"Изделия из бересты"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Изделия из бересты"
Автор: Коробецкая Татьяна Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БЕРЕСТЫ И ШПОНА…………………………………………...6
1.1. Подготовка шпона и бересты к работе……………………………………...6
1.2. Художественная обработка шпона, резных и берестяных изделий……..15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО ИЗ БЕРЕСТЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ…………………………………………………………………...27
2.1. Планирование работы и изготовление декоративного панно из бересты27
2.2. Разработка технологической карты и выполнение экономического расчета декоративного панно из бересты……………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..40
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой – мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.
Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Множество берестяных грамот ученые нашли при раскопках древнего Новгорода. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Возможно, крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине. Хотя бумага заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминали люди о древнерусском папирусе [14, 6].
Актуальность темы заключается в необходимости возрождения и развития русской народной традиционной материальной культуры. На протяжении многих лет не уделялось должного внимания народным промыслам, был утрачен огромный опыт работы в этой области. В последнее время Российское государство уделяет все больше внимания этому вопросу. И появление в нашем образовании учебных программ, позволяющих применять виды народных промыслов в процессе обучения, делает немалый шаг в развитии и восстановлении русской народной традиционной материальной культуры.
Береза – это символ русской природы, а береста - один из самых поэтичных материалов народного декоративно-прикладного искусства. Изделия из бересты известны с давних времен. Поделка таких изделий считается одним из самых древних ремесел и является исконно русским промыслом. Берестой обшивали лодки, делали из неё поплавки для рыбацких снастей, обувь (ступни, лапти), чемоданы, сундуки, пестери, игрушки (шаркунки, погремушки, фигурки зверей), украшения (бусы, обереги, серьги, пояса) и т.д.
Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связь поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, к Отечеству. Соприкасаясь с миром декоративно-прикладного творчества, ребята становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты. Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра.
Возрождение и развитие народных промыслов играют большую роль в воспитательном процессе, оказывают позитивное влияние на формирование личности подростка. Плетение, роспись, тиснение, резьба, выжигание – один из видов народного декоративного искусства, сохранивший до наших дней традиционные приемы обработки природного материала [15, 6].
Объект исследования: декоративное панно из бересты.
Цель исследования – изготовление декоративного панно из бересты.
Цель определила задачи исследования:
1. Рассмотреть подготовку шпона и бересты к работе.
2. Изучить способы художественного оформления шпона, резных и берестяных изделий.
3. Разработать технологическую карту и выполнить экономический расчет декоративного панно из бересты.
4. Изготовить декоративное панно из бересты.
Теоретическая значимость заключается в разработке технической документации декоративного панно из бересты с целью украшения интерьера.
Практическая значимость состоит в применении данных, полученных в ходе исследования, в практике оформительской деятельности.
Вся исследовательская работа проводилась по намеченному плану.
На первом этапе исследования изучалась научно-методическая литература по теме исследования.
На втором этапе исследования была оформлена технологическая документация, и шел процесс изготовления изделия.
На третьем этапе исследования были подведены итоги курсовой работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БЕРЕСТЫ И ШПОНА
1.1. Подготовка шпона и бересты к работе
Материалы для столярных работ существуют в виде цельной, распиленной, клееной древесины и шпона.
Цельная древесина – это стволы деревьев, освобожденные от веток и коры. Применяется в основном для изготовления крупногабаритных декоративных изделий, малых архитектурных форм и в плотницком деле.
Распиленная древесина, используемая при столярных работах, получается в результате распиловки ствола дерева. Подразделяется, в свою очередь, на брус, обрезную доску, необрезную доску и горбыль. Размеры материала зависят от величины древесных стволов, пошедших на распиловку.
Столярные плиты – это склеенные между собой рейки, облицованные с двух сторон шпоном. Они весьма прочны, не трескаются и не гнутся. Толщина столярных плит составляет 17 – 50 мм.
Древесностружечные плиты (ДСП) изготавливают из отходов древесины, которые предварительно измельчают, сушат, смешивают со связующим составом, формуют и прессуют при определенном давлении и температуре. В зависимости от технологии плиты бывают водостойкие и неводостойкие, различной плотности, шлифованные и нешлифованные, фанерованные и оклеенные шпоном. Толщина ДСП составляет 10 – 20 мм.
Древесноволокнистые плиты (ДВП) изготавливают из мелкодробленой древесины, которая проходит специальную обработку. Различные виды ДВП имеют разную плотность, водостойкость, прочность и степень звукопоглощения. Толщина ДВП – 2,5 – 10 мм.
Фанера изготавливается путем склеивания листов лущеного или строганого шпона. Производится она различной толщины, прочности, водостойкости. Толщина фанеры – 1,5 – 18 мм. Толщина фанерных плит – 18 – 60 мм. Часто фанеру оклеивают с одной или двух сторон шпоном ценных пород или текстурной бумагой.
В декоративно-мозаичных работах используется кора березы (береста), сосны в возрасте 45 – 60 лет, ивы, молодых побегов розового куста и т. д. Бересту заготавливают в мае – июне. После отделения от дерева ее тщательно протирают тканью, хранят в пачках под грузом в прохладном затемненном месте. Перед обработкой бересту вымачивают в горячей воде для большей податливости при обработке.
Шпон – неширокие листы толщиной 0,4 – 1,5 мм, получаемые при строгании или лущении массива древесины. Применяется шпон для облицовочных работ и производства фанеры.
Важно, чтобы древесина, используемая в столярном деле, отвечала соответствующим требованиям. Изделия, которые будут находиться под открытым небом, необходимо изготавливать из влагоустойчивых пород (например, дуба, сосны). Нельзя применять фанеру, ДСП, ДВП из-за их низкой влагоустойчивости. Для изделий, находящихся внутри помещений, применяется материал любых пород и клееные изделия.
При крепежных работах обязательно нужно учитывать степень твердости и плотности древесины. Гвозди и шурупы хорошо держатся в дубе, сосне, буке, грецком орехе, кедре, березе, а также в фанере; плохо – в липе, клене, ольхе, тополе, ДВП и ДСП.
Большинство столярных изделий изготавливается из сухой древесины, поскольку невысушенная древесина, усыхая, уменьшается в объеме на 5 – 10%, трескается и коробится. Максимально допустимая влажность материала должна составлять 10% [2, с.9].
В зависимости от функционального назначения будущего изделия материал для него подбирается по прочностным и декоративным характеристикам.
Береста по своим качествам бывает разной. По наблюдениям специалистов-берестянников, качество ее зависит: от возраста дерева, от местности, где растет береза, от здоровья березы.
На молодых березках (3 – 4 лет) бересты совсем не бывает. На березах 15 – 25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень старых березах и близ комля береста бывает с наростами, трещинами и темными черточками. Лучшая береста – на средних березах, толщиной 75 – 100 см в обхвате.
С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями, с множеством мелких и крупных черточек.
На открытых солнечных местах береста малорастяжима, непрочна. Лучше взять бересту с берез, растущих на умеренно влажных местах, в умеренно тенистых лесах.
Березы, пораженные болезнями, насекомыми, грибами, дают очень плохую бересту. Хороший материал дают совершенно здоровые деревья, и при этом береста должна быть снята на некоторой высоте от земли.
Бересту с деревьев снимают различными способами в зависимости от назначения: узкими лентами, листами или пластинами, сколотнями.
Возраст березы для снятия бересты 20 – 40 лет.
Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народных ремеслах народов севера России. Сохранились предметы, относящиеся к X – XVII векам. На бересте писали, из нее делали легкую и удобную обувь (лапти), посуди, игрушки и украшения. Особенно широко было распространено берестяное ремесло на европейской территории России: в Вологодской, Новгородской, Архангельской областях, в Великом Устюге [1, 10].
РИС. 1.1. ЗАГОТОВКА БЕРЕСТЫ.
А – снятие пласта с бересты.
Б – хранение бересты в рулоне.
В – хранение бересты в штапике.
И в наше время по воскресным и праздничным дням на рынках можно познакомиться с богатым и самобытным искусством мастеров, купить домотканые дорожки, вышитые цветным узором полотенца, изделия из дерева, но главное бересту: плетеные короба, корзины, лапти, солонки, игрушки, гирлянды бус, вазы, туеса, набирухи из коры берез.
Бересту заготавливают в разные сроки в зависимости от климатической зоны (в средней полосе – в мае-июне), для чего необходимо получить разрешение лесного хозяйства или лесничего. Заготовка бересты – занятие трудоемкое, требующее большой физической нагрузки, т.к. нередко приходится делать большие пешие переходы.
В народе бытуют приметы для начала заготовки бересты: когда появятся первые комары; когда первый гром прогремит; когда листочки на березе станут размером с пятикопеечную монету. Самая лучшая береста – ровная, с красивым рисунком узкими полосками, что наблюдается у одной из наиболее распространенной разновидности – березы пушистой. Растет она на большей части территории нашей страны. Своеобразная особенность березу пушистой, позволяющая легко отличать ее от другого вида – березы бородавчатой, – это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Береза пушистая образует второй ярус в сосновых или редких еловых лесах и встречается в местах низменных и пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой.
Самую крепкую и плотную бересту дают березы, выросшие на сухих и каменистых почвах. У деревьев же, растущих на торфяниках и болотах, кора ломкая, с сучками, ее поверхность неровная и как бы изъеденная жучком.
Лучше брать бересту на вырубке леса, например, где прокладывают дорогу. Со спиленного или срубленного дерева можно легко снять бересту не только с нижней, но и с верхней части ствола. На большой вырубке материал запасают на многие годы. Береста должна быть гладкой, гладкой, без болезненных утолщений и наплывов. Лучшую бересту – плотную, слоистую и эластичную – получают с берез, произрастающих в смешанных лесах. Совсем не пригоден к работе материал, взятый в болотистых местах.
Белоснежная береста снимается легко, для чего надо только слегка надрезать ствол сверху вниз, не делая горизонтального надреза. Ширина пласта может быть 35 – 40 см, а длина – в соответствии с диаметром дерева.
Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Для заготовки пластовой бересты на стволе делают горизонтальные надрезы, для заготовки ленты (лыка) – спиральные вокруг ствола. Если нужны большие и цельные куски, то бересту надо снимать со спиленных деревьев, диаметром не менее 20 см, по возможности выбирая участки гладкие и без сучков.
Всю наружную (белую) сторону коры зачищают с помощью ножа или шкурки и освобождают от грязи и наросших грибков и мха. Внутреннюю сторону освобождают от остатков пористой коричневой коры и протирают влажной тряпкой. Для изготовления больших изделий подходит и толстая береста. Для мелких же – толстую бересту распаривают и расслаивают на два-три слоя руками, без дополнительных инструментов. Работу надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую и свежеснятую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить водой.
Бересту, снятую любым из перечисленных способов, необходимо просушить и хранить в сухом, затемненном и прохладном месте. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга [3, 98].
Берестяные пласты хорошо окрашиваются анилиновыми красителями. Сначала из бересты вытягивают дубильные вещества. Для этого ее замачивают в мыльном растворе или в растворе пищевой соды. Затем бересту закладывают в горячий раствор с красителем на 2 – 3 часа, в зависимости от задуманного тона. Для просушки окрашенную бересту крепят к веревочке, зацепив кончик листа канцелярскими скрепками или прищепками для белья. Не следует ждать, когда она полностью высохнет, работать лучше все-таки с слегка влажной берестой. Если нужно выпрямить бересту, то тонкие пласты можно просто прогладить утюгом.
Очень красив цвет и некрашеной бересты, покрытой бесцветным спиртовым лаком, который предварительно подогревают и наносят мягкой волосяной кисточкой.
Режут по бересте кончиком очень хорошо заточенного ножа, бритвой или ножницами. В местах закруглений следует пользоваться маленькими ножницами с закругленными концами, а для вырезания отверстий, наоборот - с острыми концами или ножом. Повторяющиеся кружочки можно пробивать пробойником.
Чтобы береста лучше крепилась к основе, например к толстому картону или к другому куску бересты, на них нужно приклеить тонкую бумагу и только потом вырезать рисунок. Клеить лучше жидким столярным клеем или ПВА. При использовании клея ПВА желательно приклеенную бересту потом прогладить через плотную бумагу не очень горячим утюгом.
В любом случае склеенное изделие или его части для предотвращения скручивания и деформации бересты следует поместить на некоторое время под пресс для выравнивания.
Дерево для снятия бересты выбирают в зависимости от творческих задумок. Для мелких изделий требуется тонкий, мягкий материал: его берут с молодых берез небольшого диаметра. Но в любом случае возраст дерева должен быть не менее 15 лет.
Нарезав бересту пластами, ее держат в тени, когда береста начнет закручиваться, ее скатывают в рулоны, последовательно наматывая пласты светлой стороной наружу. При этом следует совмещать концы пластов, прижимая верхним слоем нижний, чтобы при высыхании они не закручивались.
Смотав в рулон 8 – 10 пластов (количество зависит от их длины), его заворачивают в бумагу и перевязывают шпагатом или проволокой.
Для изготовления туесков-бураков, в которых можно хранить жидкие или скоропортящиеся продукты, нужна бесшовная внутренняя часть, которую целиком снимают с дерева. Называют ее по-разному – дупле, сколотень или берестяной цилиндр. Такую цельную бесшовную бересту снимают только со спиленных деревьев. Заготовка материала для туесков-бураков представляет особую трудность.
Не всякая береза годится для снятия сколотней. Нужно выбрать ствол с чистой и гладкой поверхностью, без наплывов и трещин. Ствол распиливают, затем удаляют участки с сучьями, на ровных частях делают кольцевые надрезы и ри помощи тонкого клина-щупа или толстой стальной проволоки понемногу отделяют бересту. Затем ее сдергивают и получают цельный цилиндрический сколотень.
Сколотни снимают одновременно с двух концов, начиная с тонкого конца ствола. Снятые сколотни также протирают тряпкой [9, 12].
Заготовка бересты с погибших деревьев. В лесу часто можно встретить упавшие березы, у которых сгнила древесина, а береста осталась целой, или сухостойные березы, поврежденные грибом-трутовиком. У таких берез береста отделяется легко в любое время года. Внутренний слой ее имеет различные оттенки красно-коричневого цвета и используется для украшения изделий.
Техника безопасности. Находясь в лесу, надо быть предельно внимательным. Нельзя появляться на делянке во время вырубки леса - это очень опасно. Пользоваться ножом следует умело и осторожно. Коллективный выезд на заготовку бересты проводят только под руководством педагога. При себе необходимо иметь аптечку для оказания первой доврачебной помощи [22, 3 – 4].
Шпон – древесный материал, представляющий собой тонкие листы древесины толщиной от 0,1 до 10 мм, который, обычно, клеится на панели (обычно деревянные или ДВП) при производстве мебели, дверей и т.д. [5, с. 48]
Виды березового шпона:
- лущеный шпон является наиболее распространенным, доступным и бюджетным вариантом. Его делают при помощи лущильных станков. Метод производства предельно прост – оцилиндрованные небольшие заготовки, которые называют чураками, режут по спирали. При этом образуется тонкая стружка – шпон, определенной толщины;
- пиленый шпон производят на фанеропильных аппаратах или горизонтальных лесопильных рамах. Сорта для производства чаще всего хвойные. Это высококачественный материал. Из него делают деки скрипок и прочих струнных музыкальных инструментов. Стоимость такого материала довольно высока, потому что в процессе изготовления остается много отходов;
- строганый шпон производят при помощи шпонострогальных аппаратов. Этот материал изготавливают из дорогих сортов лесоматериалов, к примеру, акация, орех, карельская береза. Для разных сортов лесоматериалов используется различное направление строгания, все зависит от эффектности естественного древесного рисунка.
В деревообрабатывающем производстве шпон березы – это тончайшие берёзовые ленты. Максимальная толщина достигает 10 мм. На сегодняшний день этот материал производится несколькими способами. Во время лущения тончайший слой снимают с заготовки в процессе вращения, а в процессе строгания бревно закрепляется неподвижно. Лущенный шпон выпускается согласно ГОСТ 99-96.
Однако прежде чем приступить к изготовлению шпона, нужно грамотно выбрать сырье – бревна высокого качества. Они не должны иметь изъянов, к примеру, вросшей коры, трещин, множества сучков, большого числа смоляных ходов. Потому что все эти факторы оказывают влияние на стоимость конечного продукта, его узор и оттенок.
РИС. 1.2. ТЕХНИКА НАРЕЗКИ.
В цеху лесопильного завода специалисты выбирают технику нарезки. В этой работе очень важно сделать правильный выбор оптимального метода, потому что именно от способа нарезки зависит объем и качество полученного в результате материала.
Далее бревна разрезают на кряжи, отделяют кору, убирают инородные тела. После этого кряжи необходимо обязательно вымочить в горячей воде или пропарить. За счет таких действий древесина становится более мягкой и ее можно будет легче резать. Кроме этого, распаривание облегчает придание будущему шпону определенного оттенка. Заготовки находятся в воде разное время, в зависимости от сорта лесоматериалов, а также от планируемой толщины шпона. В среднем кряжи распаривают от нескольких суток до двух недель. Лишь после этого можно приступать к нарезке.
Самые распространенные параметры березового шпона:
- сорт – 1, 2, 3, 4, а также остатки и обзол;
- длина бывает до 2100 мм, а ширина до 2600 мм;
- по толщине листы бывают от 1,0 мм до 2,5 мм.
По окончанию нарезки материал высушивают. На производствах используют различные сушилки, к примеру, роликовые марки KELLER, которые имеют температурный режим до 180 градусов. Такие аппараты дают возможность изготавливать шпон со строго определенным уровнем влажности – не превышающим 8%. Потом его складывают по сортам в пачки и он отправляет на склад, или в цех – на склеивание.
После этого шпон кроят особыми ножницами, чтобы получить размер, соответствующий предпочтениям клиента. Колоссальную популярность такое сырье получило в производстве мебели и мебельных заготовок, в изготовлении паркетной доски.
Слои лущенного шпона склеиваются, в результате чего получаются фанерные листы. Полученная таким образом березовая фанера характеризуется привлекательной, натуральной структурой древесины и отличается благородным, насыщенным древесным цветом [7, 61 – 63].
1.2. Художественная обработка шпона, резных и берестяных
изделий
Береста, или берёсто, – верхний слой берёзовой коры, прочный, гибкий, мало поддающийся гниению. Из бересты поэтому изготавливали различную хозяйственную утварь. Из пластов коры делали лёгкие лодки-берестянки, сооружали летние жилища – чумы; скальё – листы бересты – использовали при сооружении домов, на бересте писали письма. Неудивительно, что во время раскопок в Новгороде находки вещей из бересты были довольно многочисленными – до 4000 штук.
РИС. 1.3. ПЛЕТЕНИЕ.
В народном быту широко применяли традиционные берестяные изделия: туески, или бураки, набирушки, лукошки, заплечники, или пестери, сумки, или зобенки.
Известно, что на лесной территории нашей страны – в бывших Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимировской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири, в Пермской, Тобольской губерниях, – существовали промыслы, прославившиеся берестяными изделиями. Техника производства берестяной утвари несложна. Любой крестьянин по мере необходимости мог сделать нужные в хозяйстве предметы.
По праву первое место среди берестяных художественных промыслов занимает Шемогодский, названный так по имени речки Шемоксы неподалёку от Великого Устюга, по течению которой были расположены селения мастеров. Тонкий, лёгкий растительный резной орнамент украшает цилиндрические поверхности бурачков, крыши и стены шкатулок, коробок, ларцов. Оттененная золотистой или коричневой, чуть подкрашенной древесиной обрамления, розовато-белая матовая береста выглядит неведомым, необычным материалом, по сути, преображённым трудом мастера в драгоценность.
Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выделяются туеса, расписанные так называемой пермгорской росписью, получивший название по имени селения Пермгорья на Северной Двине. Их, прежде всего, отличают характерный колорит росписи: на белом или чуть кремовом фоне написаны красным и зелёным цветом в пределах чёткого тёмного контура разнообразные растительные мотивы, сценки из крестьянской жизни, сказочные птицы.
Уфтюжский промысел, что был в селениях по реки Уфтюге, славился сказочностью растительного орнамента, написанного по ярким оранжево-красным, зелёным и даже синим фонам. Формы уфтюжских бурачков бывали необычных пропорций, их зачастую делали вытянутыми или широкими, приземистыми.
Крупные центры росписи берестяных изделий известны на горнозаводском Урале, в Сибирском Зауралье. Яркие и весёлые цветы и букетики, гравюры, декоративная роспись под малахит, под яшму, под черепашку украшали уральские туеса набирушки и кузовки.
Сибирские или тюменские туеса, на которых писали размашистой кистью ветки, гирлянды пёстреньких цветов, были известны по всей Западной Сибири.
Малоизвестные центры росписи туесов находились в Вятском крае. Вязовские бураки (с. Вяз), бураки из г. Луза делались разного размера и назначения – от детских игрушечных до ведёрных. В росписи вятских бураков сложился собственный, грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые тона – красный, синий, жёлтый, зелёный. Для неё характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.
Значительные центры изготовления тиснёных берестяных изделий известны на Рязанщине, русском Севере, в Прикамье, на Среднем Урале. Своеобразные строгие композиции тесненного, или, как говорят старожилы, чеканного, геометрического узора украшает чусовские бураки, что делали в селениях по нижнему течению реки Чусовой. В чеканку салдинских бураков, которые изготавливали жители деревень, что на уральской речке Прокопьевская Салда, органично включали растительные мотивы и изображения птиц. Очертания отдельных мотивов, чёткие и пластичные, свидетельствовали о высоком уровне металлообрабатывающего уральского промысла, мастера которого делали такие совершенные металлические чеканы и наносили на них разнообразные узоры.
Тобольские тиснёные туески известны разнообразным геометрическим орнаментом. Мастера обращались к местным сюжетам, изображая с помощью специальных штампиков птиц, животных, изредка целые сцены. Как и в любом проявлении народного примитива, стремление расширить границы жанры бытовой вещи, желания ввести в него новое содержание нередко давало интересные в художественном отношении индивидуальные решения.
Совершенно исключительны по своим художественным достоинствам произведения народных мастеров Восточной и Западной Сибири, советского Дальнего Востока. Искусство художественной обработки бересты, существующее там в виде домашнего ремесла, достигло высокого совершенства. Стоит только сказать: Береста народов Приамурья, как в памяти возникают всевозможных форм короба, поверхность которых украшена чётким изысканным узором. Не с чем нельзя спутать терракотово-белую бересту народов Западной Сибири – хантов, селькупов. Своеобразная техника гравирования позволяет мастерам достигать эффекта классически ясного двуцветного узора.
Берестяные изделия якутов отличаются разнообразием применяемых техник – они любят и резьбу, и гравирование, и процарапывание. Часто встречается соединение нескольких материалов в украшении берестяной посуды – бисер и конский волос, тальник и металлические литые детали, всевозможные цветные подкладки под вырезанные отверстия. Всё это позволяет достигать впечатления особой торжественности и праздничности якутских берестяных изделий, будь то короб для приданного, входная дверь в берестяной дом – урасу – или всего-навсего маленькая сувенирная коробочка.
Все разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, от характера и размера используемой бересты. Прежде всего, нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по формам, их проще всего сделать. К таким вещам относятся низкие широкие открытые сосуды – чекманы, кузовки, набирушки. Значительную группу представляют плетёные изделия. Именно среди них можно наблюдать удивительное богатство форм, размеров – и маленькие походные солонички, и огромные сумки-заплечники, плетёная обувь – бродни, и простые по очертаниям чехлы для точила. Наиболее сложные и трудоёмкие предметы утвари, такие как уже известные нам бураки, короба, относятся к третьей группе сшивных изделий. Совершенно естественно, что разнообразными являются и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись разного рода красками.
В Поволжье, на русском Севере и Урале, в Западной Сибири встречаются особой формы берестяная утварь, характерная как для русских, так и для карел, коми, хантов, манси. Долгое общение с ними дало русским некоторые типы берестяных изделий, например солоницу с крышкой, основным украшением которой являются рельефные зубчики несколько слоёв бересты, накладываемых друг на друга. Эти треугольные зубчики создают оригинальную чешуеобразную поверхность. Вместе с самими вещами были восприняты их древние местные названия, например чекман - широкая и низкая четырёхгранная открытая посудина, распространенная в Свердловской и Тюменской областях.
В Сибири якуты восприняли от русских некоторые способы художественного оформления берестяных изделий – сочетание прорезного орнамента с цветными подкладками [8, с. 21 – 25].
Плетение. В прошлом из бересты плели небольшие солоницы и крупные ёмкости для хранения муки, круп. Для них употреблялась лента из бересты шириной в 1 – 2,5 см. Берестяную ленту опускали ненадолго в горячую воду, она становилась эластичной. Такой берестой обматывали треснувший горшок и она после высыхания крепко стягивала все трещины. Такое плетение из лент получалось очень прочным.
Солоница – сосуд для когда-то дорогого и очень необходимого продукта. Недаром деревянные солоницы в виде баранчика или уточки любовно украшали резьбой и росписью. В крестьянском быту дорожные солоницы плели из бересты. благодаря двойному слою плетения достигалась почти полная герметичность, что предохраняло соль от воды. Солоницы – это чаще всего плоские или квадратные коробочки с узкой горловиной – иногда в виде птицы.
Изготовление изделий из пластовой бересты. Очень были распространены изделия, сделанные из целых пластов бересты: лукошки, заплечники для грибов и ягод, чекманы. Прямоугольный слой бересты складывали по полам, по бокам сшивали лентой из лозы. В получившиеся от изгибов и вывернутые наружу уголки донышка вставляли палочку-замок, которая даёт необходимую жёсткость конструкции. Горловину посудины стягивают дополнительным обручем из бересты.
Бурак, или туесок, лёгкий, удобный, был неотъемлемой частью домашнего обихода крестьянина и жителя ремесленных посёлков. В жару в нём хорошо сохранялся прохладный квас. В бураках держали молоко и крупы, пряности и соли. Собирали в них грибы и ягоды. Не обходились без бурака и на рыбалке. Известны бурачки уплощённой овальной формы – в них удобнее, чем в обычных круглых туесках, хранить пойманную рыбу. В соответствии с потребностью бураки делали разного размера, объёмом от половины стакана до четырёхведёрных. Когда везли продавать готовый товар, в большие бураки вставлял меньшие, составляя наподобие матрёшек комплекты. Самым распространённым был 2 – 3-литровый бурак, высотой 20 – 28 см, диаметром 12 – 20 см.
Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Несмотря на это, в народном искусстве существуют другие, очень разнообразные способы декоративного оформления берестяных изделий. Наряду с выскабливанием, или процарапыванием, есть тиснение, резьба и роспись [10, 22].
Тиснение. Тиснение по бересте – один из древних видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов. Подобно набойке на тканях, тиснение узора на бересте позволяет достигать большого разнообразия композиционных решений. При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая своеобразную поверхность бересты рельефным рисунком.
В Прикамье славились тиснённые бураки, что делали мастера Чусовских городков в прошлом столетии. По чистоте работы и по накладке на наружной стороне красивых узоров они считались лучшими. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносится костяными чеканами на наружный слой бересты.
РИС. 1.4. Тиснение.
Тагильские чеканенные бураки известны на Урале. Их тиснение похоже на чусовское, только отдельные его элементы выполнены тоньше. Основным элементом рисунка является бусинка: ряды бусинок в дорожниках, звёздочки в розетках, ромбах. Иногда вместо розетки в центр квадрата ставится цветок или куст с птицами.
Бураки с упрощённым рисунком тиснения делали там, где не было крупных производств берестяной утвари. В них схематически повторялась известная композиция с полоской по краю поля и крупной орнаментальной фигурой в центре. Известен другой рисунок тиснения, построенный на ином композиционном принципе, тогда по всему полю в определённом ритме разбросаны звёздочки или группы розеток. Их расположение напоминает узор народной набойки. Как будто бурачок обтянут куском ткани, с характерным для неё простеньким звёздчатым рисунком [23, 32].
