Творческий проект - как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческий проект - как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Автор: Седова Валентина Викторовна

Творческий проект - как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.Учитель технологииМОУ Икшинская СОШСедова В.В.Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:"Скажи мне - и я забуду.Покажи мне - и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь".Проектный метод входит в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что "вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее".Для этого нам важно вспомнить основные цели современной системы образования, которые включают в себя
  • интеллектуальное и нравственное развитие личности,
  • формирование критического и творческого мышления,
  • умения работать с информацией.
  • Цель Образовательной системы - формирование функционально грамотной личности.Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Проще сказать, что функционально грамотная личность - это человек:
  • ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:
  • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
  • умеющий отвечать за свои решения;
  • способный нести ответственность за себя, своих близких;
  • обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
  • для которого поиск решения в нестандартной ситуации - привычное явление;
  • легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
  • понимающий, что жизнь среди людей - это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;
  • хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
  • владеющий современными информационными технологиями;
  • обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.
  • Компетентность обучающихся в области решения проблемПод компетентностью в области решения проблем понимается "способность обучающегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях".Общеучебные умения, необходимые для решения проблем
  • Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, интегрировать информацию из разных источников);
  • Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
  • Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
  • Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
  • Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)
  • Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
  • Под методом проектов понимается система обучения, при которой обучающийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий - проектов.Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.Проектирование - деятельность, под которой понимается "промысливание" того, что должно быть.Учебный проект - это специально организованный педагогом и выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.Проект от лат. "projektus" означает буквально "выброшенный вперед". Французское слово "projet" переводится как "намерение, которое будет осуществлено в будущем".Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность обучающегося, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.Основной целью использования метода проектов в обучении является возможность в овладении обучающимися коммуникативной компетенцией.Для чего нам нужен метод проектов
  • Научить обучающихся самостоятельному, критическому и творческому мышлению. Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Расширять области познания обучающихся.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения. Развивать индивидуальность.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Развивать коммуникативность обучающихся.
  • Формировать активную жизненную позицию обучающихся.
  • Совокупность методов, используемых в проектной деятельностиЕсли говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.И так, Проект - это шесть "П".Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация - "Портфолио".Основные требования к учебному проекту
  • Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.
  • Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, т.е., планирование действий по разрешению проблемы.
  • Исследовательская работа обучающихся как обязательное условие любого проекта, заключается в поиске информации.
  • Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.
  • Требования к организации образовательных проектовК организации образовательного проекта предъявляют следующие требования:
  • проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания обучающихся;
  • обучающиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность обучающихся должна иметь целесообразный характер;
  • работа обучающихся должна быть осмысленной и активной;
  • обучающиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
  • для взаимодействия обучающихся используется групповая форма работы.
  • Классификация проектовПроекты достаточно разнообразны. В основу их классификации могут быть положены разные типологические признаки:По характеру доминирующей деятельности в проекте:
  • поисковый проект (поисковая деятельность);
  • исследовательский проект;
  • творческий проект;
  • игровой проект (ролевая деятельность);
  • прикладной (практико-ориентированный) проект;
  • ознакомительно-ориентированный проект.
  • По предметно-содержательной области:монопроекты: (осуществляемые в рамках одного предмета; работа над ним вполнеукладывается в классно-урочную систему);межпредметный проект (предполагает использование знаний, умений и навыков по двум и более дисциплинам,, чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности);надпредметный проект (выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания учебных дисциплин, используется в качестве дополнения к учебной деятельности).По характеру координации проекта:
  • непосредственный (жесткий, гибкий);
  • скрытный (неявный, имитирующий участника проекта).
  • По характеру контактов:
  • внутренние (колледж);
  • региональные (город, район, регион);
  • международные
  • По количеству участников проекта:
  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой;
  • коллективный;
  • массовый
  • По продолжительности проекта:
  • длительный (от месяца до нескольких месяцев);
  • средней продолжительный;
  • краткосрочные.
  • На разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся педагог выступает в различных ролевых позициях:
  • проектировщик: проектирует основные вехи проектно-исследовательской деятельности обучающихся до ее выполнения;
  • фасилитатор-консультант, побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет способами задавать вопросы исследовательского типа, при этом создает атмосферу безопасного выражения обучающимися своего мнения;
  • координатор, помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет процедурные функции (например, определение очередности высказываний).
  • мастер
  • Координатор проектаОднако следует заметить, что в любом случае, преподавателю, работающему с обучающимися в проектной форме, следует уйти с авторитарной позиции и выработать в себе следующие качества, необходимые для личностно-ориентированного общения и партнерского взаимодействия:Координатор проекта должен обладать определенными качествами:
  • Иметь хорошие организаторские способности;
  • Быть методически грамотным;
  • Владеть навыками межкультурного общения;
  • Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с обучающимися;;
  • Активно сотрудничать в проектной деятельности;
  • Уметь работать с большими объемами информации;
  • Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
  • В своей педагогической деятельности я использую метод проектов не первый год. Организация проектной деятельности очень важная часть моей работы.Личностная ориентация -
  • это возможность сделать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
  • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
  • это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер.
  • Воспитательный аспект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.Этапы учебного проекта:1 этап - Подготовительный:- выявление проблемы, определение целей и задач проекта,- формирование проектной группы.- обсуждение задания,- совместная разработка плана выполнения проекта,- определение источников информации,- распределение обязанностей в группе,- разработка практического применения проекта.2 этап - Основной:- изучение литературы по теме,- сбор и уточнение информации, - обработка и анализ полученных данных,3 этап - Заключительный:- презентация проекта,- участие на конференции, защита работы,- рефлексия (анализ достижения цели и задач, оценка деятельности каждого члена проектной группы, анкетирование среди обучающихся "Что вам дал наш проект?").В процессе проектной деятельности обучающиеся учатся самостоятельно работать с информационными источниками: находить нужную для проекта информацию, использовать ее в работе над проектом, учатся проявлять свои творческие способности, работают в мини-группах. Поэтому стало возможным в системе реализовывать проекты исследовательской направленности, где формируются у обучающихся общие компетенции.Таким образом, учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, развития творческих способностей обучающихся, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений.Каждый проект - это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.