"Родительское собрание как одна из эффективных форм взаимодействия семьи и школы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Родительское собрание как одна из эффективных форм взаимодействия семьи и школы"
Автор: Неволько Оксана Борисовна

Тема : «Классное родительское собрание как одна из эффективных форм взаимодействия семьи и школы.Сегодня как никогда совместная деятельность семьи и школы позволяют обеспечить эффективность психического и социального развития учащихся, нормализовать условия его развития, сформировать необходимые психотехнические навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников. Поэтому очень важным становится поиск новых эффективных форм взаимодействия семьи и школы. В конце 1 четверти текущего 2018-2019 учебного года было проведено анкетирование классных руководителей о выявлении трудностей подготовки и проведения родительских собраний. У 53% классных руководителей не существует трудностей по этому вопросу. Трудности существуют: у 10% классных руководителей с выбором темы собрания; у 29% с подбором научно-методической литературы; у 5% с подбором психолого-педагогической диагностики; у 15% с обеспечением явки родителей на собрания; у 24% классных руководителей возникает трудность при оформлении собрания наглядными материалами, у 14% трудности появляются при выработке методических рекомендаций для родителей, также 14% классных руководителей не могут эмоционально настроить себя на собрание.Именно, взаимодействие семьи и школы – на сегодняшний день одна из важных и сложных задач в работе каждого учителя, и волнующий вопрос для родителейСтандарт второго поколения расширил круг лиц, отвечающих за его исполнение – это не только государство и учитель, но и социум, и прежде всего семья. Сегодня Родители получили возможность непосредственно влиять на образовательный процесс, но в новых образовательных стандартах расширены не только права родителей, но и реально увеличены обязанности родителей по обучению и воспитанию своих детей. Большинство семей сегодня озадачено решением большинства проблем экономического выживания и не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, личности, которой сегодня особенно необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. И в таких условиях, на школу, на классного руководителя возлагается важнейшая задача – эффективно организовать взаимодействие семьи и школы. Сегодня мы говорим о том, как это сделать через классное родительское собрание. Предлагаемый материал, поможет классным руководителям творчески и по-новому подойти к организации встречи с родителями, а родителям – осознания необходимости правильного сотрудничества со школой в лице классного руководителя. Предлагая вашему вниманию данную тему , я не ставлю перед собой цель представить вам целостные разработки родительских собраний (от начала до конца, с целями, задачами, конкретными теоретическими выкладками и практическими упражнениями. Любую разработку родительского собрания, пусть даже очень качественно составленную, всегда приходится переделывать, Как показывает опыт, каждая аудитория слушателей (родителей) индивидуальна. В данной беседе мы рассмотрим отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительских собраний, сделать его интересным и понятным.Итак, вы готовите родительское собрание. В первую очередь я хотела бы обратить внимание на разработку классным руководителям алгоритма подготовки классного родительского собрания и обозначить прежде всего: какое это собрание: первое, текущее, тематическое, итоговое и т.п. Первое родительское собрание является, как правило, организационным и вся предоставляемая вами информация родителям будет носить чисто организационный характер.Далее, Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, поездок. Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется и потребностями родителей, и особенностями самих обучающихся детей в данном классе, и пожалуй именно тематические собрания играют ключевую роль в нашем сотрудничестве, где родитель получает ответы на волнующие его вопросы.Итак, Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Начать подготовку целесообразно с анкетирования среди обучающихся и родителей. Это необходимо сделать для того, чтобы выявить потребности, сформулировать запросы участников собрания, Важный вопрос: Как привлечь внимание родителей? Как расположить родителей к беседе, дать им возможность выступить с волнующими их вопросами, создать благоприятную обстановку. Можно создать музыкальный фон (красивую классическую музыку) пока родители собираются к назначенному времени. Для привлечения внимания родителей на начальном этапе собрания можно использовать данные, полученные при анкетировании их детей. Например, предварительно ребятам предлагалось составить письменный портрет: «Моя мама» «Мой Идеальный папа», « Идеальная семья»- это ….». затем классный руководитель зачитывает ответы детей и предлагает родителям найти свой портрет в описании своего ребенка. Такой прием позволит заинтересовать родителей, включить их в беседу. Также можно представить через технические средства(компьютер, проектор, интерактивную доску) фотографии детей из жизни школы, каждому родителю интересно увидеть своего ребенка в другой социальной роли: роли ученика, друга, и т.п. Также педагог может с успехом применять метафоры - обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной в соответствии с замыслом собрания, это будет косвенное сообщение информации в виде поучительной истории. Переходя к основной части родительского собрания и выступая с актуально ( я подчеркиваю) выбранной темой, можно распечатать и раздать родителям некоторые материалы по педагогике, возрастной психологии и воспитанию детей. Конечно, можно рекомендовать литературу родителям по данной теме, но не все из родителей наших учеников, придя с работы домой, возьмутся читать книги по педагогике и воспитанию детей. А педагог можем раздавать им самые интересные материалы по этой тематике прямо на родительских собраниях. При чём, не стоить копировать и раздавать родителям скучные и слишком научные статьи о том, как правильно воспитывать детей. Надо раздавать яркие, запоминающиеся материалы, с образными сравнениями и многочисленными вопросами к читателям. Такие материалы, которые написаны живым ярким языком и заставляют о многом задуматься.Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (мотивация к учебе, тревожности.), хорошо, чтобы родители, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему ребенку, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.В связи с этим на родительских собраниях можно применять прием экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации. Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. например: анкеты «три традиции вашей семьи» «Трудности ребенка в школе», «Стили воспитания в вашей семье». Т.е родителям предлагается кратко и точно обозначить свои позиции по данному вопросу.Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому очень эффективным шагом является формирование традиций родительских собраний.Например, традиция вступления родителя на собрании по какому –либо вопросу. Конечно, можно и заранее встретиться, обговорить с родителем тему его выступления, интересную для него, можно на собрании предложить родителям успешного ученика поделиться своими секретами воспитания, которые дают положительный результат. Можно использовать традицию поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, благодарственные письма. Для начальной школы, хорошей традицией родительских собраний, которая может существовать в течение всего времени обучения ребенка в начальной школе, является ведение родительских дневников.Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания.На первой странице дневника родители фиксируют интересы и увлечения; положительные качества характера ребенка. Вторая страница дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка: каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Здесь же родители указывают фамилии людей, наиболее авторитетных и значимых в жизни ребенка. Иногда такие данные помогают решать многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю в воспитании детей.Последующие страницы родительского дневника могут быть посвящены содержанию родительских собраний.Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания. Лист успехов. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице педагог фиксирует достижения ребенка, связанные с его обучением и воспитанием. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку успехов, вкладывают ее в дневник и в течение всего родительского собрания работают с ней.Страничка успехов помогает родителям больше узнать об их детях, обращает внимание семьи на те моменты, которые родители, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фиксирует достижения ребенка, которые формируются в семье и проявляются в детском коллективе.Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией.Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?Опыт показывает, простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не всегда оставит след в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Очень интересный методический прием, - «Вредные советы» ( по любой проблеме можно их можно составить) Родителям на собрании предлагаются, например, «Вредные советы» по общению с ребенком», и в ходе их обсуждения показывается как подобное отношение к ребенку отразится на его развитии, а также совместно разработать правильные или полезные советы по общению . Предлагаю еще несколько интересных, на мой взгляд, приемов работы с родителями на собрании. «Дерево проблем» Этот приём используется для постановки проблемы на родительском собрании.Накануне собрания обучающимся выдаются «листочки дерева» зелёного и жёлтого цвета. На листочках зелёного цвета дети пишут причину получения неудовлетворительных оценок, причину нежелания учиться.(Пишут те учащиеся, которые считают, что эта проблема для них характерна). Листья прикрепляются к общему дереву. Затем на жёлтых листьях они пишут, в чём причина причины. И снова прикрепляют к дереву. Полученные данные анализируются и представляются родителям, и можно предложить родителям самим сформулировать проблему. «Клубок вопросов». В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок.Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы. «Карусель проблем». Все участники родительского собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению прекращается, ее участники обобщают полученные ответы и представляют их всем. Обсуждение выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Ее целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания.Например, тема родительского собрания "Как помочь ребенку учиться самостоятельноожет быть представлена такими вопросами:Как научить ребенка быть внимательным?В каких случаях целесообразнее выполнять задание вместе?Как проконтролировать учебу ребенка? и др.Слишком узкие проблемы с трудом поддаются дифференциации.Множество интересных методических приемов для обсуждения оптимальных стратегий для построения взаимоотношения родителей с детьми предлагаются педагогами –психологами Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. Это такие приемы, как:– «Скорая помощь» (родители, работая в группах, разрабатывают всевозможные приемы профилактики и коррекционного воздействия на ребенка с той или иной проблемой),«Письмо от имени ребенка» с проблемой в развитии (родители, работая в группах, составляют обращение родителям от имени «проблемного ребенка», как бы ему хотелось, чтобы с ним взаимодействовали взрослые) и др. Каждый из представленных приемов по-своему интересен и может быть взят на вооружение педагогом для работы с родителями.Приемы завершения родительских собранийРодительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Приведем конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии.Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: "Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?" Могут быть и другие вопросы - по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог снова может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.Практически каждое родительское собрание я завершаю раздачей памяток родителям, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендацииПонятно, что невозможно описать все имеющиеся методические приемы для повышения эффективности родительского собрания. Их множество не ограничивается представленными мною вашему вниманию. Педагог же, работая с родителями, должен постоянно вести поиск подобных приемов для использования их в своей практике. Литература:1. Абраменкова, В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. – 1998. – № 4. 2. Азаров, Ю. П. Педагогика и. а. Ильина // Воспитание школьников. – 2000. – № 7. 3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. 4. Бестужев-Лада, И. В. Что делать родителям в школе? // Классный руководитель. – 1997. – № 1. .