Резьба. Резьбу по бересте русские мастера применяли довольно широко наряду с другими способами её украшения – гравировкой и тиснением. Прорезные отверстия в виде полулунок, ромбов, овалов и кругов в сочетании с цветными и слюдяными подкладками характерны и для якутской прорезной бересты. Небольшие слюдяные окошки эффектно выделяются на фоне мелкого, графически чёткого гравированного узора либо чёрной сетки из конского волоса, оплетающей пояски и прочие детали берестяного изделия.
РИС. 1.5. РЕЗЬБА.
Вырезанными из бересты геометризованными изображениями оленьих рогов, птиц украшали короба в Западной Сибири.
Наиболее виртуозной была прорезная, или просечная, береста на русском Севере. В окрестностях Великого Устюга, в Шемогодье издавна существовал крестьянский промысел по изготовлению берестяных изделий с прорезным орнаментом. Лёгкий геометрический рисунок решётки резали на меленьких туесках: он складывался в узорные полосы, крупные розетки и спирали [20, с. 45].
Роспись по бересте. Расписная береста – один из интересных и самобытных видов народного творчества. В разных районах сложились особые способы росписи берестяных изделий. Чаще всего расписывали берестяные туески, или бураки. Обычно поверхность бурака окрашивали каким-либо ярким цветом, чаще это были оранжево-красные, золотисто-охристые, реже тепло-зелёные, голубые, коричневые или синие тона. Форма и конструкция туеска определяли композицию росписи. Пояски и крышку выделяли контрастной к цвету фона краской: синей к оранжевому, тёмно-красной к жёлто-оранжевому. Замочный шов, соединяющий края наружного слоя туеска, обрамляли рядами небольших растительных мотивов. На передней стороне туеска размещали цветок, букет, изображение птицы. Но они занимают не только видимую часть цилиндрической поверхности туеска, но и немного заходят за её пределы, разрастаясь в боковые стороны, как бы предлагая зрителю рассмотреть роспись со всех сторон.
Так же как и в росписи по дереву, применяется небольшое количество красок. Активную роль играет цвет фона, от которого зависит цветистость и яркость росписи. По закону цветового контраста на тёплых тонах холодные цвета кажутся ярче и наоборот [11, 12].
Роспись пермогорских туесков отличается характерным сочетанием белого, золотисто-кремового фона с мелким растительным орнаментом из копьевидных листьев, завитков, цветочков, среди которых изображаются разнообразные сцены крестьянской жизни: чаепитие, посиделки, прядение и ткачество, охота, а также фантастические птицы Сирины, львы, единороги. Подобная роспись украшает всевозможную крестьянскую утварь: прялки и ткацкие станки, лубяные лукошки, грабли; токарную, бондарную и резную посуду: ставцы, скопкари, солоницы, жбаны и др.
РИС. 1.6. РОСПИСЬ ПЕРМОГОРСКИХ ТУЕСКОВ.
Роспись уфтюжского туеска. Уфтюжские туески, необычные по пропорциям, вытянутые или приземистые, отличаются лёгкой гармоничной кистевой росписью, цветовая гамма которой определяется оранжево-красной окраской фона. Сказочный букет из распускающихся листьев и условных цветов-розеток украшает переднюю сторону туеска, а сзади, у замочного шва, параллельно ему расположены ряды листочков. Уфтюжские мастера любили изображать птиц-кутушек. В одном случае она стоит, выпятив грудку, распустив веером хвост, на другом туеске птичка как бы оглядывается. Немногочисленные мотивы известны во множестве вариантов цветового и композиционного решения.
РИС. 1.7. РОСПИСЬ УФТЮЖСКОГО ТУЕСКА.
Для грунтовки, окраски и росписи применяют клеевые краски из сухих порошков-пигментов. Можно работать водорастворимыми красителями, темперой и гуашью.
Роспись тагильского бурака. Среди росписей уральских бураков выделяется одна разновидность, известная под названием крестьянской, предназначенная её изготовителями, ремесленниками Нижнего Тагила, для сельских жителей.
На ярком цветном фоне, красном, зелёном или голубом, выделяется пышный букет из трёх крупных цветов. Они образуют группу в форме треугольника, которую расширяют до круга и делают зрительно более устойчивой написанные между ними мелкие цветочки со спиральными лепестками. У каждого цветка по два горизонтально расположенных листа. Букет столь велик, что заходит за пределы отведённого ему пространства, охватывая тулово бурака, и переходит на ограничивающее живописное поле горизонтальные пояски.
РИС. 1.8. РОСПИСЬ ТАГИЛЬСКОГО БУРАКА.
Наряду с такой живописно-объёмной росписью существовала роспись более графичная. Обычно в такой манере изображались на зелёном фоне ветки с чёрными стеблями и кудрявыми листьями, оранжевыми и голубыми цветами. Стебли и листья оживляли светлые мазки, выявляющие их форму [18, 9 – 16].
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО ИЗ БЕРЕСТЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
2.1. Планирование работы и изготовление декоративного панно из
бересты
При планировании работы по изготовлению декоративного панно из березы для украшения домашнего интерьера были проделаны следующие этапы:
1. Поисковый этап:
выбор темы и обоснование необходимости изготовления декоративного панно из березы для украшения домашнего интерьера.
формирование требований к выбранному объекту.
разработка вариантов декоративного панно из березы и выбор наилучшего.
2. Технологический этап.
выбор объекта и технология изготовления декоративного панно из березы для украшения домашнего интерьера;
подбор материалов, оборудования и инструментов;
организация рабочего места;
изготовление декоративного панно из березы для украшения интерьера дома с соблюдением правил безопасной работы;
экономический расчет затрат на изготовление декоративного панно из березы.
3. Заключительный этап:
оценка качества выполнения декоративного панно из березы.
Объектом творческого проекта было выбрано декоративное панно из березы для украшения интерьера дома.
Она была выбрана потому, что:
1. Декоративное панно из березы – чисто экологического материала, украсит любое помещение дома.
2. Глаз больше всего радуют изделия ручной работы, поэтому дизайнеры стараются чаще использовать их.
3. Сделать его своими руками будет не сложно и креативно.
4. Если домашний бюджет скромный, можно значительно сэкономить, сделав такой элемент декора своими руками.
5. Довольно низкая себестоимость по сравнению с панно, купленным в магазине декоративно-прикладного творчества.
5. Декоративное панно из березы внесет в интерьер положительные эмоции, природную красоту,
Если сочетать такие предметы интерьера, как массивный деревянный стол, декоративные панно из любых видов дерева и все это дополнить приятным теплым освещением, то это станет самым привлекательным решением для создания красивой композиции.
Эзотерики считают, что использование изделий из древесины, особенно ручной работы, поможет создать не просто живую атмосферу, а наполнить ее положительной энергетикой, уютом и аурой творчества.
Аргументы по поводу изготовления изделия:
- сама идея выполнения декоративного панно из березы для интерьера дома доступна для начинающего;
- по первоначальным подсчетам изделие будет недорогим по рыночным ценам;
- материалы, используемые для изготовления панно, долговечны (береста);
- продуктивность выполнения будет выше средней;
- возможность изготовления – 100%.
1. Декоративное панно из березы, созданное своими руками, это отличный способ создать индивидуальный стиль в декоре помещения. Оно может стать достойной картиной в гостиной или же офисе, в том числе в спальне, столовой и загородных домах.
2. Я считаю, что успешно справлюсь с поставленной задачей, так как уже знаю, как его изготовить.
3. Обсудив с научным руководителем идею, мы пришли к выводу, что я могу изготовить декоративное панно из березы для украшения интерьера дома.
4. Со всеми операциями я справлюсь самостоятельно.
5. Декоративное панно из березы, созданный своими руками, будет экономически выгодным.
Резюме изделия Декоративное панно из березы. Декоративное панно имеет прямоугольную форму и эстетический вид. Его назначение – сделать банальные помещения самыми необычными и креативными, так как они поднимают настроение и создают особую атмосферу, в которой будет приятно находиться каждому.
При изготовлении декоративного панно из березы мы остановились на варианте из бересты. Береста – очень красивый и фактурный материал. Она обладает множеством оттенков, что позволяет создавать из нее красивые картины – панно своими руками. Считалось также, что подарки, выполненные из бересты, помогают сберечь гармонию в доме, укрепить семейные традиции.
2.2. Разработка технологической карты и выполнение
экономического расчета декоративного панно из бересты
Основным этапом изготовления изделия служит технологическая карта, в которой последовательно отражаются этапы выполнения изделия.
Технологическая карта изготовления декоративного панно из березы (рис. 2.1).
РИС. 2.1. ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО ИЗ БЕРЕЗЫ.
Таблица 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО ИЗ БЕРЕЗЫ
№ п/п
Операция
Изображение
Инструменты и материалы
1
2
3
4
1
Подготовка рамки
Рамка 24х34, плотная картонная основа в размер рамки
2
Обтягивание картона рамки.
Черная ткань бархатная или черная бархатная бумага.
Продолжение таблицы
1
2
3
4
3
Выбор ветки для панно.
Берем сухую ветку.
4
Подготовка ветки к креплению на панно.
Берем клей, ножницы, бересту.
Сухую ветку обматываем как бинтом полосками из бересты с шириной примерно 0,7 см
5
Крепление ветки.
Крепим ветку на основу с помощью стиплера.
6
Выполнение деталей.
Карандашом прорисовываем все элементы цветка на слоях бересты – лепестки и листочки. На более светлой по оттенку бересты рисуем внутренние лепестки, потом лепестки побольше – на более темной.
Продолжение таблицы
1
2
3
4
7
Выполнение деталей.
Затем все элементы композиции вырезаем. Можно вырезать и по шаблону.
8
Изготовление цветков.
Далее из алюминиевой проволоки делаем каркас стебля для трех цветов.
9
Изготовление цветков.
Приклеиваем к ним по одному лепестки цветов.
10
Изготовление цветков.
Приклеиваем к ним по одному лепестки цветов.
11
Изготовление цветков.
Приклеиваем к ним по одному лепестки цветов.
Продолжение таблицы
1
2
3
4
12
Изготовление цветков.
Приклеиваем к ним по одному лепестки цветов.
13
Изготовление цветков.
Приклеиваем к ним по одному лепестки цветов.
14
Изготовление цветков.
Приклеиваем к ним по одному лепестки цветов.
15
Изготовление цветков.
Приклеиваем к ним по одному лепестки цветов.
16
Изготовление цветков.
Приклеиваем к ним по одному лепестки цветов.
17.
Изготовление цветков.
Приклеиваем к ним по одному лепестки цветов.
Продолжение таблицы
1
2
3
4
18
Изготовление цветков.
Создан цветок из бересты.
19
Оформление стебля цветка
Затем стебель цветка обматываем полосками из бересты.
20
Оформление стебля лепестка
Готовый стебель цветка.
21
Заготовка двух цветков.
Два цветка изготавливаются по аналогии первого цветка.
22
Оформление композиции из трех цветов.
Закрепляем три цветка между собой.
Продолжение таблицы
1
2
3
4
23
Подготовка композиции на панно.
Прикрепляем цветы к веточке.
24.
Подготовка композиции на панно.
Листочки приклеиваются за кончик ветви, так же в просвет между ними.
