"Сверху пар, снизу пар - кипит наш русский самовар"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сверху пар, снизу пар - кипит наш русский самовар"
Автор: Степанченко Наталья Юрьевна
МБДОУ �Детский сад № 1�
Конспект НОД по ФЦКМ
"Сверху пар, снизу пар – кипит наш русский самовар"
вторая младшая группа
Воспитатель: Степанченко Н.Ю.
Г. Усолье-Сибирское
2018 г.
Основная образовательная область.
�Познание� (ФЦКМ):�формирование целостной картины мира,� расширение кругозора детей. Дать представление о самоваре, его предназначении и традиции чаепития на Руси.
Интеграция образовательных областей:�коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, музыка, художественное творчество.
Задачи образовательных областей.
Коммуникация:�продолжать развивать желание слушать рассказ воспитателя, стихотворный материал, понимать его; способствовать развитию всех компонентов устной речи. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
Чтение художественной литературы:�способствовать формированию целостной картины мира на основе литературного материала; приобщать к словесному искусству, упражняя в слушании стихов, загадок.
Музыка:�приобщать детей к музыкальному искусству. Повышать эмоциональный настрой во время занятия благодаря музыкальному сопровождению. Воспитывать желание слушать музыку.
Художественно-эстетическое развитие: развивать творчество, самостоятельность; учить работать с тестом, раскатывая его прямыми движениями между ладоней или на дощечках в �колбаску�, затем сворачивая его соединяя концы.
Словарная работа: самовар, пузатенький, чаепитие, крышка, кранчик, баранки.
Оборудование: русский народный костюм, самовары,�картинки с разными�самоварами, чайная посуда, соленое тесто, доски для лепки.
Ход занятия:
(Звучит русская народная песня �К нам гости пришли�).
Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Рада Вас видеть в моей горнице. Пригласила я гостей да со всех волостей. А вот и они. Пожалуйте, люди добрые! Будьте как дома. (Дети в костюмах заходят в избу и встают полукругом у стола, где расположены самовары).
Хозяюшка: - Ребята, посмотрите, что за чудо – чудное, диво – дивное.
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)Дети: Это самовар.
Звучит песня �Пых-пых-самовар�
Хозяюшка: -Да, это самовар – птица жар. Его так называют, потому что он долго остывает. Самовар остывает, а в горенке становится теплее. Давайте рассмотрим самовар. (дети рассматривают самовар) Посмотрите, какой он? (Ответы детей)
-Он большой, блестящий, красивый. У него есть крышка, носик. Крышка открывается, и в него можно налить воду�(наливаю воду в самовар).
— Женя, что есть у самовара? (крышка) – Правильно!
А носик не простой, с краником, мы повернем ручку и польется горячая вода, которую можно пить (показываю, наливаю в стакан воду). Диана, что это?(кранчик).�Правильно!
Кран открывается
Чай наливается.
— Дети, самовар железный, внутри у него горячая вода, кипяток. И чтобы не обжечься, сделали по бокам ручки, за которые можно брать его.
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Ребята, как вы думаете, что означает слово �самовар�?�(воспитатель выслушивает предположения детей, уточняет их ответы)�
Самовар означает �сам варит�, так как в него наливают воду, и вода кипит в нём.
Давно на белом свете
Живет годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар.
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем
Он сердце согревает
Особенным теплом.
Хозяюшка обращает внимание детей на иллюстрированную выставку� самоваров. Подчеркивает их красоту, разнообразие узоров, игру� красок, сочетание цветов.
Дети читают стихи про самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой!
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Физкультминутка
Само – само – самовар, на столе красуется. (руки на пояс, повороты влево, вправо)
Дышит так, что виден пар - дед им всё любуется.�(руки в стороны, улыбаются)
Сапогом его качай, ох, как разгорается,�(сжимают кулачки и поднимают-опускают их)
Само – самоварит чай, жаром обливается.�(приседание)
Пых – пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением.�(вдох, выдох -пых)
Сушки дед вчера принёс – с чаем – наслаждение!�(показать сушки)
Чашки ставим, блюдца тоже,�чай душистый в них налит. (чашка кулак, блюдце ладошка)
В самоваре все похожи – в отраженье дед глядит.�(смотрим друг на друга)
Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить.�(показали ладонь и подули)
Ах! Из самовара сладко,�чай с баранками нам пить.�(поклонились)
Воспитатель:�- Ребята смотрите, что-то у нашего самовара совсем не праздничный вид. А давайте его украсим. Игра �Бусы самовару� (под музыку на верёвочку необходимо надеть сушки)
В давние времена ни одна семья не могла без�самовара обойтись. Все собирались за столом. Ставили в центр�самовар�и хозяйка всем наливала чаю из него. А чай пили не просто из стаканов и чашек, а наливали в блюдце, которое держали за донышко. К чаю подавали кусочки сахара, варенье, мед, сухарики, пряники. Чай пили вприкуску: откусывали и запивали.
Я приготовила тесто, давайте мы из него приготовим вкусные баранки к чаю. И вспомним потешку про баранки.�(дети произносят слова и выполняют движение пальчиками по тексту):
Бай-качи-качи-качи!
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи
С пылу, с жару из печи.
Налетели тут грачи,
Похватали калачи,
Нам остались лишь бараночки.
Дети садятся за столы, приступают к�самостоятельной работе.
Хозяйка:�
- Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем!