"О роли учебного копирования"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "О роли учебного копирования"
Автор: Харитонова Марина Анатольевна

О роли учебного копирования Начинающие всерьез заниматься изобразительным искусством часто задают вопрос: можно ли копировать? Не вредно ли это? Ведь в последнее время слово «копия» звучит с пренебрежительным оттенком. Ответ здесь может быть только один: копировать нужно, это приносит несомненную пользу, особенно учащимся. Изучение наследия старых мастеров посредством копирования их работ применялось с давних времен. В конце ХIY века Ч.Ченнини советовал начинающему художнику: «Постоянно трудись и наслаждайся, срисовывая лучшие произведения, какие ты сможешь найти, сделанные рукою великих мастеров». Этот метод, применявшийся в эпоху раннего Возрождения, стал традиционным. Дюрер еще в юности копировал гравюру Мантеньи. В Лувре, Эрмитаже, других музеях хранятся рисунки Рубенса с работ Микеланджело, Рафаэля, Джулио Романо, Перуджино, Караваджо, Леонардо да Винчи. Большое количество копий с картин и рисунков оставили Эдуард Мане, Дега, Ренуар. В наследии мастеров прошлого таятся непреходящие ценности. Энгр в 87 лет перерисовывал гравюру с Джотто и на вопрос, зачем он это делает, ответил: «Затем, чтобы учиться». В России копирование было введено сразу после создания в XVII веке Академии художеств. Здесь гравюры, живопись, рисунки копировались строго по продуманной системе. Ничем не отличался в этом отношении и последующий век. Например, К.Брюллов в продолжении академического курса написал несколько копий с известного портрета «Папы Иннокентия» Веласкеса, представляющий монаха с книгой, и раз двадцать голову старика с оригинала того же мастера. Существует мнение, что К.Брюлов не решился бы писать такой огромный холст, как «Последний день Помпеи», если бы не сделал до этого копии «Афинской школы» Рафаэля. Из русских художников много копировали также и Венецианов ( он сам говорил, что посвятил этому около двенадцати лет), А.Иванов, И.Репин, В.Серов и другие. Слова «кто умеет копировать, тот умеет и рисовать» - приписывают Микеланджело. Копирование требует таланта, выдержки, дисциплины, повышенного интереса, любви к оригиналу. В старой Академии художеств педагоги при учебном копировании советали ученику быть «активным», и если есть возможность улучшить что-то в оригинале – улучшай! Этот подход заставлял ученика работать вдумчиво, исключая холодное дублирование оригинала, развивая не только глаз и руку, но и творческие способности. Через копирование происходит как бы процесс приобщения к подлинному искусству и познанию самого себя как художника. «не перед прекрасным видом говорят себе: я стану художников, а перед картиной» - сказал Ренуар. Изучение творчества и техники старых мастеров расширяет художественный кругозор, культуру, воспитывает вкус, знакомит с разнообразными школами рисунка и живописи, обогащает знанием художественно-технических средств. Огромную пользу может принести копирование в развитии композиционного мышления. Старые мастера с особой чуткостью относились к материалам рисунка и живописи, этому у них можно поучиться. Они глубоко понимали свойства бумаги, угля, сангины, графита, чернил, туши, акварели – умело их соединяя в одном произведении. Обдуманно выбранные материалы и приемы помогали лучше выразить творческий замысел. Копирование должно быть целенаправленным, осознанным. Объектами здесь могут служить если не оригиналы, то, во всяком случае, наиболее качественные репродукции. Если в школе, на занятиях по рисунку и живописи, учащиеся изучают голову, то желательно, чтобы копировались произведения, где наилучшим образом проработана голова. Надо обратить внимание на выбор материала и техники исполнения, анатомическую грамотность, тоновое и светотеневое решение. В зависимости от характера учебных постановок могут меняться и сюжеты копирования. В старших классах художественной школы для тех, кто освоил начальные азы изобразительной грамоты, подбор объектов следует сделать более свободным. Здесь вполне допустимы рисунки для копирования в сложных и комбинированных техниках: уголь, сангина, перо, акварель чистая и в сочетании с карандашом, углем, пастелью. В подборе материала необходима консультация преподавателя. Одна из форм приобщения к творчеству мастеров – беседа педагога в классе, музее на выставках. Реальную помощь в этом могут оказать интересно построенные уроки истории искусств. Копирование и изучение учащимися художественной классики необходимо вся чески стимулировать. Наиболее удачные копии можно отбирать в методический фонд, устраивать выставки, их обсуждение.