Патриотическое воспитание дошкольников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание дошкольников
Автор: Ушакова Ирина Игоревна
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙLEGAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITY OF CHILDREN Ушакова Ирина Игоревна МБДОУ «Детский сад №117»г.Дзержинск Лунина Елена Ефимовна Нижегородский государственный педагогическийуниверситет им. К. Минина, г. Нижний НовгородAbstract. The article describes the relevance of the legal education of preschool children for the development of the personal qualities of children. The author analyzes the means of legal education, leads the groups of personal qualities that they form.Key words: legal education, socio-cultural environment, personal qualities, legal consciousness.В настоящее время в условиях постоянно изменяющихся социальной среды современное общество требует от каждого человека определенного уровня правовой культуры как основы соблюдения правовых норм и правил и поведения в различных жизненных ситуациях. В связи с этим, необходимым является формирование правовых представлений уже с дошкольного возраста. Актуальность правового воспитания также обусловлена повышением требований общества к уровню социализации дошкольников в современных условиях [1, с. 77].Правовое воспитание дошкольников представляет собой достаточно сложный процесс овладения знаниями, формирования качественной оценки социальных событий, жизненных ситуаций и применение полученных знаний на практике. Переживаемые ребенком эмоции, состояния, его установки, черты личности, выбор, который он совершает, кем и каким он станет, во многом определяются его мыслями. Поэтому важным является формирование и развитие у дошкольников правового сознания. Дошкольники пластичны, эмоциональны, доверчивы, они верят каждому слову воспитателя, что позволяет создать благоприятные условия для формирования правового сознания и поведения. Соответственно, правовое воспитание требует целенаправленной, систематической работы со стороны воспитателя, родителей, дошкольного учреждения. Этой цели наиболее эффективно служит благоприятная социальная среда, которая предоставляет отличные возможности для организации обучения, воспитания и повышения мотивации детей, а также служит моделью позитивной деятельности, в которой строятся человеческие взаимоотношения. Формирование правовой культуры детей дошкольного возраста осуществляется в процессе всей деятельности дошкольного учреждения: на уровне управления учреждением со стороны Администрации, на уровне педагогического коллектива, проявляющимся в характере взаимоотношений между педагогами, на уровне взаимодействия с воспитанниками – все это является предпосылками формирования правового сознания и поведения у детей. Положительная в правовом плане деятельность дошкольного учреждения сама по себе является фактором развития не только правового поведения и сознания, но и личностных качеств дошкольников, таких как ответственность, терпимость, уважение. Это служит первой моделью социального обустройства общества, в которой формируются личностные, нравственный качества детей и правовой опыт поведения.Средства правового воспитания, используемые для развития личностных качеств, следует объединить в три группы:социокультурная атмосфера, культурный фон города, поселка, где проживает ребенок.К данным средства относятся учреждения культуры: театры, музеи, библиотеки, учреждения социального назначения, школы, аптеки, ателье. Интеллектуальный, эмоциональный, культурный заключенный в них потенциал способствуют наполнению детей впечатлениями, развитию и поддержанию интереса к явлениям и событиям социальной действительности, расширяют кругозор, позволяют соотнести себя с окружающим миром и постепенно занимать свое место в огромном мире людей. Формируемые личностные качества: система внутренних потребностей, интересов, положительного и отрицательного образа поведения, эмоционально-оценочное отношение к тем или иным жизненным ситуациям.Каждое дошкольное учреждение должно использовать следующие элементы социального окружения:- архитектурные достопримечательности;- исторические и культурные даты, например, государственные, краевые, городские праздники, торжественные события, праздники в детском саду); - досуговые учреждения (кинотеатр, кукольный театр, театр, планетарий, выставочные центры), общеобразовательные учреждения (школа, художественная, музыкальная школа и т.д.), учреждения здравоохранения (поликлиника), общественного питания (магазины, кафе), остановки транспорта; - улицы, площади, прилегающие к детскому саду, с краткой историей.2) культурно-художественные средства. К ним относятся: художественная литература и фольклор, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыка. Культура как фундаментальное понятие сочетает в себе и искусство, и науку, и мораль, и право, и религию. Уникальность российской культуры – в фокусировании самобытных культур разных народов в единой культуре России. Это сплав, который способствует глубокому погружению в историю страны, позволяет отследить преемственность российских поколений, взращивает начала понимания окружающего, обладает сверхмощным эмоциональным зарядом. Многочисленные исследования доказывают, что дети живо, эмоционально, доверчиво воспринимают читаемые им народные сказки, былины, с удовольствием принимают участие в народных обрядах и праздниках, с восторгом созерцают предметы декоративно - прикладного искусства, с удивлением и душевным трепетом открывают неведомый им мир их предков [4, с. 97].Формируемые личностные качества: способность мысленно ставить себя на место другого человека, понимать намерения, настроения людей, способность контролировать свое поведение в соответствии с нормами правового поведения.3) средства массовой информации (СМИ) – телевидение, пресса, социальные сети. Формируемые личностные качества: активизация социальной активности, самостоятельное добывание знаний и переработка полученной информации посредством размышлений, рассказом о полученных впечатлениях и формирование эмоционально-оценочного отношения к наблюдаемым фактам социальной жизни, шкалы ценностей, нравственности, умений самоконтроля поведения, умения разрешать конфликтные ситуации. 4) совместная деятельность детей, родителей и детей, требующая согласованности действий, предполагающая свободу выбора, умение принимать решения, учитывать свои интересы и интересы других, терпимость по отношению к особенностям других детей, умение находить взаимопонимание, добиваться общего успеха [8, c. 38].Характер взаимодействия значимых взрослых с ребенком во многом определяет характер отношения ребенка к человеку, будет ли позитивным отношение ребенка к человеку, к людям и к себе самим с точки зрения обледенения правовых норм. Дошкольный возраст играет важную роль в становлении позитивного мышления ребенка, позитивного отношения к человеку, к жизни. Именно в этот период развития у ребенка интенсивно формируются свойства личности, закладываются основы для раскрытия уникальности и самобытности. Из этого следует, что уже в дошкольном возрасте должно уделяться особое внимание формированию у детей правового сознания по отношению к миру, общечеловеческим ценностям, где ведущей ценностью является человек [7, c. 56].Таким образом, представленные средства правового воспитания способствуют формированию личностных качеств дошкольников:- активность социальной позиции, инициативность, самостоятельность, способность свободно осуществлять выбор, обосновывать и принимать решения;- умение разрешать конфликтные ситуации, вести себя в обществе в соответствии с нормами правовой культуры, приобретение навыков произвольного контролирования своего поведения, ответственность, уважение, терпимость к окружающим; умение учитывать свои интересы и интересы других, способность оценивать положительные и негативные стороны поведения, выбирать нормативный способ поведения. В заключении следует отметить, что развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания становится возможным при взаимосвязи следующих направлений:- информационно-познавательное, посредством которого дети приобретают знания о своих правах и обязанностях;- эмоционально-оценочный, направленный на развитие умения делать оценку своих действий и поступков других людей с точки зрения правовых норм;- поведенческо-деятельностное, ориентированное на формирование умений осуществлять свое правовое поведение, использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты.Список литературыБорисова, О. Т. Правовое образование дошкольников // Ребенок в детском саду. М.: Просвещение, 2002. №4. С. 77-78. Давыдова, О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. М.: ТЦ Сфера, 2008. 178 с.Загуменная, Л.А. Социально – личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2012. 153 с.Кавардакова, М.А., Майданкина Н.Ю. Ребенок и право. Ульяновск, УИПКПРО, 2005. 214 с.Калинина, Л.В. Правовое воспитание детей через взаимодействие с семьей // Воспитатель ДОУ. 2009. №3. С. 32-35.Кривцова, Е.В. Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей (семинар-практикум) // Управление ДОУ. 2009. №6. С. 15-16.Макарова, Г.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008. 166 с.Харитончик, Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры. Волгоград: Учитель, 2009. 142 с.