Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Использование ЭОР, ЦОР как эффективное средство развития познавательной активности учащихся".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Использование ЭОР, ЦОР как эффективное средство развития познавательной активности учащихся".
Автор: Кузьменко Светлана Николаевна


Описание методической системы
учителя русского языка и литературы
МКОУ �Лицей� г. Калачинска
Кузьменко Светланы Николаевны
Мы все прекрасно понимаем,
как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала.
Предстоит пройти долгий путь осмысления,
поисков и накопления педагогического опыта,
прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса
станет равноправным партнером учебнику
Н.Розов,
декан факультета
педагогического образования МГУ
Место апробации: Муниципальное казенное образовательное учреждение �Лицей� г. Калачинска Омской области
Период становления системы: с сентября 2010 года
Методическая тема "Использование ЭОР, ЦОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся".
В.Г. Белинский говорил: �Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса�. Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
До недавнего момента я работала по методической теме �Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы�. На мой взгляд, данная технология призвана научить детей поиску и обработке необходимой информации, использованию её в соответствии с поставленной целью.
По этой технологии я работала три года, после чего был обобщён опыт на уровне района. Публикация в издательстве �Первое сентября�, открытый урок на муниципальном уровне по теме �Дитя неведомой страны. Образ главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова �Мцыри� 8 класс в рамках деятельности �Педагог года – 2012�; открытый урок на муниципальном уровне в рамках деятельности �Педагогического экспресса – 2012� на базе МКОУ �Кабаньевская СОШ� по теме �Антонимы� 5 классе; являясь руководителем проблемно-творческой группы, представила педагогический опыт на едином методическом дне �Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы� и провела открытый урок �Образ �маленького человека� в повести Н.В. Гоголя �Шинель�, разработки уроков вошли в сборник Комитета по образованию Калачинского района.
Работа по технологии развития критического мышления была весьма плодотворной. Это доказывают рост качества знаний обучающихся по предмету и высокие результаты учащихся в предметных конкурсах и олимпиадах.
Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования.
Для повышения эффективности обучения в школах широко используются персональные компьютеры, интерактивные доски на уроках во внеклассной работе. Для учителя и его учеников открывается доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Вместе с тем, мы понимаем, что интернет несет не только положительное, но и отрицательное начало, поэтому роль учителя здесь неизмеримо высока. Или он становится именно тем проводником, который откроет возможности интернет для развития, самообразования, интересного содержательного общения, постоянного совершенствования, или школьники сами будут осваивать это пространство, зачастую �запутываясь в сетях�.
С появлением в школе Интернета все более актуальным становится применение доступных учителю электронных и цифровых образовательных ресурсов.
Современный урок русского языка и литературы��трудно представить без использования ЭОР, ЦОР учитель должен в достаточной степени владеть компьютером, уметь работать в Интернете. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые��не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.
В 2012 году я прошла дистанционные курсы �Использование ЭОР в образовательном процессе�, обучила по данной теме 20 учителей района, под моим руководством учителя разрабатывали уроки; награждена грамотой академии Айти за профессионализм и индивидуальный подход к каждому слушателю, представила свой опыт в августе 2012 года на РМО, а в декабре 2013 года провела открытый урок в 5 классе по теме �Гласные о//ё после шипящих в корне слова� в рамках деятельности �Педагогического экспресса – 2013� на базе Воскресенской ООШ. Накопленный опыт я решила использовать в работе по методической теме �Способы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы с использованием ЭОР�.
Моя методическая система основывается на личном педагогическом опыте, передовом опыте педагогов-новаторов и требованиях современного образовательного стандарта.
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Работа с ЭОР включает как аудиторные учебные занятия, так и выполнение домашних заданий. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические и творческие занятия – виртуальные посещения музеев, энциклопедии, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести оценку собственных знаний, умений и навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже
заложено в ЭОР.
Также можно проводить исследовательскую работу - ЭОР позволяют не только самостоятельно изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни. В своей работе я применяю технологию проблемного обучения, критического мышления и могу с уверенностью сказать, что ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод. Лучше всего использовать интерактивные ЭОР. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, интерактивный практический ресурс – для выявления способов ее решения. ЭОР включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным.
Цель:
Целью программы является активизация образовательной и воспитательной эффективности труда учителя за счёт грамотного применения ЭОР и ЦОР в учебном процессе и внеучебной деятельности, развитие профессиональной педагогической компетентности, повышение уровня профессиональных знаний и умений.
Задачи:�
увеличение времени общения с учениками в классе. Ключом к решению этой задачи является перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной работы;
разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемых технологий;
овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
создать базу разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ;
обобщить опыт работы по исследуемой проблеме на уровне района.
Источники самообразования:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая)
Интернет;
семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом;
изучение ЭОР, ЦОР, включение в образовательный процесс;
мастер-классы, в т.ч. педагогический экспресс по району;
курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей русского языка и литературы.
Ожидаемый результат самообразования:
повышение качества обучения на основе внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, усовершенствования методики преподаваемого предмета;
разработка учебных рабочих программ по русскому языку и литературе, в связи с требованием ФГОС;
применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме (апрель 2013 года)
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, проектов;
создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных технологий, ЭОР, ЦОР;
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.
Срок работы над темой 3 года.
План работы над методической темой.
Этапы работы
Содержание
Сроки работы
Форма результатов
I. Диагностический
1. Постановка проблемы.
�2. Чтение научно-методического литературы
3. Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике, психологии, инновационным технологиям
Первая четверть
(1 год)
2012-2013 учебный год
Конспекты
Памятки
Рекомендации
II. Прогностический
1. Определение цели и задач работы над темой.�2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.�3. Прогнозирование результатов
Вторая четверть
2012-2013 учебный год
Написание темы, целей, задач, плана работы, прогнозируемых результатов
III. Практический
а) научно-методическая работа
б) Опытно-экспериментальная работа.
1. Изучение и внедрение в практику изученных технологии на основе мотивации и активизации учащихся.
2. Отбор наиболее удавшейся технологии для дальнейшей работы.
1. Организация исследовательской работы учащихся.
2.Организация проектной работы учащихся
3. Применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков
4. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов.
5. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом работы.
Третья, четвёртая четверть
2012-2013 учебный год
2 год, 3 год
2013-2014
учебный год
Конспекты
Написание исследовательских работ, создание проектов
Написание конспектов уроков, составление презентаций, написание докладов
IV. Обобщающий
1. Разработка конспектов уроков с применением новых технологий .
2.. Разработка рабочих программ в 5-6 классах по русскому языку и литературе с требованием ФГОС.
3. Разработка методических рекомендаций по применению новых технологий.
4. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся, тестов.
5. Разработка тем проектов для уроков русского языка и литературы в 5-6 классах.
6. Оформление результатов работы по теме самообразования.�
2 год, 3 год
2013-2014
учебный год
Оформление методической папки
Написание рабочей программы
Методико-дидактические
материалы
Обобщение опыта работы
V. Внедренческий
1. Использование опыта проведенной работы в процессе дальнейшей работы.�
2. Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы.
3. Посещение уроков своих коллег.
3 год
2013-2014
учебный год
Тема урока. Обособление обстоятельств.
ФИО: Кузьменко Светлана Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 10
Тема, номер урока в теме: Обособление обстоятельств. (2 урок)
Базовый учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Цель урока: систематизировать знания по теме
Задачи:
Обучающие:
совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
систематизировать изученный материал об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов;
систематизировать сведения о стилистической роли обособленных обстоятельств.
Развивающие: формировать речевую компетенцию;
развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных обстоятельств;
развивать навык определения синонимических конструкций.
Воспитывающие: воспитание любви к родному русскому языку, к художественному слову.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Метод: работа с компьютерными модулями.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска SMART Board, проектор.
Структура и ход урока
п/№
Этап урока
Содержание
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Планируемый образовательный результат
1
Организационный
(Мотивация. Актуализация опорных знаний)
Приветствуют учителя, проверяют
подготовку к уроку. Составляют план работы.
Сообщает тему и цели уроков. Координирует действия.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно и того, что недостаточно известно по теме �Обособление обстоятельств�
2
Повторение и углубление темы
Практический ЭОР:

Выполняют работу в группах. Анализируют, выявляют закономерности.
Объясняют свой выбор
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Обеспечивает положительную реакцию детей на работу одноклассников.
Развитие навыков анализа, сравнения, обобщения, классификации.
3
Закрепление полученных знаний
Практический ЭОР:

. Практикум с последующей самопроверкой.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Координирует действия.
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных по теме �Обособление обстоятельств�
Умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.
Умение строить устное и письменное высказывание с учетом предложенной сферы и ситуации.
4
Контроль полученных знаний
Контрольный ЭОР:

Контроль знаний
Разъясняет действия.
Контролирует выполнение работы
Контроль и коррекция.
5
Подведение итогов. Рефлексия.
Оценивание. Д/з.
Выбор карточки
Выводит результаты на экран ИД
Анализирует результаты
Выставляет оценки
Тема урока. Фольклор. Своеобразие русской народной сказки
ФИО: Кузьменко Светлана Николаевна
Предмет: литература
Класс: 5
Тема, номер урока в теме: Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (1 урок)
Базовый учебник: Литература 5 класс под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина
Цель урока: знакомство с жанром русской народной сказки
Задачи:
Обучающие: познакомиться со своеобразием жанра, художественными особенностями сказки, классификацией русских народных сказок.
Развивающие: развивать знания о характерных жанровых особенностях русской народной сказки, умения выявить ее признаки
Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, этичного межличностного общения.
Тип урока: изложение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Метод: иллюстративно-словесный, работа с компьютерными модулями.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска SMART Board, проектор.
Структура и ход урока

Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
Организационный
Сообщает тему урока. Координирует действия.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Приветствуют учителя, проверяют
подготовку к уроку.
Запись темы урока, постановка цели урока.
2.
Актуализация знаний
Работа в режиме презентации – проблемное обсуждение, устный фронтальный опрос.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Обеспечивает положительную реакцию детей на работу
Работа с иллюстрациями
3.
Объяснение нового материала
Информационный ЭОР
Знакомство со своеобразием жанра, художественными особенностями сказки, классификацией русских народных сказок

Объяснение нового материала в режиме работы с интерактивной доской.
Выполняют работу в группах. Анализируют,
выявляют закономерности.
Объясняют свой выбор.
(работа с текстом)
4.
Закрепление нового материала
Практический ЭОР

Координирует действия, выступает в роли консультанта.
Практикум с последующей самопроверкой.
6.
Подведение итогов. Рефлексия.
Выводит результаты на экран ИД
Анализирует результаты
Выставляет оценки
Фронтальный опрос
7.
Домашнее задание
Контрольный ЭОР:

Объясняет работу с модулем
Работа по алгоритму.
Кузьменко Светлана Николаевна
HYPER13PAGE HYPER15
1