Адаптированная рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостью


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостью
Автор: Костюнина Светлана Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ишеевская основная школаАдаптированная рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостьюПояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью составлена на основе:
  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ
  • Приказ МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1- 4 классы - под ред. В.В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2013 г.
  • Аксёнова А.К. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2014.
  • Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 09.08.18 №73-иогв-01/4940  «Об организации 2018-2019 учебного года в общеобразовательных организациях Ульяновской области» 
  • Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета МОУ Ишеевской основной школы (Приказ № 247 от 01.09.2017г.)
  • Адаптированная основная образовательная программа МОУ Ишеевской основной школы
  • Учебный план для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей МОУ Ишеевская основная школа
  • Основная цель учебного предмета:дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления.  Задачи: - знакомство с абстрактными математическими понятиями; - формирование элементарных математических представлений и учебных универсальных действий;- формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять        контроль и самоконтроль;- коррекция и развитие сенсорных и познавательных процессов, личностных качеств ребенка;- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;- развитие речи и обогащение словаря;- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.Предполагаемые результаты.Учащиеся должны знать:
  • Количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5;
  • Образование и запись чисел 2,3,4,5 из двух слагаемых;
  • Названия и знаки арифметических действий сложения, вычитания, равенства ( - , + , =);
  • Названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
  • Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • Название чертежного инструмента – линейка.
  • Учащиеся должны уметь:
  • Сравнивать предметы по величине, размеру;
  • Оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях « на глаз»;
  • Увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности;
  • Устанавливать и называть порядок следования предметов;
  • Узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры;
  • Писать цифры 1,2,3,4,5;
  • Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
  • Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех предметов без пересчитывания;
  • Производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5 (по образцу);
  • Проводить линию по линейке;
  • Пользоваться трафаретом с геометрическими фигурами;
  • Решать простые задачи (в одно действие) на нахождение суммы, остатка (с помощью учителя);
  • На уроках по формированию элементарных математических представлений основными методами обучения являются: действия по подражанию взрослому (при необходимости – совместные действия); действия по образцу, наглядное моделирование, демонстрирование задач; практические действия с различными материалами и предметами; выполнение заданий по словесной инструкции; объяснение педагогом и детьми последовательности осуществляемых действий; наблюдения; использование разнообразной наглядности и видов деятельности. Проверка уровня усвоения знаний, умений и навыков учащимися проводится в форме целенаправленного наблюдения, доступных тестовых заданий, в ходе практической деятельности и дидактических игр. Процесс обучения осуществляется с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей учащегося, что позволит обеспечить реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Реализация программных задач требует оснащения каждого урока необходимым наглядным материалом. Обучение детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности имеет некоторые особенности. Данная категория учащихся самостоятельно не осуществляет переноса приобретенных знаний в новые ситуации, возникающие в течение дня. Поэтому необходимо постоянно предлагать ребенку такие «новые ситуации» другими словами, осуществлять межпредметную связь.Формы обучения - урок, практическая работа.Методы обучения:- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой), - наглядные (наблюдения, демонстрация), - практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно- практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.Корреционно-развивающие задачи:
  • коррекция-развитие памяти; коррекция и развитие внимания;
  • -развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления: развитие словесно-логического мышления
  • -коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция-развитие восприятия, представлений, ощущений;
  • -развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
  • -коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, воспитание самостоятельности принятия решения;
  • - расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
  • Содержание тем учебного предмета по математикеВторой десяток.Второй десяток. Нумерация (повторение). Числовой ряд. Место числа в числовом ряду. Чтение и запись чисел в пределах 20. Соседи числа. Предыдущие и следующие числа. Увеличение, уменьшение числа на единицу. Прибавление и вычитание единицы .Однозначные – двузначные числа. Числа четные нечётные. Числа четные - нечётные .Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание. Двадцать единиц – два десятка. Решение простых задач.Сложение Решение задач на сложение и вычитание .Меры времени. Решение примеров и задач. Таблица разрядов. Запись чисел в таблицу разрядов. Прибавление и вычитание числа 2. Прибавление и вычитание числа 2 .Решение простых задач на нахождение суммы. Решение примеров в два действия. Решение составных задач. Решение примеров в два действия с неизвестным компонентом. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток .Название чисел при сложении .Название чисел при вычитании. Сложение. Состав чисел первого десятка. Решение простых и составных задач. Решение примеров в два действия. Дополнение однозначных чисел до 10 .Прибавление числа 10, 9., 8, 7,6, 5, 4 , 3.2 .Таблица сложения чисел в пределах 20.Меры ёмкости, массы, стоимости.Вычитание. Вычитание. Разложение числа на десятки и единицы. Состав чисел второго десятка. Вычитание в пределах 20. Решение примеров на вычитание в два действия. Решение составных задач. Вычитание числа 9,8,7,6,5,4,3,2Числа, полученные при счёте и при измеренииМеры стоимости. Решение примеров и задач с мерами стоимости. Решение примеров и задач с мерами длины. Решение примеров и задач с мерами длины. Решение примеров и задач с мерами времени .Практическая работа «Определение времени» Повторение Порядок арифметических действий .Разложение однозначного числа на два числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Действия с именованными числами. Решение задач всех видов .Сравнение чисел .Решение задач всех видов. Работа с геометрическим материалом. Обобщение и систематизация знаний за год.На уроках используются: таблицы, карточки, натуральные предметы, иллюстрации, фотографии, рисунки, модели, схемы, чертежи, дидактические пособия, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации)Тематическое планирование