"Организация работы с родителями по вопросам здоровьесбережения детей"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация работы с родителями по вопросам здоровьесбережения детей"
Автор: Кобякова Ольга Владимировна

Организация работы с родителями по вопросам здоровьесбережения детей.
Береги здоровье смолоду - этот девиз отражает необходимость укрепление здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждой семьи утверждает педагог Л.Я.Лысова. Проанализировав создавшуюся ситуацию по вопросам здоровьесбережения детей ДОУ и микрорайона, педагоги убедились, что знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не всегда согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности. Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала и педагогами создана система физкультурно-оздоровительной работы, разработана программа Здоровый ребёнок, один из разделов которой отводится работе с семьёй. Целью нашей работы стало: Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья. Задачи: - обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата; - оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка; - учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы; - привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды; - расширить спектр средств и способов работы с родителями; - способствовать обеспечению ОБЖ. В работе с семьёй по здоровьесбережению мы придерживаемся основных принципов. 1.Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2.Системность и последовательность работы. 3.Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. 4.Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. В работе используем методику Д.Б.Филонова, методику контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем: - Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны; - Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие; - Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов. Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установления доверительных отношений. В работе с родителями мы используем нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого ребёнка. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подход к ребёнку, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. К досуговым формам относятся праздники, выставки рисунков, фотовыставки, конкурсные развлекательные программы, совместные прогулки, турпоходы, совместный кросс, развлечения, конкурсные программы в семейных клубах Вместе с папой, Малыш, У самовара, Гармония. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. К познавательным формам относятся устный журнал, конференции, круглый стол, заседания в клубе Малыш, медико-педагогический патронат, заседания в клубе Наш малыш, профилактический патронат, семинары-практикумы, заседания в клубе Нехворайка, групповые консультации, месячники, заседания в клубе Мои права, Гармония, собрания, декады. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. К наглядно-информационным формам относятся Дни открытых дверей, информационный стенд, выпуск буклетов, газет, организация мини-библиотек, выпуск информационных бюллетеней, папки-ширмы, уголок здоровья, папки-передвижки, памятки, уголки для родителей, просмотр НОД. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование
С какой целью используется эта форма
Формы проведения общения
Информационно-аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик"
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний,
семейные клубы, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, папки-
передвижки
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек
Структурно-функциональная модель перспективного плана работы с родителями состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного. Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт. Второй блок - практический. В нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием. Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока. За последние годы практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей чаще оценивается по количеству мероприятий и невсегда учитывается насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. С целью отслеживания качества и результативности работы с родителями был введен третий блок - контрольно-оценочный. Контрольно-оценочный блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов. В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата. Результаты работы показали эффективность использования данной модели в работе с семьями в повышении педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья. Так анкетирование показало, что увеличилось число семей, которые целенаправленно стали заниматься формированием привычки к здоровому образу жизни у своих детей на 37 %. 41 % семей стали активно заниматься закаливанием детей в домашних условиях. Родители стали более осознанно относиться к профилактическим мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата. Сотрудничество и поддержка семьи в физическом воспитании дошкольников позволило добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей.