Русский национальный костюм. Плетение повязки из соломки
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Русский национальный костюм. Плетение повязки из соломки
Автор: Виноградова Людмила Михайловна
Урок по технологии на тему:«Русский национальный костюм.Плетение повязки из соломки».ЦЕЛЬ:Цель: Знакомство с технологией выполнения плоской плетенки «зубатка» из 4 соломин. Задачи:1.Отработать навык – плетения из соломки, закрепить способы действий обучащихся. 2.Обобщить знания учащихся о свойствах льняных тканей, вышивке в изготовлении русского национального костюма. Развить творческое воображение моторных навыков (точность, быстрота). 4.Воспитать патриотические чувства к своему народу, их традициям, обычаям; воспитать эстетические взгляды к культуре речи, одежде. Ход урока:Организационный моментАктуализация знаний. Изложение нового материала. Отгадайте загадку: Весной - травкой шелковистой,Летом - нивой золотистой,Ну, а зимнею порою -Аппликацией - игрою.Сухая очень ломка, Зовут ее …(Соломка)Изучение нового материала. Сообщение теоретических сведений. (рассказ учителя) Плетение из природных материалов – соломки, бересты, ивового прута, болотных растений – это старинный вид ремесла и одновременно прикладного искусства. Плетение их традиционных материалов пользуется заслуженным признанием. Красота соломенных вещей совмещает простоту и благородство. Используя плетение, люди одевали, обували и украшали себя. Блок уроков мы посвятили проекту – изготовление русской тряпичной куклы.- Почему она так называется?(потому что раньше на Руси не было игрушек, как сейчас и мамы шили куклы из тряпок). Вот они перед вами в национальных русских костюмах (выставка).А вот традиционный настоящий русский костюм – это девушки Смоленской губернии.Народный костюм – это показатель отношения народа к своей истории, традициям, предкам. В старинном народном костюме причудливо соединились узорное ткачество, вышивка, которому не было, и нет повторения.- Каковы особенности русского национального костюма? Из каких элементов состоял русский национальный костюм, вы можете отметить?(это рубаха, сарафан, передник, сорока и т.д.)- А из какой ткани изготовляли одежду?( для изготовления наши предки использовали различные материалы: шерсть, лён, даже крапиву, привозной шёлк. Стояли они дорого и были доступны только богатым людям. Самой распространённой тканью были – льняные).- А почему?( лен – это основная культура на Руси, и особенно на Смоленской губернии. Смоленщина славилась изготовлением льняных изделий – одежда, скатерти, гобелены).- Какими свойствами обладали льняные ткани?( льняные ткани – прочные, мало растяжимые, гигроскопичные, имеют гладкую поверхность, зимой льняные ткани согревают, а летом – охлаждают).- Что же удивительного было в одежде? Чем удивительна была одежда русского народа?( мы, послушаем сообщения о русской рубахе, сарафане, понёве, переднике.- Украшениях. …)А основным украшением и особенностью русского национального костюма является естественная красота девушки – это коса.- Кто поможет мне вспомнить пословицу о русской косе?( Коса – девичья краса).И у девушек русскихБыли косы до поясаТолстые, красивые Черные иль сивыеИ украшены тесьмой Разноцветной, расписной.( и наша девушка ,Наташа, имеет руссу косу до пояса).И, чтобы подчеркнуть красоту девичьих волос, сегодня мы изготовим повязку на голову, которая называлась волюшкой.Если девица свободнаИ не замужем онаТо на голову повяжетВолюшку сама.Повязку будем плести из соломки. - Почему именно из соломки?( соломка, очень интересный материал в том плане, что в нем причудливо играют солнечные лучи, создавая золотистый цвет. Это мягкий материал, который согревается теплотой человеческих рук. Это дешево и доступно).- Какова технология заготовки?( запарить соломку на 15-20 минут, разрезать ножом или ножницами, отгладить, важно не передержать в воде, изменится цвет, она почернеет).