Адаптированная программа по чтению для детей с умеренной умственной отсталостью


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная программа по чтению для детей с умеренной умственной отсталостью
Автор: Егорова Елена Константиновна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ишеевская основная школаАдаптированная рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостьюПояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для обучающегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью составлена на основе:
  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ
  • Приказ МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1- 4 классы - под ред. В.В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2013 г.
  • Аксёнова А.К. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2014.
  • Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 09.08.18 №73-иогв-01/4940  «Об организации 2018-2019 учебного года в общеобразовательных организациях Ульяновской области» 
  • Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета МОУ Ишеевской основной школы (Приказ № 247 от 01.09.2017г.)
  • Адаптированная основная образовательная программа МОУ Ишеевской основной школы
  • Учебный план для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей МОУ Ишеевская основная школа
  • Учебный предмет «Чтение и развитие речи» в 4 классе  рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю). Уроки чтения и развития речи в 4 классе организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного.Основной целью обучения чтению является:
  • научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про
  • себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.Как результат этого, данная программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
  • совершенствовать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения;
  • формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;
  • расширять и углублять знания учащихся об окружающем мире;
  • развивать все виды речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
  • формировать элементарные литературоведческие представления;
  • воспитывать положительные личностные качества учащихся.
  • Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности учащихся. Основные направления коррекционной работы:
  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  • Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Начинается систематическая работа по обучению чтению про себя. Уделяется внимание в процессе обучения чтению и работе с иллюстративным материалом. Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом, обучаются правильному построению предложений. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи.Содержание обучения. Тема «Что такое хорошо…». Чтение и разбор произведений данной темы раскрывают положительные качества человека и поступки, заслуживающие осуждения; способствуют воспитанию морально-этических, нравственных представлений учащихся.Тема «Уж небо осенью дышало…». Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях природы осенью, о подготовке животных и птиц к зиме. Знакомство с поэтическими произведениями позволяет развивать эстетические представления о красоте русской природы. Через систему художественных описаний и образов подчёркивается необходимость бережного отношения к природе.Тема «Народные сказки». Знакомство с произведениями данной темы способствует обогащению знаний учащихся об устном народном творчестве разных народов, об общности сюжетов, о характеристиках персонажей, признаках национальных традиций.Тема «О труде и трудолюбии». Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют осознанию того, что труд, пусть самый скромный, нужен людям; формируют понятие о том, что учёба является основным видом труда школьников.Тема «Идёт волшебница зима». Чтение и разбор произведений данной темы способствуют уточнению, расширению знаний учащихся об изменениях в природе, жизни животных и птиц зимой.Тема «Произведения русских и зарубежных писателей». Произведения, включённые в данный раздел, нацелены на дальнейшее углубление литературного образования учащихся. В разделе представлены произведения выдающихся русских и зарубежных писателей, творчество которых является неоценимым вкладом в сокровищницу отечественной и мировой культуры. Изучение данных произведений позволяет сделать заметный шаг в эстетическом, нравственном и речевом развитии. Тема «Люби всё живое». Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, отражают разнообразные и яркие образы живого природного мира; способствуют воспитанию у учащихся любви к животным, чуткого и бережного отношения к ним.Тема «В стране чудес». Чтение и разбор произведений данной темы способствуют эмоциональному воспитанию учащихся.Тема «Весна идёт!». Чтение и разбор произведений данной темы показывают весеннее обновление природы; способствуют уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях в природе, в жизни людей, животных и птиц весной; о важных для людей нашей страны праздниках, отмечаемых весной. Тема «Лето наступило». Чтение и разбор произведений по данной теме способствуют уточнению, расширению представлений учащихся о лете как о времени года, об изменениях в природе, в жизни людей, животных и птиц. Программа составлена в соответствии с учебным планом.Содержание программного учебного предмета.Техника чтения. Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.Понимание прочитанного. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.Развитие устной речи. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Используются все типы уроков чтения, известные в методике обучения предмету:
  • вводные уроки (вступительные);
  • уроки чтения текстов учебника;
  • уроки тематического обобщения.
  • Основные требования к знаниям и умениям учащихся: Учащиеся должны уметь:
  • читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;
  • читать «про себя»;
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;
  • определять главную мысль произведения;
  • пересказывать прочитанное полно и выборочно.
  • Учащиеся должны знать:
  • наизусть 2 – 4 стихотворения и 1 басню.
  • Содержание программы по разделам. Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи.