Познавательная деятельность на уроках географии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательная деятельность на уроках географии
Автор: Гринь Наталья Викторовна
Сведения об опыте1. Актуальность опыта.Урок - основная форма работы в школе, так пошло еще от Яна Амоса Каменского. Провести урок на современном этапе стало намного сложнее и труднее.Перед педагогами стоит вопрос, как сделать, чтобы учебный труд был бы непринужденным, чтобы он диктовался внутренними потребностями и желаниями учащихся в приобретении знаний. Речь идет о непринужденном мотиве учения как важнейшим стимуле учебной деятельности.Кратчайший путь к познанию лежит через познавательную самостоятельную активность учащихся в учебном процессе через продуктивную их деятельность. Поэтому актуально сегодня найти эффективные пути формирования знаний учащихся, создать условия для познавательного поиска. Познавательный интерес, а вследствие его и творческая активность школьников сами по себе не возникают, они формируются и создаются содержанием учебного материала, формами, методами, приемами обучения. География, изучающая элементы природы, процессы и явления, происходящие в природной среде, закономерности их развития, население, хозяйство, взаимосвязь природы и хозяйственной деятельности человека, научные основы рационального природопользования, решения глобальных проблем человечества как никакой другой предмет актуален в развитии творческого поиска, глубокого интереса к современным проблемам со стороны учащихся.2. Задачи.1 .Развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами его регионов и крупнейших стран. 2. Использовать эффективные нестандартные методы, приемы преподавания. 3. Осуществлять личностный подход в обучении, учить детей самостоятельности в суждении, умению отстаивать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи. 3.Педагогические средства использованные в опыте. А) Формы проведения уроков: рассказ, беседа, диалог, игра, тестирование, путешествия, защита проекта, лекция. Б) Методы: слово, наблюдения, систематизация, обобщение, наглядный В) Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная, самостоятельная работа. Г) Стиль педагога с учащимися (дружеский, доброжелательный темп урока по уровню усвоению материала, возрастным особенностям, сменность заданий).4.Технология опыта.Сколь трудные времена ни переживали бы мы сегодня, для учителя школы, как и всегда, актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники знали географию и любили ее? Как правильно организовать познавательную деятельность ребят на уроке? Как помочь ученику учиться? Перечень этих «как» может быть продолжен. Вот только всеобъемлющего ответа на них, единого рецепта на все случаи жизни для всех учителей сразу, к сожалению, не существует.Время вносит коррективы, появляются новые учебные программы, обновляются учебники и создаются альтернативные. «Официальные» методики быстро устаревают, а традиционные методы преподавания уже не удовлетворяют. Но не останавливается процесс обучения.Учителя стараются строить свою работу так, чтобы методы обучения, применяемые на уроке, помогали им решать задачи, предусмотренные школьной программой. Как это лучше сделать? Как усилить теоретическую и практическую направленность в обучении географии? Как активизировать учащихся? Как привить им интерес к предмету? Эти и другие вопросы задают себе все учителя, особенно энтузиасты, новаторы, творчески подходящие к учебному процессу.«Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который видит верно, и далеко, интерес в педагогической системе является краеугольным камнем обучения» - так писал Ж.Ж.Руссо еще в 18 веке.Любая деятельность человека будет проходить более активно, с наибольшим конечным эффектом, если она полностью поглощает волю и чувства человека, если она ему интересна. Без интереса, на мой взгляд, не может быть продуктивного учения. Познавательный интерес, а вследствие его и творческая активность школьников сами по себе не возникают. Они формируются и создаются содержанием учебного материала, формами, методами, приемами обученияГеография, изучающая элементы природы, процессы и явления, происходящие в природной среде, закономерности их развития, население, хозяйство, взаимосвязь природы и хозяйственной деятельности человека, научные основы рационального природопользования, как никакой другой предмет позволяет широко развивать познавательный интерес учащихся, используя различные формы, методы и приемы работы. Уделяю большое место сочетанию разных методов обучения, которые рассматриваю как взаимосвязанную деятельность учащихся и учителя. Для конкретного урока методы выбираю исходя из содержания учебного материала, наличия средств обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, опорных знаний. Словесные методы сочетаю с наглядными (учебные картины, карточки, карты, атласы, фотографии, ТСО) и практическими работами. Остановлюсь на примерах приемов развития познавательной активности. Приемы развития познавательной активности.Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятии, и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу. Приемы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления (усвоения) знаний.Приемы активизации познавательной деятельности на этапах воспроизведения полученных знаний: (слайд 3)Прием новизны. Предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. Например, при изучении темы «Природные зоны Австралии» рассказываю о том, что в Австралии произрастают удивительной формы «Бутылочные деревья». В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как деревья растут в самых сухих областях. Второй резервуар находится в средней части дерева и содержит сладковатый питательный сок. А из коры этого дерева аборигены получают волокно. (слайд 4)Прием семантизации.В основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова. Название этой страны на латинском звучит «серебряная», хотя ни золота, ни серебра там не обнаружено. (Аргентина)«Анды» на языке инков означают медь, медные горы.На каком континенте находится государство, название которого означает «страна честных людей»? (В Африке государство Буркина-Фасо)Название, какой европейской страны происходит от славянского слова «поле», т.е. ровное, гладкое место? (Польша) (слайд 5) Прием значимости. Создается установка на необходимость изучения материала в связи с его географической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.Например, перед изучением темы «Внутренние воды Южной Америки», можно предложить учащимся следующие познавательные задачи:Знаете ли вы, что на этом материке протекает «серебряная» река, хотя ее вода мутно-желтая? Как она называется? (Парана)Знаете ли вы, что здесь находится самый большой водопад и самое высокогорное озеро мира?Знаете ли вы, что Амазонка самая полноводная река в мире не прикрыта ни одним мостом, дамбой или плотиной? ( слайд 6)Прием создания проблемной ситуации.Позволяет не только сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, достигать высокого уровня развития школьников, но и позволяет сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.Почему в пустыне Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?Представьте, что остров Мадагаскар сместился на 30 градусов к югу. Как изменится в этом случае климат столицы острова. (слайд 7,8)Прием прогнозирования. Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста (дамбы)Известно, что Ниагарский водопад, расположенный между озерами Эри и Онтарио, из-за размыва горных пород водой постепенно отступает к озеру Эри. Предположите, что может произойти, когда водопад достигнет этого озера. ( слайд 9)Прием узнавания. Предполагает использование заданий на узнавание объектов, явлений по признакам. Например, работа с диаграммами, художественным описанием.Задание 1: Определить какой климатической зоне соответствует диаграмма, и охарактеризовать ее.(слайд 10)Задание 2:Учащиеся по описанию определяют географический объект. Например:а) «Эта планета получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче звезд и хорошо видна без телескопа. Планета имеет плотную атмосферу, состоящую из углекислого газа» (Венера, тема «Планеты Солнечной системы») б) «Регион расположен на Прикаспийской низменности. Областной центр – одновременно и морской и речной порт. В области находится крупное газоконденсатное месторождение, ведется добыча поваренной соли на озере Баскунчак. Регион славится своими арбузами. В дельте р. Волги расположен один из старейших заповедников России» (Астраханская область, тема «Поволжский экономический район») (слайд 11). Прием моделирования.Прием позволяет развить самостоятельность учащихся при решении географических ситуацииПокажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части? Где бы в таком случае был бы самый влажный климат (покажите синей штриховкой), а где – самый сухой (покажите красной штриховкой)? Где вдоль берегов проходили бы теплые течения, а где холодные? (слайд 12,13)Прием нахождения причинно-следственных связей.Пример. Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений.Австралия продает на экспорт баранину и шерсть.5Австралию почти по середине пересекает южный тропик. 1В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.3Австралия – достаточно жаркий и самый сухой материк.2Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство.4 (слайд 14)Прием «Почта».Учащимся предлагается классифицировать географические объекты по конвертам.(слайд 15).Прием «Найди ошибку».Дается текст по теме, нужно найти ошибки.Большая часть южной Африки находится севернее 30 с.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от Южной Африки самый крупный на земном шаре о. Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь распространены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные, а на выходах кристаллических пород – магматические. В Южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский. Природные условия сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток (слайд 16,17).Прием схематизации. (слайд 18).Прием «Создай карту».Карта – второй язык географии. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшемУчащимся предлагается создать карту, имея контур материка и основные географические объекты. (слайд 19)Прием «Ребусы». Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах. (слайд 20) Прием «Исследования».Исследовательский метод обучения, суть которого состоит в том, что учащийся в процессе работы постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений и конструированию новых процессов. …….Стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, но и защищать ее. Познавательную деятельность учащихся хорошо развивать через использование «Логических схем». Опыт работы показывает, что обучение с применением логических схем развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.(слайд 21)Прием «Использование ИКТ». Введение элементов компьютерных технологий позволяет мне значительно разнообразить учебный процесс, выводит его на качественно новый уровень, формирует его познавательную активность, творческий потенциал. ИКТ позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность- это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся, особенно с непоседливыми детьми. Работа с ИКТ показывает, что обучение с применением логических схем развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности.(слайд 22,23,24)5. Анализ результативности.Проводя анализ результативности используемых приемов ,форм и методов по развитию познавательного интереса учащихся, можно сделать вывод , что качество знаний, умений и навыков учащихся по географии выше там где более развит познавательный интерес учащихся .Результат проявляется в отношении учащихся к урокам, в желании идти на урок географии. Сознание того, что детям интересно провести урок не присутствовать и отбывать время на уроке, а вместе со мной провести его, для меня это уже результат. Используя опорные схемы учащихся слабые, неуверенные - со временем отвечают на уроке не стесняясь, выходят к карте уверенными это для меня тоже результат. Получая оценку «2», а через несколько уроков «3», а если даже четыре и «4», слабый ученик уходит с урока радостный своим маленьким достижениям это уже говорит о том, что выбранные формы и методы дают положительный результат. Если сейчас у меня отвечает по собственной инициативе ученик чуточку лучше, чем на предыдущем уроке, чем неделю назад, то я думаю в конечном счете главное - что он просто поверил в себя - это в дальнейшем очень важно в жизни ребенка. Эта вера и будет отдаленной перспективой его развития, становления как личности.РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ ОПЫТА. Учителям, которые работают в школе над совершенствованием учебного процесса, отбирают приемы, методы и формы работы с детьми необходимо ставить личность ребенка, во главу всего исходя из его индивидуальных особенностей, развивать его познавательный интерес, учить его приемам учебной деятельности. В перспективе я хотела бы видеть-веселые лица детей, которые идут на уроки с радостью; -не представляю себе развитие нынешней школы без умений педагога дойти до каждого. Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания;-заинтересовать, а уже потом научить; -вот в чем суть педагогического мастерства.