ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "МОИ УВЛЕЧЕНИЯ"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "МОИ УВЛЕЧЕНИЯ"
Автор: Бугрова Елена Николаевна
Пояснительная записка. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Из века в век человек выражал в искусстве свое отношение к жизни. Через прекрасное – представление о добре, красоте; через безобразное – представление о зле. Через искусство происходит и передача этих знаний следующим поколениям, формирование традиций, отношений.Направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Мир увлечений» относится к программам художественной направленности. Программа предполагает углубленное изучение технологических операций в декоративно-прикладном творчестве, что соответствует реализации продвинутого уровня обучения. Преподавание по программе ориентировано на развитее духовного мира подростков, посредством живого эмоционального общения с декоративно-прикладным творчеством. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Мир увлечений» заключена в том, что перед обучающимися ставятся более масштабные цели и задачи, чем в предшествующих базовых программах «Фантазёры» и «Страна Фантазий». Обучающиеся свободно владеют навыками декоративно-прикладного творчества и знакомятся с более сложными и углублёнными, но доступными для их возраста видами искусства, что позволит вовлечь их в активную творческую жизнь, организовать досуг. Актуальность программы обусловлена ее рациональностью и реалистичностью. Обучающиеся уже владеют базовыми знаниями, умениями и навыками, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельности. Каждый обучающийся проходит путь от художественно - образного восприятия реальности, рождения замысла, поиска способов его воплощения до практического осуществления идеи и оценки результатов своего труда. Итогом этого пути должно стать раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, выработка потребности в созидательной, творческой деятельности. Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Мир увлечений» обусловлена тем, что она направлена на мотивацию личности к творчеству и познанию. Она даёт каждому ребёнку возможность попробовать свои силы в разных видах и направлениях декоративно-прикладного творчества, выбрать для себя приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. Ведущей педагогической идеей программы является включение учащихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности учащегося в образовательном процессе. Отличительные особенности. Дополнительная общеобразовательная программа «Мир увлечений» имеет художественную направленность. Программа составлена на основе авторских программ: педагога дополнительного образования Гусевой Н.В. - Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Изготовление цветов из различных материалов», педагога дополнительного образования Болтуновой Е.В. - дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Дизай». При разработке программы были проанализированы учебно-методические пособия: «Программы внеурочной деятельности» Григорьев Д. В., «Программы дополнительного художественного образования детей» Копцева Т. А., «Декоративно-прикладное творчество» Воробьёва О. Я., «Технология рукоделия» Маркелова О.Н., «Обучение мастерству рукоделия» Гурбина Е. А., «Кружок изготовления игрушек-сувениров» Молотобарова О. С., и др. В программу внесены следующие изменения:В данной программе углубленного уровня сокращено обучение с двух учебных годов до одного года. В учебно-тематический план введены разделы «Выполнение выставочных работ». В связи с этим сокращено количество учебных часов раздела «Работа с бумагой». Программа «Мир увлечений» углубленного уровня обучения и направлена на развитие творческой индивидуальности и ориентирована на активизацию творческого потенциала обучающихся, их самореализацию и самоутверждение в процессе участия и возможных побед на конкурсах, фестивалях различного уровня и профессионального самоопределения. Исходя из опыта работы и степени усвоения учебного материала, программа включает в себя не только обучение, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в разной технике. В процессе обучения, возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу. На протяжении всего курса обучения обучающиеся активно принимают участие в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности. Большое значение уделяется на занятиях вопросам краеведения, истории, культуре разных народов, этике, эстетике. Каждый ребенок проходит весь естественный процесс творчества от замысла, идеи, через эскизы, наброски, рисунки, картона - до создания произведения, его оформления и показа. Поэтому периодическая организация выставок, участие в конкурсах дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками. Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Мир увлечений» предназначена для детей 14 - 17 лет. В детское объединение принимаются все желающие. Набор проходит на основании результатов итоговой аттестации освоения программ базового уровня (в той же предметной области) или по итогам вступительных испытаний (определение уровня знаний предметной области, наличия способностей и стремления к творческой деятельности). Наполняемость группы регламентируется Уставом учреждения. Предполагаемый состав групп: разновозрастные, численный состав обучающихся 10 человек, учитывая площадь помещения согласно требованиям СанПиН. Привлечение обучающихся в детское объединение, проходит в форме мастер-классов, рекламных объявлений, бесед с родителями. Занятия проводятся в учебной комнате с условиями, отвечающими требованиям СанПиН . Уровень программы, объём и сроки. Дополнительная общеобразовательная программа «Мир Фантазий» носит углубленный уровень. Срок обучения - 1 учебный год с объёмом 216 часов учебной нагрузки- 6 часов в неделю. Начало реализации программы ориентировано на детей 14 – 15 лет. Форма обучения – очная. Режим занятий. Общее количество часов обучения – 216 часов в год, 6 часов в неделю. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа или 2 раза в неделю по 3 академических часа.Особенности организации образовательного процесса. Группы формируются из учащихся приблизительно одного возраста (возможен разновозрастной состав) являющихся постоянным составом творческого объединения Форма занятий – групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом. Занятия строятся таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются для всей группе, а дальнейшая работа ведется в индивидуальном порядке с учетом личностных качеств обучающихся.Состав группы – постоянный. Программой предусмотрены следующие формы проведения занятий: поисковые исследования, проекты, мастер-классы, открытые занятия, выставки, практические занятия.Цели и задачи программы.Общая цель программы - раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, формирование нравственно-личностных качеств, приобщение к ценностям художественной культуры, создание условий для самореализации, профессионального самоопределения.Задачи программы. Образовательные (предметные):Приобретение знаний по техники безопасности при работе с различными материалами, инструментами и приспособлениями. Приобретение навыков работы различными художественными материалами и инструментами.Приобретение элементарных трудовых навыков, с помощью которых происходит саморазвитие, побуждение к творчеству и самостоятельности.Ознакомление с национально-региональными особенностями искусства Кубани.Личностные:Формирование дружелюбия, коммуникабельности, интереса к сотрудничеству, дисциплинированности.Формирование умения сотрудничать при выполнении коллективных работ, умения использовать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.Формирование умения доводить начатое дело до конца.Формирование потребности в здоровом образе жизни, потребности применения гигиенических знаний и умений. Формирование бережного отношения к своим вещам и рабочему месту, умения готовиться к занятию и убирать свое рабочее место в конце занятия Формирование толерантности, выполнение профилактики асоциального поведения.Формирование готовности к саморазвитию.Формирование патриотических чувств, любви к Родине.МетапредметныеСоздание творческой атмосферы на занятиях для выявления и раскрытия творческих способностей каждого ребенка.Формирование интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи.Формирование желания творить самостоятельно.Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;Формирование интереса к выбранному виду деятельности.Формирование стремления самостоятельно сочетать знакомые техники, осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.Развитие самостоятельности в выборе художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла.Воспитание уважения к культуре своего народа и своей Родины.Содержание программы.Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно - ориентированного обучения и построена на следующих педагогических принципах:доступности и последовательности в обучении - «построение» учебного процесса от простого к сложному;природосообразности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;наглядности - использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения;связь теории с практикой - сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений;актуальности - приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей;межпредметности - связь программы с другими науками или областями деятельности (музыка, изо, рукоделие).культуросообразности - основывается на ценности региональной и национальной культур;прагматичности - практической полезности.Программа не имеет жестких рамок и может корректироваться в зависимости от умений и пожеланий обучающихся. На занятиях педагог осуществляет индивидуальный подход к каждому, поэтому может корректировать и изменять в процессе работы уровень сложности выполнения творческих заданий.Учебный план. Содержание учебного плана.Раздел 1. Вводное занятие.Теория: Общие требования к обучающимся. План работы и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности при выполнении различных работ. Беседа о декоративно-прикладном творчестве. Обсуждение темы проектов.Раздел 2. Игра с цветом. Теория: Мир цвета - что это такое? Беседы о характере цвета, чувствах, которые он вызывает, символом чего он является, какое настроение он дарит. Использование контраста цвета для выделения главного. Явление цветового контраста. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна, Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна. Умение пользоваться красками, овладение навыками организации рабочего места.Практика: Цвет в природе. Упражнения на смешивание цветов, растяжка цвета. Виды мазков. Нетрадиционное рисование. Какого цвета радуга. Серия упражнений на построение контрастных цветовых отношений. Творческая работа.Раздел 3. Бумагопластика . Данная тема объединяет в себе несколько направлений декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся закрепляют знания по такими видами творческой деятельности, как:-бумажная живопись- Основные группы аппликации: сюжетная, декоративная. Материалы и инструменты для работы с бумагой. Изготовление поздравительных открыток в технике художественной аппликации: проработка сюжета, вырезание деталей, выкладывание картинки, приклеивание на основание (фон), оформление работы.- квиллинг (техника бумагокручения) Повторение основных видов скруток, и на из основе создаются открытки, панно, декорируются объемные формы(бутылки, вазочки, шкатулки), изготавливаются магниты на холодильник, выполняются сложные составные панно с изображением животных, птиц, насекомых, оформляются рамки для фото, изготавливаются красивые декоративные цветочные шары;- пейп арт- декоративная техника оформления предметов интерьера и создания стильных аксессуаров. В основе бумажная скрутка, которая обрабатывается акриловыми красками и позолотой, что делает изделия оригинальными и неповторимыми. Изготавливаются такие изделия: «Денежное дерево», «Шкатулка», «Декоративная бутылка»;декупаж –знакомство с техникой «Декупаж», историей её появления в России. Декупаж – это техника, которая позволяет переносить готовые изображения на различные поверхности. Изготовление творческой работы.Раздел 4. Работа с волокнистыми материалами с и тканью – в основе аппликация из нитей. С помощью акриловых или синтетических нитей и клея, по заранее выбранному эскизу и переведенному на плотную основу, наклеиваются на изображение нити плотно друг к другу, подбирая по цвету и толщине. На практике выполняются панно на различную тематику, и декорируются объемные жесткие формы; Шитье сувенирных брелоков, игрушек, и забавных мелочей. Раздел 5. Вышивка- метки, монограммы. Изучение темы начинается с освоения простых швов (стебельчатый, тамбурный). На их основе выполняется вышивка метки или монограммы, по заранее разработанному эскизу. Дополняется вышивка декоративными элементами: пуговицами, бусинами.- вышивка бисером- в данной подтеме рассматриваются два вида вышивки бисером: по счетной схеме и по однотонному фону. По сетной схеме используются схемы для вышивки крестом, для другой- произвольный рисунок наносится на фон и подбирая по цвету и форме бисер вышивается изображение. В завершении темы обучающие выполняют аппликацию для оформления одежды по собственному эскизу.Раздел 6. Творческий проект. Работа над проектом. Индивидуальная работа. Защита творческого проекта.Раздел 7. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся.Планируемые результаты обучения.Предметные результаты: к концу учебного года обучения обучающийся должен знать:Правила техники безопасности во время занятий в творческом объединении и дома при работе с различными художественными материалами и инструментами.Правила организации рабочего места.Правила и способы работы художественными материалами и инструментами.Основы цветоведения.Виды декоративно-прикладного творчества.Этапы построения композиции.Последовательность выполнения изделий. Свойства использованных материалов. Требования к качеству готовых изделий.Применять полученные знания и умения в повседневной жизни.Уметь:Правильно организовать своё рабочее место.Правильно пользоваться различными художественными материалами и инструментами.Выполнять эскиз.Создавать выразительные образы в аппликации, используя обрывание, силуэтное, симметричное вырезание, ленточное вырезание, прорезной декор, складывание бумаги.Грамотно составлять композиции.Выполнять работы самостоятельно, используя полученные знания, умения и навыки.Анализировать работы.Работать в парах и группах, сотрудничать с другими детьми.Различать народные промыслы по внешнему виду и декору.Готовить свое рабочее место в начале занятия и приводить его в порядок в конце занятия. Личностные результаты: Способность к адекватной самооценке, упорство в достижении цели, чувство собственного достоинства, уважение к собственной личности, готовность к саморазвитию.Толерантность, дружелюбие, взаимопомощь, аккуратность, дисциплинированность, внимательность, коммуникабельность, сообразительность, самостоятельность.Патриотические чувства и любовь к Родине.Метапредметные результаты:Интерес и устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности.Навыки свободного экспериментирования художественными материалами и инструментами. Самостоятельно сочетать знакомые техники, осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения. Потребность в искусстве, желание продолжать обучение на профессиональном уровне. Авторское видение, самостоятельность в выборе тем, сюжетов и материалов для реализации своего замысла. Календарный учебный график. 2.2 Условия реализации программы.2.2.1. Материально-техническое обеспечение.Кабинет с хорошим освещением и вентиляцией, соответствующий требованиям САНПиН.2.2.2. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы.Перечень оборудования:Столы - 7 шт.Стулья - 15 шт. Мультимедиа проектор – 1 шт.Проекционный экран– 1 шт.Компьютер– 1 шт. Перечень оборудования, инструментов и материаловдля реализации программы: 2.2.3. Информационное обеспечениеЭлектронные издания, цифровые образовательные ресурсы:2.2.4. Кадровое обеспечение Данную программу реализует педагог высшей квалификационной категории Бугрова Елена Николаевна, имеющая высшее педагогическое образование и 32-летний стаж педагогической работы.2.3 Формы аттестации. Отслеживание и фиксация образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной программе «Мир увлечений» происходит в следующих формах: протокол результатов индивидуальной аттестации обучающихся, участие в конкурсах и результаты участия в конкурсах, журнал посещаемости, материал тестирования.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовое изделие, диагностическая карта, конкурсы, открытое занятие.