кружок "Весёлые ладошки"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: кружок "Весёлые ладошки"
Автор: Лысенко Гульнара Рахимджоновна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №22
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
Детский сад №22
______А.С.Щербакова
Программа кружка по развитию мелкой моторики рук Весёлые ладошки
для детей второй младшей группы дошкольного возраста
Составил воспитатель:
Лысенко Г.Р.
с.Надежда
Пояснительная записка
Источники способностей и
дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли
В. А. Сухомлинский
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может рассказывать пальцами целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Кружок Веселые ладошки направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. При условии систематического и планомерного обучении. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Программа кружка Весёлые ладошки художественно- эстетической направленности создана на основе методических пособий Узорова О.В., Нефедова Е.А Пальчиковая гимнастика, Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности, Давыдова Г.Н. Пластилинография, Поделки из бросового материала.
Новизной и отличительной особенностью программы Весёлые ладошки, является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему, что непосредственно влияет на речевое развитие ребёнка.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.).
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.
решение работать в этом направлении.
Цель:развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
формирование практических умений и навыков;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
совершенствование движений рук;
развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
развитие речи детей.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
воспитывать и развивать художественный вкус;
воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Занятия с детьми проводятся во второй половине дня с одной из двух подгрупп (12 детей в каждой подгруппе)
2 раз в неделю (вторник и пятница) по 15 минут (30 минут в неделю)
8 занятий в месяц по 15 минут (120 минут в месяц)
61 занятие в год по 15 минут (915 минут в год) с каждой подгруппой в течение всего учебного года.
Работа с родителями: в направлении социально-личностного развития привлечь родителей для участия в кружке.
Консультации для родителей в информационном уголке (Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года); Рисование нетрадиционными способами; Игрушки для развития мелкой моторики рук у детей; Рисуем вместе с ребенком.
Список детей:
решение работать в этом направлении.
Список детей первой подгруппы:
1Арустамян Григорий
2Арустамян Диана
3Ахметова Авина
4Богандова Амина
5Варнавской Ефим
6Галстян Альберт
7Гамзатов Сулейман
8Горбатенко Степан
9Гридина Евгения
10Дорохина Виктория
11Дульцева Елизавета
12Загородняя Виктория
13Исмаилова Ясмина
14Колпиков Арсений
15Комарова Алиса
16Коршунова Вероника
17Левшаков Максим
18Мамедова Алия
19Масленникова Кира
20Мещеряков Виктор
21Польченко Элеонора
22Раджабова Латифа
23Рябинин Александр
24Саркисян Даниелла
25Сафиуллаев Руслан
26Смусева Вероника
27Фунько Вера
28Ягуфова Камила
29Габриелян Семён
30Рябухин Николай
Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).
В октябре и мае проводится мониторинг усвоенных знаний детей.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы с использованием приобретенных навыков.
Место проведения: помещение группы Маленькая страна.
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, ручки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать. Развивается эстетический вкус, аккуратность, усидчивость. У детей выявляется улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Программное содержание
Октябрь
1 нед. Тема: Овощи с огорода
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.
4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Квасим капусту.
2. Морковка - раскрась по образцу.
3. Упражнение Помоги Золушке - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).
4. Игра Что растет в огороде - чудесный мешочек.
5. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2 нед. Тема: Одежда
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.
3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу.
4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.
5. Воспитывать бережное отношение к одежде.
Упражнения
1. П/и Гномики- прачки.
2. Чтение стихотворения Мой мишка - застегивание и расстегивание пуговиц.
3. Упражнение Не дошитое платье - пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы. Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
4. Д/и Оденем Петю.
5. Упражнение Похлопаем - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.
6. Самомассаж гранеными карандашами.
3 нед. Тема: Транспорт
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.
3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.
4. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.
Упражнения
1. Упражнение Что у кого? - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.
2. Упражнение Грузим камушки на грузовик - камушки рассыпаны по ковру.
3. Проехала машина - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.
4. Упражнение Топай-хлопай.
5. Пальчиковая игра Вертолет.
6. Самомассаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки.
4 нед. Тема: Домашние животные
1. Развивать мелкой моторики рук.
2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.
3. Учит детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости.
4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
6. Воспитывать любовь к животным, фантазию.
Упражнения
1. Упражнение Маленький конструктор - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.
2. Упражнение Коготки и лапки.
3. Упражнение Домашние животные - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.
4. Зеленый лужок - рисуем травку для коровки.
5. Д/и Животные и их детеныши.
6. Самомассаж гранеными карандашами.
Ноябрь
1 нед. Тема: Игрушки
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Продолжать учить координар. движения с речью.
3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги.
6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Игрушки.
2. Упражнение Лошадка.
3. Упражнение Что спряталось в комочке разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
4. Упражнение Собери матрешку -2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.
5. Рисуем мячи - на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик).
6. Упражнение "Платочек для куклы" -определение фактуры материала.
7. Пирамидка -лепка из пластилина
8. Самомассаж косточками фруктов.
2 нед. Тема: Птицы
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.
3. Продолжать учить координировать движения с речью.
4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки.
5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Утята.
2. Птичьи следы на песке - рисуем на манке пальчиками.
3. Упражнение Накорми птичек - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.
4. Упражнение Что внутри - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).
5. Упражнение Погуляем - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.
6. Оригами Птички.
7. Самомассаж бусинками.
3 нед. Тема: Посуда
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.
6. Воспитывать бережное отношение к посуде.
Упражнения
1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками).
2. Игра Собери сервиз - чудесный мешочек.
3. Пальчиковая гимнастика Посуда.
4. Упражнение Ловкие ручки - подобрать крышечки к баночкам.
5. Склеим чашку - собрать картинку из 2-х частей.
6. Упражнение Конфеты к чаю - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.
7. Самомассаж гранеными карандашами.
4 нед. Тема Транспорт
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к деятельности.
5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.
6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Лодочка, Пароход.
2. Фигурки из счетных палочек Лодка, Пароход, Машина, Парусник, Самолет.
3. Игра Грузовик построим сами.
4. Упражнение Машина на погрузке - рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам.
5. Самомассаж гранеными карандашами.
6. Упражнение Ловкие ручки - подбери подходящую крышечку.
Декабрь
1 нед. Тема: Дикие животные
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.
4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.
5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.
6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой.
Упражнения
1. Упражнение Животные хотят пить - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.
2. Пальчиковая гимнастика На лужок.
3. Упражнение Нарви молодой травки - мелко нарвать зеленую бумагу.
4. П/и Зайка
5. Упражнение Веселые зверята
6. Угостим медвежонка медом – рисование сот пальчиковыми красками.
7. Самомассаж мячиками (ежиками).
2 нед. Тема Деревья
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.
3. Научить детей завязывать узелки, бантики.
4. Формировать умение координировать речь и движения.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Я по веточке шагаю.
2. Игра Веселые ладошки - завязываем узелки, бантики.
3. Игра с прищепками Наряжаем елочку.
4. Упражнение Найди пару - найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль).
5. Осенние деревья - рисование ладошками.
6. Упражнение Похлопаем - хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
7. Самомассаж косточками фруктов.
3 нед. Тема Зима. Признаки зимы
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Знакомство с глиной как с художественным материалом.
6. Развивать умение сматывать клубочки.
Упражнения
1. Лыжник - рисуем на манке пальчиками.
2. Упражнение Клубочки для бабушки - смотать нитки в клубочки.
3. Упражнение Вязаные лоскутки - работа с лоскутками связанных из разных ниток.
4. Пальчиковая гимнастика Погреемся, Зимняя прогулка
5. Самомассаж мячиками (ежиками).
6. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.
7. Глиняные рожицы - рисуем глиной.
4 нед. Тема: Новый год. Елка
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.
4. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.
5. Развивать умение сматывать клубочки.
6. Стимулировать тактильные ощущения.
7. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Елочка.
2. Упражнение Помоги бабушке - смотать из шерстяной ниток клубочки.
3. Игра Чудесный мешочек - определить на ощупь резиновые игрушки.
4. В лесу родилась ёлочка - обводка трафарета елки, штриховка.
5. Наряжаем ёлку - рисуем пластилином елочные игрушки.
6. Упражнение Выложи по образцу - выкладывание фигур по образцу.
7. Самомассаж косточками фруктов.
Январь
1 нед. Каникулы
2 нед. Тема Снег идет
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.
4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Снежный ком.
2. Снегопад -рисуем пластилином.
3. Упражнение Собери снежинку -выкладывание узора счетными палочками.
4. Упражнение Сосульки - прикрепить прищепки к полоске картона крыше.
5. Самомассаж гранеными карандашами.
6. Упражнение Погуляем - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.
3 нед. Тема: Одежда
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Учить создавать узор из кругов, штрихов.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Воспитывать желание помогать маме.
6. Развивать творческую фантазию.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Постираем белье.
2. Упражнение Помогаем маме -развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.
3. Упражнение Не дошитое платье - пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы. Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
4. Упражнение Ткань на новое платье -работа с лоскутками разной фактуры.
5. Укрась платье Маруси -раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.
6. Самомассаж косточками фруктов.
4 нед. Тема Дикие животные
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.
4. Воспитывать любовь к природе.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Апельсин.
2. Упражнение Зоопарк - игра с решеткой для мойки.
3. Упражнение Ежики на прогулке - делаем колючки для ежиков (прищепки).
4. Угости белочку орешками -аппликация техникой обрывания бумаги.
5. Разноцветный заборчик - игра с прищепками.
6. Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.
Февраль
1 нед. Тема Виды транспорта
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.
3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.
4. Развивать глазомер и точность.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
Упражнения
1. Упражнение Транспорт - выложить рисунок счетными палочками.
2. Упражнение Дорисуй железную дорогу - дорисовать шпалы к железной дороге. (30 уроков… стр. 8)
3. Упражнение Чей кораблик? - лабиринт (30- уроков… стр. 23).
4. Самомассаж мячиками (ежиками).
5. Пальчиковая гимнастика Путешествие.
6. Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.
2 нед. Тема Профессии
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал.
5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Месим тесто, Строим дом.
2. Игра Тесто - имитация замешивания теста в сухом бассейне.
3. Упражнение Каталог тканей - какая ткань на ощупь.
4. Упражнение Собери красивый букет - шнуровка.
5. Мы строители - строим из строительного материала гараж.
6. Упражнение Шишки для белочки - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую - большие.
7. Самомассаж гранеными карандашами.
3 нед. Тема Защитники отечества
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.
3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.
4. Учить детей завязывать узелки и бантики.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Бойцы-молодцы.
2. Фигурки из счетных палочек Танк, Звезды, Флажок.
3. Салют - рисуем пальчиковыми красками
4. Упражнение Орешки - с грецкими орехами.
5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.
6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.
4 нед. Тема Конец зимы
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.
3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Снеговик.
2. Упражнение Остатки запасов - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.
3. Самомассаж гранеными карандашами.
4. Упражнение Солнечный денек - с помощью прищепок делаем солнышко.
5. Веселый снеговик - рисуем мелками круги разного размера.
6. Игра чудесный мешочек - разделить предметы на мягкие и твердые.
Март
1 нед Тема: Мамин праздник
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Тренировать умение создавать узор по образцу.
3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.
6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.
Упражнения
1. Следы от капели - на манке пальчиками ставим точки.
2. Упражнение Солнце светит ярко – ярко - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.
3. П/и Подарок маме.
4. Платочек для мамы - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками
5. Упражнение Бусы для мамы - нанизывание макарон на ленту.
6. Упражнение Погуляем - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.
7. Самомассаж косточками фруктов.
2 нед. Тема: Дом
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Обучение рисованию кругов.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек.
5. Развивать чувство формы.
6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.
7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Упражнения
1. Игра Что лишнее? - Чудесный мешочек.
2. П/и Кроватка, Стул.
3. Домик для мишутки - рисуем на манке.
4. Д/и Маленькие столяры - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.
5. Образно-пластическое творчество детей - Мы строители.
6. Упражнение Похлопаем - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.
7. Самомассаж гранеными карандашами.
3 нед. Тема: Домашние животные
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.
3. Учить детей рисовать волнистые линии.
4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.
5. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться.
6. Стимулировать тактильные ощущения.
7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.
Упражнения
1. Упражнение Маленький конструктор - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.
2. Упражнение Животные хотят пить - мама наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, детенышам капаем пипеткой.
3. Упражнение Прятки - найди всех животных в сухом бассейне.
4. Нарисуй хвост коню.
5. Пальчиковая гимнастика Хозяюшка.
6. Самомассаж гранеными карандашами.
4 нед. Тема Электроприборы
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Развивать внимание.
5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.
Упражнения
1. П/и Это звери.
2. Упражнение Что спряталось в комочке разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.
3. Лабиринт Какая лампа включена (Книга развивающих игр).
4. Раскрась рисунок не выходя за контур- Телевизор, Компьютер, Утюг.
5. Игра Тяжело-легко -рассортируй тяжелые и легкие предметы.
6. Самомассаж мячиками (ежиками).
Апрель
1 нед. Тема Весна
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.
5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.
6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.
7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика Весенний дождик, Встреча птиц.
2. Упражнение Весенняя полянка - с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.
3. Весенний букет - аппликация с использованием оригами.
4. Упражнение Веселые ладошки - завязывание узелков, бантиков.
5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).
2 нед. Тема Звонкая капель
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться
5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.
6. Воспитывать любознательность, самостоятельность.
Упражнения
1. Упражнение Что тонет, что не тонет? - выбрать из группы предметов то, что тонет.
2. Упражнение Веселая пипетка - работа с водой и пипеткой.
3. Конструирование из бумаги (оригами) Лодочки.
4. Упражнение Соберем кораблик - разрезная картинка.
5. Пальчиковая игра Одуванчик.
6. Игра Кулачок - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул).
7. Самомассаж косточками фруктов.
3 нед. Тема "Весеннее солнышко"
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках.
5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.
6. Воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к природе.
Упражнения
1. Игра Узнай фигуру - Чудесный мешочек (геометрические фигуры).
2. Упражнение Веселые ладошки - учимся завязывать узелки, бантики.
3. Лабиринт, К какому растению летит бабочка (Книга развивающих игр).
4. Весенние цветы - одуванчики -рисуем пальчиковыми красками.
5. Пальчиковая гимнастика Улитка.
6. Пальчиковая игра Орешек.
7. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.
4 нед. Тема: Цветы
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Закреплять умение делать из пластилина шарики.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Развивать чувство формы и цвета.
6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.
Упражнения
1. Упражнение Весенний цветок - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.
2. Чудесный мешочек - найди цветок на ощупь.
3. Упражнение Каждому листочку свое место - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
4. Красивые одуванчики - лепка (пластилин +спички).
5. Д/и Собери букет.
6. Пальчиковая игра Бу
Приложение. Пальчиковые игры.
Квасим капусту
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
Прачки гномики
Жили-были в домике
Маленькие гномики: Мики, Чики, Лики, Пики, Токи.
Стали гномики стирать: Токи – рубашки, Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был,
Всем водичку он носил.
Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Ребенок трет кулачки друг о друга. Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.
Вертолет
(Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)
Вверх взлетает вертолет,
Будь внимательным, пилот!
Вертолет, лети, лети,
Лопасти быстрей крути.
Уточка
(Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде).
На волнах качаясь,
Уточка плывет.
То нырнет, то вынырнет –
Лапками гребет.
Упражнение помогает в раскрепощении рук, в освоении кантилены.
Игрушки
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Посуда
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой тарелка.)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец
придерживает безымянный и мизинец –держим вилку.)
Ножик режет нам омлеты. (Режем прямой ладонью взад-вперёд.)
Пароходик
Пароходик в море был.
Ладони соединить в форме чаши.
Вот он к пристани приплыл.
Сделать волнообразные движения в воздухе.
Загудел в свою трубу: У – у – у !
Одновременно пошевелить большими пальцами.
Зимняя прогулка
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Ёлочка
Перед нами ёлочка.
Пальцы переплетены, большие подняты вверх.
Шишечки, иголочки,
Кулачки, иголочки- раздвинуть пальцы.
Шарики, фонарики,
Ладошки держать ковшиком.
Зайки и свечки,
Зайчики - указательные пальцы.
Звёзды, человечки.
Ладошка в виде звезды, человечки - походить пальчиками.
Стирка
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки –
Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.)Устали мои руки!
Встряхивают обе руки.
Апельсин
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка… кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь, кто куда!
Игра проводится за столом. Сложите ладони чашечкой.Сначала покажите растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке. Сожмите пальцы в кулак, затем разогните большой палец. Разогните указательный палец. Разогните средний палец, Разогните безымянный палец. Разогните мизинец. Разведите руки в стороны.
Тесто замесили
Муку в тесто замесили,
Сжимают и разжимают кулачки.
А из теста мы слепили:
Прихлопывают ладошками, лепят.
Пирожки и плюшки,
Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца.
Сдобные ватрушки,Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи.
Обе ладошки разворачивают вверх
Очень вкусно!
Гладят живот.
Строим дом
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом,
Ставят рядом ладошки стены
Есть окошко в доме том.
Складывают указательные пальцы палочкой, остальные соединяют крышей.
Есть ещё одно повыше,
Есть труба вверху на крыше.
Мизинец отставляют в сторону – труба.
Дом готов, зовём гостей:
Показывают оба указательных пальца
Проходите поскорей!
Делают приглашающий жест рукой.
Бойцы- молодцы
Аты - баты, аты - баты!
Поочерёдно шагают указательным и средним пальцами правой и левой руки.
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,Потом артиллеристы,А потом пехота –Рота за ротой.
Хозяюшка
Девочка Иринка порядок
наводила.
Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.
Девочка Иринка кукле
говорила:
Салфетки должны быть
в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,Хлебушек должен быть
в хлебнице,
А соль? Ну, конечно,
в солонке!
Весенний дождик
Капля раз, капля два,(Дети хлопают в ладоши в медленном темпе).
Капли медленно сперва,
Кап, кап, кап, кап,(Хлопки ускоряются).
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап, кап, кап, кап,(Хлопки в быстром темпе).
Зонтик поскорей раскроем,(Соединяют кончики пальцев обеих рук и поднимают воображаемый зонтик над головой).
От дождя себя укроем.
Консультации для родителей.
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и пр.
Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Игра КРУТИСЬ, КАРАНДАШ
Цели: сделать массаж ладоней ребенка.
Материалы: карандаши с ребристой поверхностью.
Ход игры
Раздайте малышам карандаши и предложите покатать их по столу вперед – назад. Предварительно покажите малышам, как выполняется это движение. ( Сегодня мы с вами будем не рисовать карандашами, а катать их по столу: вот так, вперед – назад. Чтобы карандаш не укатился, крепко надавите на него ладошкой.)
Научите детей катать карандаши по столу сначала одной рукой (ведущей), потом другой.
Игра ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ
Цели: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
Ход игры
Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (По ходу чтения дети повторяют ваши движения.)
Раз, два, три, четыре, пять – (поочередно разогните пальцы, начиная с большого.)
Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.)
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Рисование нетрадиционными способами
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.
Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется инфантильная восторженность.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и это сделал Я – всё это моё!.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.
Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.
Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.
А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Игрушки для развития мелкой моторики рук у детей
Мелкой моторикой называют скоординированные действия мышечной, нервной, зрительной и костной систем при выполнении точных и мелких движений пальцами и кистями рук и ног. Особую важность получает её формирование у детей в раннем возрасте, без которой они потом не смогут адаптироваться в жизни. Чаще всего используются всевозможные игрушки для развития мелкой моторики, которые в обязательном порядке должны быть у каждого ребёнка.
Зачем нужны игрушки для развития моторики?
Почему в жизни ребёнка игрушки для развития моторики должны играть такую важную роль? Неужели без них он не сможет стать полноценным, нормально развитым человеком? Судите сами:
1/3 коры головного мозга, которая отвечает за двигательные функции, отведена под действия кистей рук: поэтому без таких игрушек невозможно и развитие определённого участка головного мозга;
рядом с этой важной 1/3 частью располагается участок мозга, отвечающий за речь: не развивая у малыша мелкую моторику, вы будете виноваты в нарушениях речи, которые проявятся позднее;
это развивает у крохи ловкость и сноровку: в будущем он будет успешно справляться с различными задачами, начиная от застёгивания пуговиц и заканчивая красивым почерком;
и, конечно, любые игрушки дарят ребёнку хорошее настроение.
Поэтому так важно уделить развитию детской моторики максимум внимания. В отличие от игр и специальных упражнений, игрушки для развития моторики рук доступны детям с самого малого возраста. Значит, надо этим пользоваться.
У грудничков
Как только вы заметите, что ваш малыш начинает активно хватать всё, что попадается ему под руку, не упустите этот важный момент. Пришла пора вводить в его обиход первые игрушки для развития мелкой моторики. Что это может быть?
Погремушки, сделанные не только из привычной нам пластмассы, но и из дерева, и из ткани: пусть маленькие пальчики чувствуют различный материал; книжки с мягкими страничками из ткани; развивающий коврик, в который будут вмонтированы и небьющееся зеркальце, и мягкие пружинки, и всевозможные шуршалки и пищалки;развивающий центр представляет собой яркую панель, на которой будет множество различных ручек, кнопочек, дисков — их все можно вертеть и поворачивать в разные стороны.
Хватательный рефлекс начинает проявляться у детей в 3 месяца, так что всеми этими игрушками запастись нужно уже к этому времени.
От 1 года до 3 лет
Ближе к году вы заметите, что ранее купленные вами игрушки для развития моторики перестают интересовать малыша. И это совершенно правильно. Он уже успел их освоить вдоль и поперёк, поэтому приготовьте для него что-нибудь более трудное и интересное: кубики, из которых можно строить всевозможные конструкции;пирамидки;конструкторы ЛЕГО;сортер — логический куб с отверстиями различной формы, в которые ребёнок должен вложить фигурки;игрушки-матрёшки;фигурки на магнитах; крупные паззлы для самых маленьких.
Помните о том, что как только ребёнок освоит одну игрушку, заменяйте её на другую. Если что-то даётся ему с трудом, не настаивайте на выполнении трудной пока для него задачи. Отложите: через какое-то время вы сможете вернуть его к этой игрушке, и у него всё получится.
От 3 лет и старше
После 3 лет ребёнку нужны более серьёзные игрушки для развития моторики рук, которые будут помогать ему в формировании речевых навыков и сноровки: игрушки-шнуровки подготовят ребёнка к тому, что к школе он уже будет ловко и быстро завязывать шнурки; паззлы;мозаики;куклы-перчатки и пальчиковые куклы: устройте вместе со своим ребёнком дома настоящий кукольный театр.
Ответственные родители заранее заботятся о будущем развитии своего ребёнка, выбирая для него не простые, забавные, ничего не значащие безделушки, а именно игрушки для развития мелкой моторики. Они с самого раннего возраста и до школьной скамьи должны стать главным атрибутом жизнедеятельности малыша в этот ответственный период. Облегчите своим детям жизнь — украсьте их детство умными, полезными, нужными вещами.
Рисуем вместе с ребенком
Привить ребенку любовь к рисованию - значит показать ему замечательный путь к самовыражению через творчество. Не говоря уже о том, что это занятие поможет навсегда решить проблему свободного времени, разовьет память, наблюдательность и фантазию.
Дети довольно рано осваивают карандаши, ручки и фломастеры. Годовалые малыши азартно чертят, чиркают и калякают на всем, что подвернется им под руку. Открыв тайну волшебных палочек, которые оставляют разноцветные линии, дети начинают испытывать их всеми доступными способами. Это важный предварительный этап, репетиция. Трудность настоящего периода детского творчества для родителей заключается в том, что маленькие художники пока еще не знают ограничений. Их цветные каракули можно увидеть где угодно: на одежде, на стенах, скатертях, в тетрадях старших братьев и сестер. Некоторые обожают рисовать на собственных руках и ногах, приводя взрослых в ужас. Любопытство, помноженное на желание экспериментировать, заставляет их с фломастером в руках осваивать все новые территории. Именно поэтому родителям нужно запастись терпением. Любые ограничения, которые устанавливают взрослые, зачастую воспринимаются детьми, как запрет: нельзя рисовать на стене они понимают как нельзя рисовать. Поэтому на первых домашних уроках маленький художник должен усвоить простое правило: рисовать на бумаге, гораздо интереснее, чем на чем-либо еще. Со временем вы можете предложить ему и другие материалы (холст, картон, керамику), но для начала большой белый лист - идеальный плацдарм для экспериментов с карандашами и фломастерами. Не бойтесь творить вместе с детьми, им это должно понравиться.
1.Заинтересуйте ребенка рисованием. В три годика ребенок уже может взять в руки кисточку. Для работы с гуашью достаточно выбрать несколько основных цветов и, аккуратно выложив немного краски в блюдца, чуть-чуть развести ее водой. Не обязательно следить за тем, чтобы ребенком в этом возрасте было достигнуто точное сходство с реальными предметами. 1-3-летний малыш только знакомится с цветами и красками, и задача взрослых - показать ему их разнообразные возможности. Кончик карандаша может чертить прямую линию, а может оставлять плавные волны, острые молнии, кудрявые загогулины. Яркие цветочные пятна, которые делает кисточка, сами по себе красивы. Если какие-то из них напоминают вам животное или что-то еще, можно показать ребенку чудесное превращение желтого пятна в цыпленка, зеленого - в крону дерева, голубого в тучу, из которой накрапывает дождь.
2.Не ограничивайте творчество маленького живописца. Чтобы не ограничивать творчество начинающего живописца рамками форматного листа, расстелите на полу большой лист бумаги (можно использовать также чистую сторону старых плакатов, календарей, обои), по которому можно ползать и рисовать каракули любого размера.
3.Не бойтесь экспериментировать. Для экспериментов с красками могут пригодиться самые неожиданные вещи: катушки от ниток, ластики, пробки - их можно использовать в качестве печатей, кусочки поролона, старые зубные щетки, перышки. Для рабочей спецовки можно выбрать что-нибудь из старых вещей, чтобы не испачкать одежду.
Все остальное зависит только от вашей фантазии и желания заниматься с ребенком.
Удачи на этом поприще!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Узорова О.В., Нефедова Е.А Пальчиковая гимнастика,
Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности,
Давыдова Г.Н. Пластилинография, Поделки из бросового материала.
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Творческий центр Сфера, Москва 2005 г.