«Воспитание навыков взаимодействия с концертмейстером на начальных уроках специальности в классе балалайке»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание навыков взаимодействия с концертмейстером на начальных уроках специальности в классе балалайке»
Автор: Михайлова Татьяна Сергеевна

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования«Детская школа искусств» города НовошахтинскОткрытый урок«Воспитание навыков взаимодействия с концертмейстером на начальных уроках специальности в классе балалайке»Преподаватель Михайлова Т.С.2018 годТема урока:«Воспитание навыков взаимодействия с концертмейстером на начальных уроках специальности в классе балалайке»Предмет урока:Игра партии сольного исполнителя в произведениях с аккомпанементомЦели урока:- совершенствование игровых навыков- помощь в реализации выразительного исполнения произведенияЗадачи:Образовательные: формировать исполнительские навыки: ритмичность, понимание образа в исполняемых пьесах. Ребенка важно научить читать и понимать фактуру фортепианной партии, аккомпанемента, привить ему навыки предвидения и предслышания. Воспитательные: развитие активной, самостоятельной личности, развитие навыков совместной работы с концертмейстером, воспитать волевые качества, умения проявлять инициативу во время исполнения.Обучающие: умение грамотно и осмысленно использовать средства музыкальной выразительности в игре на балалайке при работе над произведением.Оборудование и музыкальный материал:- балалайка - пюпетр- фортепиано- нотная литератураВид занятия:комбинированное занятие-ознакомление с новым материалом- закрепление нового материала- применение ранее полученных навыков и уменийФормы организации познавательной деятельности:— индивидуальнаяХод урока1. Организационный момент. Приветствие.Добрый день. Русские народные щипковые инструменты не обладают такими возможностями и не имеют такого обширного репертуара, как например, гитара или скрипка, чтобы звучать целый вечер без сопровождения. Исполнителю- балалаечнику необходим другой музыкант, чаще всего пианист.Фортепиано - инструмент с большими возможностями, позволяющими не только расширить фактуру сольного инструмента, но и выгодно показать его тембровые краски, подчеркнуть ритмическую ткань произведения, обогатить полифонически и гармонически, усилить динамику и при всем этом быть слитным с солистом, не заметным для слушателя. Кроме того есть родственное в зарождении звука у рояля и щипковых инструментов: удар молоточком по струне и удар пальцем.Достоинства фортепиано как аккомпанирующего инструмента были оценены еще на заре становленияискусства игры на домре и балалайке. И если в первых сочинениях аккомпанемент внес четкий ритм, обогащенную гармонию некоторую полифонизацию, то в современных сочинениях фортепиано углубляет драматургию, ему нередко придаются полномочия сольного инструмента. Отсюда возникают основные задачи аккомпаниатора:1. Он становится равноправным партнером, который должен владеть разнообразными художественными и техническими средствами.2. От мастерства аккомпаниатора и полной отдачи его душевных сил зависит творческое состояние солиста, а в своей работе концертмейстеру приходится общаться с различными артистическими индивидуальностями, поэтому он должен иметь важнейшие качества ансамблевого музыканта - чуткость и гибкость.3. В процессе совместной работы над произведением, в классе концертмейстер является педагогом-воспитателем, готовым в любую минуту оказать ученику- исполнителю необходимую помощь.Необходимо отметить, что выше изложенное возможно в том случае, когда в классе работает один и тот же пианист, знающий репертуар и имеющий четкое представление о специфике звукоизвлечения на балалайке.Существует много методической литературы, посвященной особенностям работы концертмейстера с инструменталистами. В ходе настоящего урока мы рассмотрим эту тему в аспекте воспитания у ученика навыков взаимодействия с концертмейстером. Такие навыки необходимо начинать воспитывать с самого раннего этапа обучения. К окончанию школы искусств ученик должен хорошо понимать, что исполнение произведения не ограничивается игрой солирующей мелодии и необходимо очень хорошо знать и понимать партию фортепиано, что процесс подготовки к концертному исполнению представляет собой кропотливую работу всех участников по поиску метро-ритмического, интонационного и штрихового единства в разработке темпового и динамического плана.Что учитель, концертмейстер и ученик-исполнитель на сцене представляют собой целостный организм, в котором ведущая роль все таки отведена солисту, что концертмейстер неотступно следует за учеником, помогает ученику выявить свои намерения и показать свою игру такой, какая она есть на сегодняшний день, но не играет за него. Очень показательными являются концертные выступления детей, что называется с «чужими» концертмейстерами. Как правило, такие выступления предваряют короткие, 1-2 репетиции в течение которых ученик должен уверенно продемонстрировать свои намерения, свои представления о том, как должно исполняться произведение. И становится понятно насколько ребенок самостоятелен и владеет навыками работы с концертмейстером. Для профессионально ориентированных обучающихся эта тема особенно актуальна.Наш урок мы проводим с учащимся 2 класса Тимофеем МалышемКонцертмейстер Фадеева Татьяна Борисовна2. Игра легких пьес – упражнений. На это отводится примерно 10 минут урокаПримеры пьес в приложении №1Эти пьесы упражнения легки для чтения с листа. Обычно партия балалайки состоит из открытых струн и необходимо просто соблюдать длительности. Поэтому на этих пьесах лучше всего тренироваться показывать вступление, начало произведения, начало фраз.Концертмейстер никогда ни начинает произведение, когда ему захочется. Ребенок должен понимать, что начало произведения организует ученик, исполнитель, солист. Он должен дать понять, что он готов, что он подумал, как будет звучать произведение. Чтобы дать ауфтакт таким образом, чтобы можно было понять в каком темпе, характере исполнитель хочет слышать вступление.Чтобы подготовить единое начало, балалаечник дает ауфтакт небольшим кивком головы или движением корпуса, но учитывая при этом характер и темп произведения. Лучше всего если концертмейстер сумеет уловить начало игры по жесту руки, не оборачиваясь всем корпусом к солисту, чувствуя ауфтакт боковым зрением. Прежде чем ударить по струнам балалаечник делает замах кистью.Как правило, большинство произведений для щипковых инструментов оканчивается партнерами вместе. Быстрый темп в какой-то степени облегчает единое окончание. В пьесах кантиленного плана солист должен показать пианисту снятие звука: яркая динамика требует более энергичного жеста, пиано еле заметного движения.Тимофей уже хорошо усвоил ноты, длительности нот и владеем несколькими приемами игры на балалайке. Это дает нам возможность играть пьесы с аккомпанементом. Помимо пьес, которые учащийся готовит для сдачи экзамена. Я даю для чтения с листа пьесы, в которых мелодия записана нотами открытых струн. Сначала только на одной струне, а затем на разных. Такие пьесы есть в сборниках для балалайки и домры для дошкольного и начального обучения. Примеры пьес см. в Приложении 1Первое что определяет ученик – это размер и знаки при ключе, затем смотрим какими нотами и длительностями записана его партия. Затем смотрим партию фортепиано. Как нам поможет концертмейстер? Сначала выбираю аккомпанемент с одинаковым, равномерным ритмом, а затем с разнообразным. Проигрываем пьесу несколько раз со счетом вслух. При этом важно следить, чтобы ученик считал с аккомпанементом, а не сам по себе. Также важно, чтобы ученик показывал начало пьесы. Если есть вступление, то ученик кивком показывает свою готовность. Если обе партии начинаются одновременно, то ученик должен просчитать первый такт и ауфтактом головы показать вступление в нужном ему темпе. Началу произведения необходимо посвятить время: объяснить траекторию, амплитуду движения головой, в какой момент должен появиться звук. Посчитать в разных темпах и взять, например, ноту «ля» вместе с аккордом Ля-мажор у концертмейстера.Вторым этапом является агогическое усложнение. Концертмейстер играет восьмыми нотами аккомпанемент и постепенно ускоряет. Ученик должен внимательно слушать, считать вслух и вовремя брать свою ноту (чаще всего это целые ноты, т.е. первая доля). Таким пьесам-упражнениям можно уделять минут 10 урока. Они развивают не только навыки взаимодействия с концертмейстером, но и чтение с листа, ритмичность. Ребенок получает удовольствие от того, что у него получается сыграть пьесу с первого-второго раза.3. Разбор пьесы Л.Ревуцкого «Я коза злющая»Главной задачей урока является разбор произведения «Я коза злющая», музыка Л.Ревуцкого. Выбор этого произведения поможет овладеть нотами 1позиции, научиться играть Legato при переходе от ноты к ноте, что положительно скажется на дальнейшем развитии технических навыков. Разбор произведения включает в себя следующие моменты:-анализ формы произведения, определения характера-разбор ладовой структуры, тональности-членение на фразыС учеником проводится беседа о образе, который хотел бы изобразить компазитор. Затем педагог демонстрирует, как будет звучать это произведение. Нотный материал разбивается на фразы. Ученик по фразам играет нотный текст со счетом вслух. Затем внимание обращаем на партию аккомпанемента первой фразе весь аккомпанемент идет четвертными нотами, во второй восьмыми, а в третьей и четвертой – появляется триоль. Обратить внимание на то, как она записывается, как ее считать. Так как в аккомпанементе звучит полиритмия, то нужно объяснить ребенку, что он должен ориентироваться по басовой парии в левой руке. А в предпоследнем такте нужно посчитать триоль, чтобы точно попасть в первую долю вместе с концертмейстером.4. Закрепление материала.Ученику необходимо самостоятельно воспроизвести изученный материал, без подсказок педагога или концертмейстера. Проверка достигнутого результата проводится в концертный форме(сыграть целиком).В процессе разбора сольной партии, перед учеником были поставлены определённые задачи, а именно: сыграть верно нотный текст мелодически и ритмически, постоянно слушая партию фортепиано. Итог совместной работы солиста с концертмейстером сводится к тому, чтобы в конце урока закрепить разбор произведения, полученные знания и навыки. Качественно и результативно подготовить произведения к будущему концертному исполнению.5. Обобщение урока. Рефлексия.В конце урока идёт обсуждение того что получилось, а что нет, какие ошибки были допущены и как их можно исправить. Ученик осознал потребность слушать себя и концертмейстера, научился анализировать собственное исполнение в составе ансамбля, чтобы достигнуть положительных результатов при концертном исполнении произведения.6. Домашнее задание.- Учить нотный текст наизусть- Играть ритмические упражненияДля педагога концертмейстер – правая рука и помощник, музыкальный единомышленник. Для солистов концертмейстер – помощник и друг, наставник, тренер и педагог. Право на такую роль завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, волей, ответственностью, достижением нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.И все же практика убедительно показывает, что ансамблевые задачи решаются быстрее и полнее тогда, когда солист уверенно справляется со своей партией и благодаря этому легче вживается в ткань аккомпанемента.Основная цель педагога и концертмейстера касается в первую очередь работы над звукоизвлечением: это грамотное владение приемами игры и штрихами. А также проведение работы по обучению ребенка знаниям своих физических возможностей, т.е. владение мышцами всего тела, в первую очередь это касается дирижерского жеста, который позволяет чувствовать динамическое развитие и эмоциональный настрой произведения. Главное, чтобы не допускать автоматизма в игре, которая приводит к невыразительной, зажатой игре. Освоение произведения исходя из образа и замысла композитора, а не просто выученный текст дают возможность научить ребенка выразительной, осмысленной игре на балалайке, в которой каждый прием имеет свое значение. Дирижерский жест тесно связан с дыханием. Выразительность в музыке - это правильное дыхание, тем более, что балалаечный репертуар основан на песенных мотивах. Необходимо добиваться пластичности, активности рук. Поют руки - поет инструмент. В. Андреев любил говорить, что русский народ любит петь, а балалайка для русской песни лучший инструмент, словно созданный самой природой. Всю красоту и выразительность приемов извлечения звуков на балалайке подчеркивает аккомпанемент, исполненный с учетом баланса партий.