25.
Оформление деталями.
Далее для красоты добавляем дополнительные детали. Они сделаны из скрученной полоски бумаги и отрезаны в виде бусинок.
26
Готовое изделие
Декоративное панно из березы.
Экономический расчёт затрат на изготовление материального объекта.
На изготовление декоративного панно из березы закуплены материалы, и, следовательно, затрачены денежные средства.
Поэтому в первую очередь выполним экономический расчёт декоративного панно (таблица 2).
Таблица 2
РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО ИЗ БЕРЕЗЫ

Материал
Кол-во ед.
Цена за ед. (руб)
Израсходовано
Стоимость (руб).
1
- рамка для фотографии с плотной картонной основой
1 шт.
-
-
Была в наличии
2
- черная бархатная бумага
25х35 см
-
-
Была в наличии
3
клей ПВА
1 тюбик (100 мг)
40
10 мм
4 руб.
4
- клей МОМЕНТ КЛАССИК
1 тюбик (10 мг)
5
10 мг
5 руб.
5
- кисть для клея
1 шт
-
-
Была в наличии
6
- ножницы
1 шт
-
-
Была в наличии
7
- карандаш
1 шт
-
-
Была в наличии
8
- алюминиевая проволока
40 см
22 руб.
-
22 руб.
9
- сухая ветка
1 шт
-
-
Была в наличии
10
- береста
коробка
-
-
Была в наличии
11
- цветная бумага для жгутиков
1 лист
-
-
Была в наличии
Итого
31 руб.
Результаты практического применения и выводы:
Декоративное панно из бересты была изготовлена в течение 6 часов. Все виды работ выполнялись автором. Достоинства изготовленного изделия положительно оценены научным руководителем. Поставленная цель достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сделать панно на стену своими руками – это прекрасная возможность не только изготовить красивое оригинальное украшение для квартиры, но и внести в обстановку элемент домашнего тепла и индивидуальности. Такой элемент декора применяется дизайнерами также для маскировки дефектов и неровностей поверхностей, защиты покрытия от загрязнений, а также для зрительного увеличения пространства. Для того чтобы сделать панно из подручных материалов своими руками, можно использовать ткани, кожу, бумагу, фотографии, нитки, бусины, пробки от бутылок, мозаику, фрагменты стекла, крупы, ракушки, камни и многое другое.
Что может быть приятнее и благороднее, чем природный материал? Таким материалом может быть береста.
Береста – очень красивый и фактурный материал. Она обладает множеством оттенков, что позволяет создавать из нее красивые картины – панно своими руками. Считалось также, что подарки, выполненные из бересты, помогают сберечь гармонию в доме, укрепить семейные традиции.
С целью экономии семейного бюджета и проявления креативности декоративное панно из бересты можно создать собственным руками. Созданное своими руками панно несет невероятный заряд положительной энергии и может стать настоящим оберегом дома. Экологический материал такой как береста, будет охранять
Выполнение творческого проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области создания композиций из бересты, а также проектной деятельности; овладению технологического мастерства; развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.
Задуманный нами проект по изготовлению декоративного панно из бересты для украшения домашнего интерьера выполнен. В целом получилось то, что мы задумывали в начале работы. Поставленные цели в начале проекта считаются достигнутыми.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу / А.А. Абросимова, Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. – М.: Высш. шк., 2004. – 159 с.
2. Банников Е.А. Резьба по дереву. Схемы. Технологии. Оборудование. – М.: Современная школа, 2006. – 352 с.
3. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. – М.: Легпромбытиздат, 2006. – 264 с.
4. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву / Под редакцией кандидата искусствоведения Л.Я. Супрун. – М.: Лесная промышленность, 1995. – 208 с.
5. Дэннинг Э. Резьба по дереву. – М.: Арт-Родник, 2004. – 172 с.
6. Зайцев В. Поделки из бересты. – М.: Рипол-Классик, 2012. – 16 с.
7. Ильяев М. Д. Прикоснувшись к дереву резцом. – М.: Лукоморье, 2000. – 175 с.
8. Каплан Н.И. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 2000. – 264 с.
9. Клыков С.С. Работа с берестой. Пособие для учителей. – Архангельск, 1995. – 184 с.
10. Кочев М. Секреты бересты. – Сыктывкар, 2000. – 188 с.
11. Линднер Г. Из дерева – своими руками / Пер. с нем. – М.: Лесная промышленность, 1985. – 56 с.
12. Локрина Т. Школа флористики: Композиции с берестой. – М.: Ниола 21 век, 2005. – 96 с.
13. Луканский Э.П. Сотвори радость. – Минск: Полымя, 1997. – 368 с.
14. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала, пустырных трав. Аппликация из мешковины и бересты. – М.: Учитель, 2013. – 99 с.
15. Махнюк В. Береста. – М.: АСТ Пресс, 2012. – 214 с.
16. Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011. – 185 c.
17. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. – М.: АСТ, ПРЕСС, 2014. 168 с.
18. Преображенская В. Поделки из бересты. – М.: T8Rugram, 2017. – 256 с.
19. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М.: Просвещение, 2004. – 116 с.
20. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву / С.К. Жегалова, С.. Жижина, З.П. Попова. – М.: Искусство, 2007. – 262 с.
21. Трапезников Ф.Ф. Плетение ивового прута и бересты. – М.: Издательство: Нива России, 1992. – 192 с.
22. Федосеева В.К. Работа с берестой. – Каргополь, 2002. 98 с.
23. Финягин В.В. Изделия из бересты. Уроки мастерства. – М.: Астрель, 2001 – 126 с.
24. Шантырева В.Е., Сасс И.М. Ручное плетение. – Ташкент: Мехнат, 1992, – 144 с.
22