Оценочные материалы. Утвержденное в МБУДО ЦДО «Радуга» «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации» регламентирует порядок и формы проведения, систему оценки, оформление результатов аттестации обучающихся. Программой предусмотрено применение устной и практической форм контроля. Аттестацию обучающихся рекомендуется проводить в течение всего учебного года, по завершении изучения каждой пройденной темы. Для фиксирования результатов использовать лист контроля, в котором освещены ключевые вопросы теории и практики пройденного материала. Выбор форм контроля зависит от специфики учебного материала, его сложности, объёма, доступности. Оценивание практической работы проводится в форме анализа практической деятельности ребенка. Педагог оценивает качество выполнения работы, умение применить знание технологии изученного вида декоративно-прикладного творчества. Для оценивания теоретических знаний детей используется проведение бесед, устных опросов.Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе индивидуальной аттестации обучающихся» по каждой учебной группе.Методические материалы.Педагогические технологии, используемые на занятияхПсихолого-педагогические принципы в реализации программы:1.Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;2.Доступность и поступательность материала («от простого к сложному»);3.Повторение изученного материала с элементами нового;4.Ориентация на дифференцированный подход в процессе обучения.Методологические принципы:1.Гуманистическая направленность обучения: подготовка ребят к деятельности в реальной жизни;2.Социально-психологическая направленность: создание коллектива единомышленников в данной среде декоративно-прикладного творчества.При проведении занятий применяются следующие методы обучения: 1.Словесный (беседа, рассказ, работа с книгой, иллюстрациями, схемами);2.Наглядно-демонстрационный;3.Частично-поисковый;4.Метод контроля (устный), т.е. анализ детских работ;5.Практический. Известно, что развивает то обучение, которое основано на активности, самостоятельности и инициативе детей. Поэтому в практике используются следующие типы занятий:- занятие-формирование новых знаний;- занятие закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков;- повторительно-обобщающие занятия;- контрольно-проверочное занятие. Для повышения эффективности освоения различных видов декоративно- прикладного творчества разработаны и изготовлены следующие наглядные пособия (дидактические папки): 1. Работа с бумагой. 2. Работа с текстилем. Дидактические папки представляют собой сборники образцов различных приемов, техник соответствующего вида декоративно-прикладного творчества и используются в процессе занятий как наглядное пособие для обучающихся. При освоении детьми той или иной техники задания должны нести в первую очередь нравственно-эмоциональную нагрузку. Необходимо поощрять в детях индивидуальность, творческое начало, воображение, изобретательность. Главное — придумать, а не изобразить. Сначала научить думать, а потом делать. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Создавая на занятиях условия для приобретения ребенком эмоций и используя богатство его эмоциональных состояний для развития воображения, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. Любая тема должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ребенка. Только тогда, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Ему необходим творческий опыт, и педагог должен создать ему эти условия.На заключительном этапе реализации программы дополнительного образования обучающиеся проектируют и выполняют отчетную работу. Текущие работы и отчетная работа представляются на выставках. Это воспитывает у обучающихся ответственность за качество своей работы. Список литературы:Литература для педагога.Н.А. Горлева «Твоя мастерская» М. Просвещение 2007г.А.А. Неменская «Твоя мастерская» М. Просвещение 2010гР.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва , 2008г.Долженко Г.И.Сто поделок из бумаги – С, 2006.Сборник методических рекомендаций к работе с бумагой – Н, 2007.Цирулин Н.А., Проснянова Т.Н. Уроки творчества – С, 2005.Соцкова А.Г. Открытки своими руками - Б, 2008.С.В. Горичева., Нагибина М.Н. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина- Я, 2010г.Лютиков А.Г., Жихарев Ю.А. Кружок Умелые руки - СПб: Терция, 2007 г.Соколова С. Школа оригами - М, 2007.Соколова С. Азбука оригами - М, 2007.Хоменко В.А. Лучшие поделки - Х, 2009.Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г.Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- Просвещение, Москва, 1982 г.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.Вайтман С.М., Большев А.С., Силькин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филминов А.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2006.Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс, 2007 С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.Литература для обучающихся.Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. – М.: «Университет», 2000 г.Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: «Айрис Пресс», 2005 г.Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - СПб: Литеро, 2005 гДавыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.Н.А. Горлева «Твоя мастерская» М. Просвещение 2007г.А.А. Неменская «Твоя мастерская» М. Просвещение 2010г« Цветы оригами для любимой мамы» Сталкер. 2006г.Л.Пицци «Фантазии из соленого теста» Мой мир. 2007г.Литература для родителей.А. Лопатина, М. Скрабцова «Краски рассказывают сказки» М, «Амрита – Русь», 2006гЛитвиненко В.М., Аксенов М.В. Семья Самоделкиных - СПб: Кристалл, 2006.Оригами для всей семьи. Составитель Майорская Т. - Б, 2008Хордина Р., Эстаделла П. Большая книга развивающих занятий длядетей - Б, 2009. Интернет-ресурсы