Адаптированная программа по чтению для детей с умеренной умственной отсталостью
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная программа по чтению для детей с умеренной умственной отсталостью
Автор: Егорова Елена Константиновна
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ишеевская основная школаАдаптированная рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостьюПояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для обучающегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью составлена на основе:Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗПриказ МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1- 4 классы - под ред. В.В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2013 г.Аксёнова А.К. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2014.Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 09.08.18 №73-иогв-01/4940 «Об организации 2018-2019 учебного года в общеобразовательных организациях Ульяновской области» Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета МОУ Ишеевской основной школы (Приказ № 247 от 01.09.2017г.)Адаптированная основная образовательная программа МОУ Ишеевской основной школы Учебный план для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей МОУ Ишеевская основная школа Учебный предмет «Чтение и развитие речи» в 4 классе рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю). Уроки чтения и развития речи в 4 классе организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного.Основной целью обучения чтению является:научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.Как результат этого, данная программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:совершенствовать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения;формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;расширять и углублять знания учащихся об окружающем мире;развивать все виды речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;формировать элементарные литературоведческие представления;воспитывать положительные личностные качества учащихся. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности учащихся. Основные направления коррекционной работы:развитие артикуляционной моторики;формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;развитие высших психических функций;коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;развитие речи, владение техникой речи;расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Начинается систематическая работа по обучению чтению про себя. Уделяется внимание в процессе обучения чтению и работе с иллюстративным материалом. Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом, обучаются правильному построению предложений. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи.Содержание обучения. Тема «Что такое хорошо…». Чтение и разбор произведений данной темы раскрывают положительные качества человека и поступки, заслуживающие осуждения; способствуют воспитанию морально-этических, нравственных представлений учащихся.Тема «Уж небо осенью дышало…». Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях природы осенью, о подготовке животных и птиц к зиме. Знакомство с поэтическими произведениями позволяет развивать эстетические представления о красоте русской природы. Через систему художественных описаний и образов подчёркивается необходимость бережного отношения к природе.Тема «Народные сказки». Знакомство с произведениями данной темы способствует обогащению знаний учащихся об устном народном творчестве разных народов, об общности сюжетов, о характеристиках персонажей, признаках национальных традиций.Тема «О труде и трудолюбии». Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют осознанию того, что труд, пусть самый скромный, нужен людям; формируют понятие о том, что учёба является основным видом труда школьников.Тема «Идёт волшебница зима». Чтение и разбор произведений данной темы способствуют уточнению, расширению знаний учащихся об изменениях в природе, жизни животных и птиц зимой.Тема «Произведения русских и зарубежных писателей». Произведения, включённые в данный раздел, нацелены на дальнейшее углубление литературного образования учащихся. В разделе представлены произведения выдающихся русских и зарубежных писателей, творчество которых является неоценимым вкладом в сокровищницу отечественной и мировой культуры. Изучение данных произведений позволяет сделать заметный шаг в эстетическом, нравственном и речевом развитии. Тема «Люби всё живое». Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, отражают разнообразные и яркие образы живого природного мира; способствуют воспитанию у учащихся любви к животным, чуткого и бережного отношения к ним.Тема «В стране чудес». Чтение и разбор произведений данной темы способствуют эмоциональному воспитанию учащихся.Тема «Весна идёт!». Чтение и разбор произведений данной темы показывают весеннее обновление природы; способствуют уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях в природе, в жизни людей, животных и птиц весной; о важных для людей нашей страны праздниках, отмечаемых весной. Тема «Лето наступило». Чтение и разбор произведений по данной теме способствуют уточнению, расширению представлений учащихся о лете как о времени года, об изменениях в природе, в жизни людей, животных и птиц. Программа составлена в соответствии с учебным планом.Содержание программного учебного предмета.Техника чтения. Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.Понимание прочитанного. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.Развитие устной речи. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Используются все типы уроков чтения, известные в методике обучения предмету:вводные уроки (вступительные);уроки чтения текстов учебника;уроки тематического обобщения.Основные требования к знаниям и умениям учащихся: Учащиеся должны уметь:читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;читать «про себя»;отвечать на вопросы по прочитанному;выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;определять главную мысль произведения;пересказывать прочитанное полно и выборочно. Учащиеся должны знать:наизусть 2 – 4 стихотворения и 1 басню. Содержание программы по разделам. Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи.