"Сверху пар, снизу пар - кипит наш русский самовар"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сверху пар, снизу пар - кипит наш русский самовар"
Автор: Степанченко Наталья Юрьевна
МБДОУ Детский сад № 1
Конспект НОД по ФЦКМ
"Сверху пар, снизу пар – кипит наш русский самовар"
вторая младшая группа
Воспитатель: Степанченко Н.Ю.
Г. Усолье-Сибирское
2018 г.
Основная образовательная область.
Познание (ФЦКМ):формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Дать представление о самоваре, его предназначении и традиции чаепития на Руси.
Интеграция образовательных областей:коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, музыка, художественное творчество.
Задачи образовательных областей.
Коммуникация:продолжать развивать желание слушать рассказ воспитателя, стихотворный материал, понимать его; способствовать развитию всех компонентов устной речи. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
Чтение художественной литературы:способствовать формированию целостной картины мира на основе литературного материала; приобщать к словесному искусству, упражняя в слушании стихов, загадок.
Музыка:приобщать детей к музыкальному искусству. Повышать эмоциональный настрой во время занятия благодаря музыкальному сопровождению. Воспитывать желание слушать музыку.
Художественно-эстетическое развитие: развивать творчество, самостоятельность; учить работать с тестом, раскатывая его прямыми движениями между ладоней или на дощечках в колбаску, затем сворачивая его соединяя концы.
Словарная работа: самовар, пузатенький, чаепитие, крышка, кранчик, баранки.
Оборудование: русский народный костюм, самовары,картинки с разнымисамоварами, чайная посуда, соленое тесто, доски для лепки.
Ход занятия:
(Звучит русская народная песня К нам гости пришли).
Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Рада Вас видеть в моей горнице. Пригласила я гостей да со всех волостей. А вот и они. Пожалуйте, люди добрые! Будьте как дома. (Дети в костюмах заходят в избу и встают полукругом у стола, где расположены самовары).
Хозяюшка: - Ребята, посмотрите, что за чудо – чудное, диво – дивное.
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)Дети: Это самовар.
Звучит песня Пых-пых-самовар
Хозяюшка: -Да, это самовар – птица жар. Его так называют, потому что он долго остывает. Самовар остывает, а в горенке становится теплее. Давайте рассмотрим самовар. (дети рассматривают самовар) Посмотрите, какой он? (Ответы детей)
-Он большой, блестящий, красивый. У него есть крышка, носик. Крышка открывается, и в него можно налить воду(наливаю воду в самовар).
— Женя, что есть у самовара? (крышка) – Правильно!
А носик не простой, с краником, мы повернем ручку и польется горячая вода, которую можно пить (показываю, наливаю в стакан воду). Диана, что это?(кранчик).Правильно!
Кран открывается
Чай наливается.
— Дети, самовар железный, внутри у него горячая вода, кипяток. И чтобы не обжечься, сделали по бокам ручки, за которые можно брать его.
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Ребята, как вы думаете, что означает слово самовар?(воспитатель выслушивает предположения детей, уточняет их ответы)
Самовар означает сам варит, так как в него наливают воду, и вода кипит в нём.
Давно на белом свете
Живет годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар.
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем
Он сердце согревает
Особенным теплом.
Хозяюшка обращает внимание детей на иллюстрированную выставку самоваров. Подчеркивает их красоту, разнообразие узоров, игру красок, сочетание цветов.
Дети читают стихи про самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой!
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Физкультминутка
Само – само – самовар, на столе красуется. (руки на пояс, повороты влево, вправо)
Дышит так, что виден пар - дед им всё любуется.(руки в стороны, улыбаются)
Сапогом его качай, ох, как разгорается,(сжимают кулачки и поднимают-опускают их)
Само – самоварит чай, жаром обливается.(приседание)
Пых – пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением.(вдох, выдох -пых)
Сушки дед вчера принёс – с чаем – наслаждение!(показать сушки)
Чашки ставим, блюдца тоже,чай душистый в них налит. (чашка кулак, блюдце ладошка)
В самоваре все похожи – в отраженье дед глядит.(смотрим друг на друга)
Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить.(показали ладонь и подули)
Ах! Из самовара сладко,чай с баранками нам пить.(поклонились)
Воспитатель:- Ребята смотрите, что-то у нашего самовара совсем не праздничный вид. А давайте его украсим. Игра Бусы самовару (под музыку на верёвочку необходимо надеть сушки)
В давние времена ни одна семья не могла безсамовара обойтись. Все собирались за столом. Ставили в центрсамовари хозяйка всем наливала чаю из него. А чай пили не просто из стаканов и чашек, а наливали в блюдце, которое держали за донышко. К чаю подавали кусочки сахара, варенье, мед, сухарики, пряники. Чай пили вприкуску: откусывали и запивали.
Я приготовила тесто, давайте мы из него приготовим вкусные баранки к чаю. И вспомним потешку про баранки.(дети произносят слова и выполняют движение пальчиками по тексту):
Бай-качи-качи-качи!
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи
С пылу, с жару из печи.
Налетели тут грачи,
Похватали калачи,
Нам остались лишь бараночки.
Дети садятся за столы, приступают ксамостоятельной работе.
Хозяйка:
- Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем!