Формирование мотивации к учению у младших школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование мотивации к учению у младших школьников
Автор: Кондратенко Ирина Юрьевна

Формирование мотивации  у младших школьников к обучению и познаниюМотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.      Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. Познавательные мотивы – это побудители, непосредственно связанные, так или иначе, с содержанием учебной деятельности. В свою очередь мотивация деятельности, – это совокупность всех мотивов индивида, стимулирующих и направляющих данную деятельность. Чтобы вызвать у учащихся эти виды деятельности и чтобы они были достаточно эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес к деятельности.          Можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения.         Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу на уроке, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.          Многочисленные исследования  показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов.          Таким образом, формированию мотивации к обучению и познанию способствует правильная организация учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов. Учебная деятельность должна вызывать у учащихся интерес. Для того, чтобы вызвать интерес к деятельности у учащихся, необходимо умело подбирать материал к уроку, а задачи, которые ставятся перед ними в ходе учебной деятельности, должны быть понятны, внутренне приняты.         Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации к обучению и познанию на уроке:          На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений, вызывать мотивы относительной неудовлетворенности, усилить мотивы ориентации на предстоящую работу, усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.                               На этапе подкрепления мотивации  учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление, к разным способам сотрудничества с другим человеком.            Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.  Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели (игра «Лови ошибку», игра «Иду в гости»).        Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.        Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса, понял, что этот процесс организован для него, что цели и задачи этого процесса – его личные цели, что, наконец, он играет в этом процессе не подчиненную, а достаточно активную роль. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса, где каждый ученик выполняет определенную роль в процессе обучения. Учитель выступает главным организатором и руководителем всей этой сложной системы, но он старается быть в тени, не подчеркивать свои права, с тем, чтобы не подавлять активность и инициативу учащихся. Такая форма коллективной учебной деятельности способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для школьников признаваемую ценность, становится необходимой и постоянной потребностью (игра «Фирма»).           Главным в рефлексивно-оценочном этапе является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя.          Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуации успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать, что даже самый небольшой его успех есть продвижение вперёд.           Повышение уровня учебной мотивации – процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется во время проведения уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.   На этапе вызывания исходной мотивации использую приемы: прием актуализации мотива предыдущих достижений: «Мы хорошо поработали над предыдущей темой», прием вызывания мотива относительной неудовлетворенности: «но не усвоили еще одну важную сторону этой темы», прием усиления мотива ориентации на предстоящую работу: «а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях…».        Методика прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.             Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать игру «Да-нет». Она связывает разрозненные факты в единую картину, систематизирует имеющуюся информацию, развивает умение прислушиваться к другому мнению, развивает умение задавать «правильные» вопросы, активизирует мышление детей. Учитель загадывает нечто (число, предмет, часть речи, явление и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только «да» или «нет».         Игра «Лови ошибку»: развивает активность учащихся, способствует формированию у них познавательного интереса: ученик, например, получает текст решенной задачи со специально допущенной ошибкой. Задание: «Поработайте учителем, найдите ошибку».На этапе завершения урока можно использовать следующие методики:          Методика прерывания процесса решения задач. Учитель рассчитывает время урока таким образом, чтобы учащиеся успели лишь разобрать предложенную задачу, но не завершить ее решение.          Методика «Свободные задания». В конце урока учитель предлагает учащимся какие-то необязательные задания, предупредив, что их выполнение лишь желательно, но полезно, например, для более глубокого освоения учебного материала. Он должен предупредить, что никаких оценок за выполнение этого задания не будет выставляться.          Методика «Составления задач и вопросов». Перед завершением очередной темы учитель обращается к классу: «Мы заканчиваем изучение темы... Для того, чтобы обобщить пройденный учебный материал и установить уровень его усвоения каждым из вас, выявить те вопросы, которые остались недостаточно усвоенными, мы проведем обобщающий урок. Для этого прошу составить набор вопросов, по которым мы проведем обобщение темы. Ваши вопросы мы обсудим на следующем уроке».           Цветовая методика: по окончании уроков каждый ученик оценивает свои достижения за день и наклеивает листок символ на свое дерево. Зеленый листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось», желтый – «получилось, но не все, что задумал», красный – «пока многое не получается, нужна помощь».       На всех этапах урока используются приемы создания ситуации успеха:     Прием   «Ожидание   лучших   результатов»   может активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы. Сущность приема состоит в том, сто учитель в походе к слабому, неуспевающему  ученику  прямо   или   косвенно,   т.е.   своим   отношением, определенными поступками, выражает уверенность в его возможности  заниматься лучше.  Проявляя  доброжелательное  отношение  к  ученику,  мы   тем   самым пробуждаем положительное отношение школьника к учению.Список использованной литературы
  •  Гани, С.В. Мотивационные тенденции в обучении современных младших школьников / С.В. Гани, Н.И. Константинова //  Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 7. – С. 38-40.
  • Михайлова, О.В.  Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса / О.В. Михайлова //  Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 12. – С. 48-49.
  • Панова, Р.С. Формирование мотивации письменной речи младших школьников в условии Школы диалога культур / Р.С. Панова //  Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 6. – С. 11-14.
  •  Румянцева, Ю.Н. Подготовка студентов к формированию познавательной мотивации у младших школьников  / Ю.Н. Румянцева //  Начальная школа плюс до и после. – 2005. – № 4. – С. 12-14.
  • Шаповалов, В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации / В.В. Шаповалов // Начальная школа. – 2009. – № 7. – С. 26-29.