усвоенные грамматико-орфографических знания и умения для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;― совершенствовать навык полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;― развивать навыки речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;― развивать положительные качества и свойства личности. Общая характеристика учебного предметаГрамматика, правописание и развитие речи Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.МорфологияСостав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.Части речиИмя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.Развитие речи, работа с текстомТекст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.Деловое письмоАдрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Описание места учебного предметаПредмет «Письмо и развитие речи» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и входит в обязательную часть учебного плана.5 классПрограмма рассчитана на 34 учебные недели, по базисному плану 5 часов в неделю, 170 часов в год, в том числе количество часов для проведения контрольных работ, изложений и сочинений.Личностные и предметные результатыОценка личностных и предметных результатов освоения адаптированной образовательной программы обучающимися основной школы осуществляется индивидуально, в соответствии с учетом их психического развития и познавательных способностей. Все ученики нуждаются в дифференцированном подходе в процессе фронтального обучения и оценки результатов. С учетом психического недоразвития учащихся учебные действия и их оценка проводится применительно к каждой категории, в зависимости от способностей и потребностей к обучению. Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций. Формирование и развитие основных навыков и умений ведется по направлениям.Оценку обучающихся с легкой и умеренной (средней) степенью умственной отсталости в 5-х - 9-х классах школы по всем предметам Программы, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания по каждому предмету. Вследствие того, что образование в школе не является цензовым, отметки в баллах, выставляемые обучающимся, также не являются "цензовыми", т.е. они не могут быть приравнены к оценкам учащихся общеобразовательных школ, а являются лишь показателем успешности продвижения воспитанников по отношению к самим себе. В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.В процессе обучения происходит формирование УУД:Личностными результатами изучения курса «Письма и развитие речи» является формирование следующих умений:осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.Предметными результатами изучения курса является формирование следующих уменийпредставление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; роли родного языка в жизни человека и общества проведение различных видов анализа слова (фонетический, словообразовательный, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практикеАООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является сниженным и применяется в том случае, если обучающийся не достигает достаточного уровня освоения учебного предмета.Минимальный уровень: знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;разбор слова по составу с использованием опорных схем;образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;составление предложений с однородными членами с опорой на образец;составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 50 слов);письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).Достаточный уровень:- знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;- разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;- образование слов с новым значением с опорой на образец;- представления о грамматических разрядах слов;- различение изученных частей речи по вопросу и значению;- использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;- составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;- установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;- нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);- нахождение в тексте однородных членов предложения;- различение предложений, разных по интонации;- нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);- участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;- оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;- письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;Достаточный уровень является сниженным и применяется в том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня освоения учебного предмета.Содержание учебного предмета 5 классПовторение Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.Звуки и буквыВ 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.Слово С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Изменение имен существительных по числам(единственное и множественное число). Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род). Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1, 2, 3- склонениях существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания –ы,-и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание –е, в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания –ей,-ой в творительном падеже (за деревней, за страной). Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а,-я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у,-ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом). Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью). Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).Предложение Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах предложения.Связная речь Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связномуустному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).Заполнение дневника учащимися. Работа с деформированным текстом. Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся). Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой). Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.Тематическое планирование5 классКалендарно-тематическое планирование5 класс ДиктантыВоспоминаниеДавно уже миновал полдень, начинался закат. Облака уходили за горизонт.На березке у ручья висела маленькая кружка. Я набрал воды и глотнул. Сладкой подводной травой пахла вода из ручья. Я услышал голос долгих дождей и лесных гроз. Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы.(50 слов) (По Ю. Ковалю)Слово для справок: почувствовалЗадание. Подчеркните звонкие и глухие согласные в корне слова, подберите к ним проверочные слова.Загадки лесаПоздняя осень. Холодный ветер далеко проник на юг. Грустные стоят луга, леса, поля. Облетела листва с деревьев. Лес весь просвечивается. Мы подъезжаем к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся жёлтые листья. Они тихо шумят. Все знают бруснику. Кустики её покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелёными.Слова для справок: подъезжаем(50 слов)Задание: Выпишите слова с непроизносимыми согласными.БелкаСидит белка на ветке да шишки грызёт. Захотелось ей грибков поесть. Скок-прыг, с ветки на ветку, с дерева на землю. Зверёк ест рыжики, подосиновики, грузди, белые грибы. Только не ешь, белочка, красный гриб в белых пятнышках. Это ядовитый мухомор.(41 слово)Слово для справок: не ешьЗадание: Выпишите слова с приставками, обозначьте их; разберите по составу слово белочка.Помоги друзьямХолодно и голодно птицам зимой. Без корма птички слабеют и замерзают. Трескучий мороз легко добивает птах. Многие из них погибают. Пожалей пернатых друзей! Брось им крупы, привяжи кусочки сала. В твою столовую прилетят синички и снегири. Ведь птицы платят добром за добро. Это они спасают сады и огороды от вредителей. С птичьей песней веселей встречать весну.(56 слов)Слово для справок: птичьейЗадание: разобрать 2-е предложение по членам предложения.Белочка зимуетБелке Тирли мороз и снег не страшны. Закружит в лесу метель. И белочка скорей в своё гнездо спешит.Строила Тирли гнездо тщательно. Веточки, сучья деревьев таскала. Уютно, тепло в нём.Утихла вьюга. И белочка сразу на поиски съестного выбежала. То шишку еловую сорвёт. То сухой гриб найдёт. Так и зимует!(52 слова)Слово для справок: съестногоЗадание: определите падеж выделенных имен существительныхМаленькие друзьяВ детстве у меня был старший товарищ Петр Иванович. Он держал дома птиц. Одни птицы сидели в клетках. Другие свободно перелетали с подоконника на печь. На лампу. Мы чистили клетки, кормили пернатых. Чиж любил семечки подсолнуха. Синица лакомилась салом. В ковш синичке Петр Иванович добавлял творогу.Птицы понимали речь хозяина.(50 слов) (По Г. Скребицкому)Слова для справок: у меня, перелетали.Задание: Выпишите имена существительные с шипящей на конце, укажите род.СтройкаУ подъезда школы висит объявление. В воскресенье мы поедем на стройку. Мы решили побывать там всем классом. К девяти часам подъехал автобус и посадил группу ребят. Въезд на площадку был закрыт. Мы увидели подъемный кран. Крановщик объяснил нам, как он управляет им. Возьмёт тяжёлую плиту и перенесёт на верхние этажи. Быстро растёт новый дом.(52 слова)Задание: Определите род и склонение у выделенных имен существительных.РубежПрошла ночь. В бледном рассвете показались горы. На самой вершине горы стоит вышка. У вышки – пограничный рубеж. Здесь кончается наша земля.Уже осень. Высохла трава. И только на пологом склоне зеленая полоска. Там бьет из-под земли студеный ключ. Ключ разливается по земле ручьем. И трава у ручья зеленеет до первого снега.(50 слов)Слова для справок: кончается, разливается.Теплица Середина весны. На улице еще прохладно. А в магазине продают свежие огурцы, укроп, лук. Откуда доставляют овощи? На какой грядке вызрели зимой помидоры? Овощи поспевают в теплице совхоза Суховский. Там круглый год лето. От ветра и дождя растения защищает стекло. Заботливые руки людей рыхлят и удобряют почву.Задание: Просклоняйте имя существительное весна. Изложения «Лебеди»Лебеди летели с севера на юг. Они летели через море. Летели день и ночь. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади молодые слабые. Один лебедь летел позади всех. Он ослабел и не мог лететь дальше. Тогда он распустил крылья и пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к земле, а товарищи его всё дальше и дальше улетали. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Он закинул назад шею и закрыл глаза. Кругом было тихо. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями. Он полетел один догонять своих товарищей.Поздняя осеньНаступила поздняя осень. Целый день дует холодный ветер. Небо все в тучах. Пошел мелкий, но частый дождь. На улицах грязь и лужи. Все поля опустели. С деревьев опали листья и устлали все дорожки в саду. Молчаливый лес ждет зимы. Начались заморозки. Ночью замерзают лужицы. Вот замелькали снежинки. Приходи, зима, скорей!ПожарВ полночь загорелся колхозный сарай. Ночной сторож поднял тревогу. Быстро на пожар подъехали пожарные машины и собрались колхозники. Каждый старался оказать помощь и спасти колхозное добро. Одни засыпали огонь песком. Другие подавали воду. Третьи пытались разобрать сарай. Особенно отличалась молодежь. Вася Кузнецов спасал машины. Его наградили медалью.(47 слов)Материально-техническое обеспечение образовательного процессаУчебники: 5 класс Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Русский язык»Печатные пособияТаблицы в соответствии с основными разделами программы.Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь, разбор слов по составу и т.п.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку: Б. М. Кустодиев «Школа в Московской Руси», В. М. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», В. Г. Перов «Охотники на привале», М. А. Врубель «Царевна-Лебедь»,Ф. П. Решетников «Опять двойка», В. Е. Маковский «Свидание» и т.п.Технические средства обученияОборудование рабочего места учителя:Классная доска с креплениями для таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер.Экранно-звуковые пособияМультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.Учебно-практическое оборудованиеПростейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.Материалы: бумага (писчая). Модели: Модели звукового состава слова. Лента букв.