«Зубатка» - одна из плетенок, наиболее часто используемая в соломоплетении. Она имеет зубчатые края, проста в исполнении. Она выполняется из 4 соломин, также из 6 соломин. Плетение выполняется по направлению к себе, как показано на схемах. Однако многие мастера плетут обратном направлении – от себя. Такой способ более удобен при плетении длинных лент. Чтобы получить длинную плетенку, в процессе плетения возникает необходимость наращивать соломины, технику наращивания я вам покажу. Не случайно ценится ржаная соломка т. к. она имеет длинные отрезки стебля между узлами. При плетении их приходится реже наращивать.3. Проведение практической работы (технологическая карта)А теперь приступим к выполнению плетенки «зубатка». 4.- А какие изменения в элементах костюма, прически происходят у замужней женщины?(ношение русского платка).Замужняя женщина по обычаю не могла распускать косу по плечам, а укладывать ее на голове, прикрывая платком.Это еще одна страница русского национального костюма, это неотъемлемая часть русского танца.Изготовление платков стало искусством и модным во все времена.Павловские платки, где сочетались все цвета радуги.Прохоровские - где на светлом фоне красовались гирлянды из цветов – зеленых, желтых, лиловых.Фабрика РУБАЧЕВСКИХ, создавала платки с черным фоном.Фабрика БАРАНОВЫХ предпочитала пунцовый цвет.Ученица 1: РУБАХА – древнейший элемент одежды, основа женского и девичьего костюмов. Известно несколько конструктивных типов русских рубах: туникообразные, с прямыми или косыми поликами (плечевые вставки), рубахи на кокетке. Разнообразны они и по форме рукава: с латовицей (вставка по мышкой) или без нее, прямые или суживающиеся у кисти, пышные у плеч или запястья, собранные у кисти на узкую обшивку или на широкий манжет.Ворот, оплечье, рукава и подол рубах украшались тканым или вышитым узором, а позднее – аппликацией из ярких полос и лент. Преобладало двухстороннее шитье красного, синего, черного цветов. Наряду с геометрическими мотивами часто встречались растительные, зооморфные и полиморфные сюжеты. Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они несут большую смысловую нагрузку, которая как бы защищает человека от злых сил и призывает на помощь силы добра.В старину шили рубаху из льняного или конопляного холста. Позднее стали шить из более тонкой, даже покупной материи.Украшали рубахи только праздничные и обрядовые.Ученица 2: САРАФАН – само слово восточного происхождения, означало «одетый с головы до ног». 1- ый сарафан «фелонь» косоклинный был сшит по типу одежды священника. Его шили из сложенного пополам полотнища ткани, а по бокам вставляли клин. Позже стали шить сарафаны с орнаментальной полосой на груди, называемой «княжеской лентой». Шили сарафан с застежкой и без нее. Пуговицы появились при Петре 1. Иногда стояли дороже сарафана, служили украшением. Их носили богатые купчихи и зажиточные крестьяне. С появлением ситцев, кумачей сарафан стали носить и простые крестьяне. Изменился и крой сарафана, в Москве появился круглый сарафан. Его украшали тесьмой и блестками.Сарафан в зависимости от кроя имел разные названия: костыг, сумаль, каталан, дольник, клиник, кумачник. Для того, чтобы сарафан держал форму, его сажали на жесткую вощевую подкладку из холста.Во второй половине 19 века на смену косоклинному пришел прямой сарафан из 5-6 полотнищ с узкими лямками. В Смоленской области сарафан был черного или темно-синего цвета. Косоклинный, а точнее сорококлинный. При хранении сарафан складывали гармошкой, складочка к складочке. Затем туго перевязывали веревкой по всей длине. Перегибали сарафан пополам и еще раз пополам, связывали и убирали на хранение в сундук до торжественного дня.Ученица3: ПОНЕВА - состояла из трех полотнищ шерстяной клетчатой домотканины темных насыщенных цветов (черный, темно-синий), в клетку (символ вспаханного поля). Ширина каждого 40 см. Она могла быть распашной (несшитой) или глухой. Глухая появилась позже, когда прореху стали закрывать полотнищем из другой материи.Впервые поневу надевали девушке в ее совершеннолетие. Эту поневу шила старшая сестра, а надевал ее брат на Пасху или на Троицу. На Руси очень любили геометрический орнамент, где символами, как буквами, можно было обо всем рассказать. Все самые заветные желания вышивали на рубахе.Ученица4: ПЕРЕДНИК – был обязательным элементом костюма. Помимо непосредственного назначения – защита одежды от загрязнения, передник часто выполнял чисто декоративную задачу: закрывая неукрашенные части костюма, способствуя цельной цветной композиции ансамбля.Затейливые узоры, вышитые на переднике, не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков внутри круга обозначают 12 месяцев, а условные знаки снаружи – важные вехи годичного круга полевых работ. Например: 2 мая – «Борис и Глеб – сею хлеб».31 мая – «Придет Федот – земля примется за свой род».Подобные месяцесловы вышивали еще на подолах рубах и на полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавали по наследству.Ученица 5: ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ – без них не мыслим русский костюм.Девушки могли не покрывать головы, а носили обруч, повязку. Замужняя женщина – глухую шапочку.Девичьи повязки имели форму прямоугольника и укреплялись на голове с помощью лент и тесемок. Их делали из парчи, из полос кумача с богатым шитьем. Повязки, спускающиеся на лоб, украшали жемчугом, бисером.Кокошник часто носили с платком, вышитым золотыми или серебряными нитями. Для русской женщины обладал большой защитной силой. Кичка особый головной убор. Это целое сооружение, состоящее из0 десяти частей, а по весу достигавшие 5-7 кг. Кое-где ее называли – сорокой по верхней части, напоминающей в разложенном виде птицу с крыльями.Ученица 6: УКРАШЕНИЯ – излюбленным украшением девушек и молодых женщин – перстенек и колечко, которые служили залогом согласия девушки пойти замуж за парня. Впоследствии они стали символом брака. После венчания женщины могли носить и шейные украшения: жемчужные и перламутровые бусы и серебряные цепочки.Крестьянки победнее, носили бусы из соломки и бересты, а иногда из кусочков яркого ситца. В Смоленской губернии девушки носили маленькую шапочку (повязку) – блестень. На темени шапочка собиралась из разных атласных лоскутков. Гайтан – украшение из бисера, его носили на шее.Рясны – очень длинные серьги. Они крепились к головному убору или надевались на уши, свисали до плеч или до груди.Привески – элемент головного убора девушки из бисера с кисточками и кольцами на конце.Рефлексия: - Закончу наше занятие словами, смысл которых, я думаю теперь понятен всем: « Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времен, которые из поколения в поколение, из века в век, создавали, шлифовали и несли в будущее свое искусство, название которому «русский народный костюм». Он является сегодня гордостью национальной культуры». (Ф. М. Пормон).Итак:- Какие черты русского национального костюма, вы знаете?- Как называется повязка, которую мы плели?- Из какого материала она изготовлена?- Назовите основные этапы изготовления?- Какие материалы еще использовались? ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАКАРТОЧКА КОНТРОЛЯПравильно ли подобрана солома по цвету?Правильно ли подобрана солома по толщине?Правильно ли произведено наращивание соломы при плетении плоских плетёнок?Плотное ли плетение в плоских плетёнках?Проверить срезаны ли хвостики всех нарощенных соломин в плоских плетёнках?Правильно ли произведено наращивание соломы при плетении витых плетёнок?Плотное ли плетение в витых плетёнках?Невидны ли нитки при сшивании изделия?Проверить, плотно ли вставлены руки в туловище?10. Проверить, плотно ли прикреплена юбка к туловищу куклы? 11. Проверить готовое изделие. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА