Адаптированная рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостью
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостью
Автор: Костюнина Светлана Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ишеевская основная школаАдаптированная рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостьюПояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью составлена на основе:Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗПриказ МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1- 4 классы - под ред. В.В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2013 г.Аксёнова А.К. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2014.Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 09.08.18 №73-иогв-01/4940 «Об организации 2018-2019 учебного года в общеобразовательных организациях Ульяновской области» Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета МОУ Ишеевской основной школы (Приказ № 247 от 01.09.2017г.)Адаптированная основная образовательная программа МОУ Ишеевской основной школы Учебный план для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей МОУ Ишеевская основная школа Основная цель учебного предмета:дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления. Задачи: - знакомство с абстрактными математическими понятиями; - формирование элементарных математических представлений и учебных универсальных действий;- формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;- коррекция и развитие сенсорных и познавательных процессов, личностных качеств ребенка;- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;- развитие речи и обогащение словаря;- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.Предполагаемые результаты.Учащиеся должны знать:Количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; Образование и запись чисел 2,3,4,5 из двух слагаемых;Названия и знаки арифметических действий сложения, вычитания, равенства ( - , + , =);Названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;Название чертежного инструмента – линейка.Учащиеся должны уметь:Сравнивать предметы по величине, размеру;Оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях « на глаз»; Увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности;Устанавливать и называть порядок следования предметов;Узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры;Писать цифры 1,2,3,4,5;Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех предметов без пересчитывания;Производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5 (по образцу);Проводить линию по линейке;Пользоваться трафаретом с геометрическими фигурами;Решать простые задачи (в одно действие) на нахождение суммы, остатка (с помощью учителя); На уроках по формированию элементарных математических представлений основными методами обучения являются: действия по подражанию взрослому (при необходимости – совместные действия); действия по образцу, наглядное моделирование, демонстрирование задач; практические действия с различными материалами и предметами; выполнение заданий по словесной инструкции; объяснение педагогом и детьми последовательности осуществляемых действий; наблюдения; использование разнообразной наглядности и видов деятельности. Проверка уровня усвоения знаний, умений и навыков учащимися проводится в форме целенаправленного наблюдения, доступных тестовых заданий, в ходе практической деятельности и дидактических игр. Процесс обучения осуществляется с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей учащегося, что позволит обеспечить реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Реализация программных задач требует оснащения каждого урока необходимым наглядным материалом. Обучение детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности имеет некоторые особенности. Данная категория учащихся самостоятельно не осуществляет переноса приобретенных знаний в новые ситуации, возникающие в течение дня. Поэтому необходимо постоянно предлагать ребенку такие «новые ситуации» другими словами, осуществлять межпредметную связь.Формы обучения - урок, практическая работа.Методы обучения:- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой), - наглядные (наблюдения, демонстрация), - практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно- практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.Корреционно-развивающие задачи: коррекция-развитие памяти; коррекция и развитие внимания;-развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления: развитие словесно-логического мышления -коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция-развитие восприятия, представлений, ощущений;-развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; -коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, воспитание самостоятельности принятия решения;- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;- коррекция индивидуальных пробелов в знанияхСодержание тем учебного предмета по математикеВторой десяток.Второй десяток. Нумерация (повторение). Числовой ряд. Место числа в числовом ряду. Чтение и запись чисел в пределах 20. Соседи числа. Предыдущие и следующие числа. Увеличение, уменьшение числа на единицу. Прибавление и вычитание единицы .Однозначные – двузначные числа. Числа четные – нечётные. Числа четные - нечётные .Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание. Двадцать единиц – два десятка. Решение простых задач.Сложение Решение задач на сложение и вычитание .Меры времени. Решение примеров и задач. Таблица разрядов. Запись чисел в таблицу разрядов. Прибавление и вычитание числа 2. Прибавление и вычитание числа 2 .Решение простых задач на нахождение суммы. Решение примеров в два действия. Решение составных задач. Решение примеров в два действия с неизвестным компонентом. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток .Название чисел при сложении .Название чисел при вычитании. Сложение. Состав чисел первого десятка. Решение простых и составных задач. Решение примеров в два действия. Дополнение однозначных чисел до 10 .Прибавление числа 10, 9., 8, 7,6, 5, 4 , 3.2 .Таблица сложения чисел в пределах 20.Меры ёмкости, массы, стоимости.Вычитание. Вычитание. Разложение числа на десятки и единицы. Состав чисел второго десятка. Вычитание в пределах 20. Решение примеров на вычитание в два действия. Решение составных задач. Вычитание числа 9,8,7,6,5,4,3,2Числа, полученные при счёте и при измеренииМеры стоимости. Решение примеров и задач с мерами стоимости. Решение примеров и задач с мерами длины. Решение примеров и задач с мерами длины. Решение примеров и задач с мерами времени .Практическая работа «Определение времени» Повторение Порядок арифметических действий .Разложение однозначного числа на два числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Действия с именованными числами. Решение задач всех видов .Сравнение чисел .Решение задач всех видов. Работа с геометрическим материалом. Обобщение и систематизация знаний за год.На уроках используются: таблицы, карточки, натуральные предметы, иллюстрации, фотографии, рисунки, модели, схемы, чертежи, дидактические пособия, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации)Тематическое планирование